Высокого искусства жемчуга
Живая легенда русской пианистической школы, прямой потомок княжеского рода Бейбутовых – Мария Степановна Гамбарян прославила неповторимым исполнительским почерком своим не только русскую культуру, но и родную, национальную. Ни один из ее таких редких и в наше время концертов не остается не увенчанным музыкой великого Комитаса, со дня рождения которого исполняется в этом году 140 лет…
Корни, как известно, формируют крону. Крона же истинного таланта, а речь о Марии Гамбарян, это царственная посадка головы, твердая походка преисполненной достоинства личности.
Блестящий музыкант Нана Немсицверидзе, одна из любимых учениц профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Марии Гамбарян и верный помощник ее, после насыщенного домашнего концерта, который Мария Гамбарян дала для представителей интеллектуальной м о с к о в с к о й элиты, призналась, что при ней профессор Московской конс е р в а т о р и и Г. Г. Нейгауз шутливо обронил в адрес одного музыканта: «Покажи, как ты играешь, и я скажу, у кого ты учился»…
Оказаться в учениках у Марии Гамбарян могут лишь музыканты, наделенные даром слушать время, в котором создавался фортепьянный шедевр. И если за Марией Гамбарян ходит слава едва ли не лучшего интерпретатора произведений Шопена, лично мне сдается, особенно после концерта, который она дала в концертном зале Российской академии Гнесиных, что музыкальные критики, сами того не ведая, сужают горизонт ее возможностей: тем вечером широкой русской души Глинка и Мясковский раскрылись перед слушателями во всем великолепии и нюансах авторского замысла. Даже, казалось бы, таинственный и непостижимый Скрябин заиграл всеми гранями своей полифонии, хотя в зале никакой светомузыки-то и не было…
Не смею заподозрить Льва Оборина в неискренности: «Мария Гамбарян – высокоодаренная пианистка, обладающая тонким художественным вкусом, певучим звуком, артистическим темпераментом и великолепными виртуозными данными».
Откуда в ней все это? А от семейного воспитания, от среды, в которой росла и формировалась наша великая, без преувеличения, соотечественница. Отец Марии стоял у истоков создания Политехнического университета в Армении. А какое соцветие светлых умов имела в том времени республика, знают все. В своих воспоминаниях О.Э. Мандельштам упоминает о ее отце, профессоре Гамбарове, устроившем заплыв на озере Севан.
Арест отца в 1937-м наложил трагический отпечаток на ее судьбу: с биографией дочери «врага народа» нечего было рассчитывать ни на сольные концерты, ни на заграничные поездки. Она была «невыездной». Придавить придавили, не удалось лишь божий дар в человеке заглушить. Семья горевала. А пылкого сердца и живого ума личность рвалась на большую сцену…
Спасла возможность попасть в консерваторию. Ленинград покорил и великолепием архитектуры, и суровой приветливостью профессора Я.И. Мильштейна, ученика Константина Игумнова, гордости русского пианизма. Прошла отбор в аспирантуру к Г. Г. Нейгаузу, где консультировал продвинутых В. В. Нильсен, у которого Гамбарян и переняла редкое искусство – сращивать логику с эмоциями. «Музыканту от Бога» повезло: вскоре Марию Степановну пригласили в Москву, где она и преподает по сей день.
Работа педагога Гамбарян включает полный курс духовного становления будущего музыканта. Это не только анализ творчества каждого композитора, но и изучение эстетических воззрений эпохи, в которую он творил.
А вкус ко всему возвышенному привил ей мудрый муж, Владимир Волькенштейн, драматург и теоретик драматургии. Через него к ней пришло понимание глубин поэтического дара Ахматовой и Цветаевой, с которыми он дружил, как и приобщение к тайнам «драматургии пауз». Может, отсюда он, этот «певучий звук», о котором говорил Оборин?..
В журнале «Филармоник» Игорь Гусельников, как никто прежде, дал ей исчерпывающую характеристику: «Мария Гамбарян – высокохудожественное явление в искусстве, удивительно цельное и гармоничное. Удивительна и соотносимость красоты в ней – внешней и внутренней. Ее духовный полет высок и свободен. Ее профиль – античная камея. В ее владении словом и роялем – изящество истинной аристократки. В игре – простота и безыскусность. В интерпретации – яркая индивидуальность, но без лукавства выдумки. В основе звучания рояля – пение, сродни, быть может, суровой строгости и в то же время естественной нежности песен горцев».
Ашот Сагратян
Оставьте свои комментарии