№ 7 (142) Июль 2009 года.

Высокого искусства жемчуга

Просмотров: 4417

Живая легенда русской пианистической школы, прямой потомок княжеского рода Бейбутовых – Мария Степановна Гамбарян прославила неповторимым исполнительским почерком своим не только русскую культуру, но и родную, национальную. Ни один из ее таких редких и в наше время концертов не остается не увенчанным музыкой великого Комитаса, со дня рождения которого исполняется в этом году 140 лет…

Корни, как известно, формируют крону. Крона же истинного таланта, а речь о Марии Гамбарян, это царственная посадка головы, твердая походка преисполненной достоинства личности.

Блестящий музыкант Нана Немсицверидзе, одна из любимых учениц профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Марии Гамбарян и верный помощник ее, после насыщенного домашнего концерта, который Мария Гамбарян дала для представителей интеллектуальной м о с к о в с к о й элиты, призналась, что при ней профессор Московской конс е р в а т о р и и Г. Г. Нейгауз шутливо обронил в адрес одного музыканта: «Покажи, как ты играешь, и я скажу, у кого ты учился»…

Оказаться в учениках у Марии Гамбарян могут лишь музыканты, наделенные даром слушать время, в котором создавался фортепьянный шедевр. И если за Марией Гамбарян ходит слава едва ли не лучшего интерпретатора произведений Шопена, лично мне сдается, особенно после концерта, который она дала в концертном зале Российской академии Гнесиных, что музыкальные критики, сами того не ведая, сужают горизонт ее возможностей: тем вечером широкой русской души Глинка и Мясковский раскрылись перед слушателями во всем великолепии и нюансах авторского замысла. Даже, казалось бы, таинственный и непостижимый Скрябин заиграл всеми гранями своей полифонии, хотя в зале никакой светомузыки-то и не было…

Не смею заподозрить Льва Оборина в неискренности: «Мария Гамбарян – высокоодаренная пианистка, обладающая тонким художественным вкусом, певучим звуком, артистическим темпераментом и великолепными виртуозными данными».

Откуда в ней все это? А от семейного воспитания, от среды, в которой росла и формировалась наша великая, без преувеличения, соотечественница. Отец Марии стоял у истоков создания Политехнического университета в Армении. А какое соцветие светлых умов имела в том времени республика, знают все. В своих воспоминаниях О.Э. Мандельштам упоминает о ее отце, профессоре Гамбарове, устроившем заплыв на озере Севан.

Арест отца в 1937-м наложил трагический отпечаток на ее судьбу: с биографией дочери «врага народа» нечего было рассчитывать ни на сольные концерты, ни на заграничные поездки. Она была «невыездной». Придавить придавили, не удалось лишь божий дар в человеке заглушить. Семья горевала. А пылкого сердца и живого ума личность рвалась на большую сцену…

Спасла возможность попасть в консерваторию. Ленинград покорил и великолепием архитектуры, и суровой приветливостью профессора Я.И. Мильштейна, ученика Константина Игумнова, гордости русского пианизма. Прошла отбор в аспирантуру к Г. Г. Нейгаузу, где консультировал продвинутых В. В. Нильсен, у которого Гамбарян и переняла редкое искусство – сращивать логику с эмоциями. «Музыканту от Бога» повезло: вскоре Марию Степановну пригласили в Москву, где она и преподает по сей день.

Работа педагога Гамбарян включает полный курс духовного становления будущего музыканта. Это не только анализ творчества каждого композитора, но и изучение эстетических воззрений эпохи, в которую он творил.

А вкус ко всему возвышенному привил ей мудрый муж, Владимир Волькенштейн, драматург и теоретик драматургии. Через него к ней пришло понимание глубин поэтического дара Ахматовой и Цветаевой, с которыми он дружил, как и приобщение к тайнам «драматургии пауз». Может, отсюда он, этот «певучий звук», о котором говорил Оборин?..

В журнале «Филармоник» Игорь Гусельников, как никто прежде, дал ей исчерпывающую характеристику: «Мария Гамбарян – высокохудожественное явление в искусстве, удивительно цельное и гармоничное. Удивительна и соотносимость красоты в ней – внешней и внутренней. Ее духовный полет высок и свободен. Ее профиль – античная камея. В ее владении словом и роялем – изящество истинной аристократки. В игре – простота и безыскусность. В интерпретации – яркая индивидуальность, но без лукавства выдумки. В основе звучания рояля – пение, сродни, быть может, суровой строгости и в то же время естественной нежности песен горцев».

Ашот Сагратян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 142 человека

Оставьте свои комментарии

  1. ЖЕЛАЮЩИМ ДОЧИТАТЬ МОЮ СТАТЬЮ, ПРИВОЖУ ЕЁ КОНЦОВКУ, БЕСЦЕРЕМОННО ВЫРЕЗАННУЮ. Вот вам и комитасовский лад, въевшийся в плоть её и кровь… И пусть Мария Гамбарян сегодня - заслуженная артистка России, Народная артистка Армении. Этого мало. Рядом с нами не просто гениальнейший музыкант, но и кладезь бесценного опыта виртуозной игры. Не перестаю удивляться недальновидности правительства Армении: почему бы не отснять в качестве учебного пособия для начинающих музыкантов республики ткущие волшебное кружево чарующих звуков РУКИ пианистки?! Как минимум двумя-тремя камерами – в разных ракурсах, для полноты подачи образа исполнительской культуры. Посольство РА в Российской Федерации к 85-летию М. С. Гамбарян могло бы устроить приём в честь выдающегося музыканта хотя бы для вручения золотой медали министерства культуры республики за неустанную пропаганду музыкального искусства наших дружественных стран. Ашот Сагратян
  2. Да уж, культура... Обидчивые поэты пошли...
  3. В данном случае не в поэта всё упирается, а в этические нормы. Культура самовыражения профессионалу не противопоказана, а выпад вроде Вашего в адрес поэта, которого Вы,видимо, знаете, чисто армянский, да к тому же низкий.
  4. Уважаемый Ашот Сагратян, Вам эта мелочная суета не надоела? И своих почитателей угомоните как-нибудь. Стыдно, ей Богу! И еще странная фраза была. Оказывается, редакция ерундой занимается, печатая ОСТРОСОЦИАЛЬНУЮ статью о бомжах, а вот мусорники "завалили" портрет пианистки... Мол, такую ерунду печатают... Что за бред! Армяне, роющиеся в помойках, - это самый серьезный приговор нынешним властям. Вы разве против этого!? Вы поэт, человек гордый и патриотичный... А наши армяне опускаются до мусорников... Разве об этом не надо писать? Об этом кричать надо! А к Вашей героине-пианистке я испытываю самые светлые и добрые чувства. Будьте здоровы!
  5. Ко всей этой свистопляске я не имею никакого отношения. И если кому-то показалось, что статью о М.Г. надо было в макете поставить над этой остро-социальной, так это частное мнение. Ни гордость моя, ни честь не страдают от произвола редактора... У меня есть призвание и форма служения родной культуре. Своих почитателей я в глаза не видел, как мне их УГОМОНИТЬ? Так что, упрёки Ваши не по адресу.
  6. не понимаю, что за проблема. И что за странное противопоставление - мусорники и пианистка? И та и другая тема уместны. Разве только в НК редактора сокращают материалы? Это нормальное явление. Просто надо уметь работать с автором.
  7. Ого, опять наголосвали так много...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты