Опыт книги исторических очерков
Заметки российского публициста
В России 2012-й объявлен Годом Истории. Заканчиваются два месяца. Но что привнесли они обществу, к примеру, по теме, которую никогда не вычеркнуть из истории – что немало народов не один век составляли одну страну?
«Советские правители Армении». Автор – Г. Мирзоян. Издатель – «Ноев Ковчег». Отважен замысел обеспечить знакомство с каждым без исключения руководителем Советской Армении. Двенадцать имен. Точка отсчета для 1-го – 1920-й, год победы власти Советов. Завершение – 1990-й, траурно знаковый для советской цивилизации.
Не мне в этом целенаправленном отклике давать оценки их деятельности. Доверяю автору. Я об ином. О наитрудном замысле писать «многоцветные» биографии без белых пятен.
Замечу: книга написана в трудном жанре исторических очерков. В наборе воспоминания современников, извлечения из архивных документов и газет, а еще самоличное мнение автора. Вторая особенность: очерки воссоединяют факты политической деятельности и сугубо житейские. В итоге читатель знакомится с людьми живыми. Каждый из них со своими страстями. Их можно возносить как яркие свершения или воспринимать с сожалением, но, повторю, изложение судеб идет без купюр, которые, увы, во множестве других подобных книг или на ТВ являют собой нарочитое – конъюнктурное или в угоду низменным запросам рынка – искажение.
Как же, например, скрывать то, что каждая союзная республика свою экономику или просвещение развивала по восходящей. Но разве это могло бы стать реальным без того, кто в этих республиках брал на себя персональную ответственность за координацию процессов? Делая эту тему главной, Г. Мирзоян добивается высокого КПД своей книги. В такой же полной палитре исторических красок читаются, к примеру, террорные 30-е годы. Мы узнаем, что и другие различные «черные» инициативы Кремля или самого Еревана приумножалась или – бывало, оказывается, и так – преуменьшались или даже отвергались главными партийцами Армении.
…Сурен Арутюнян. Я читал очерк о нем с особым пристрастием. И потому, что лучшие для комсомола 60-70-е годы пролетевшего века связали нас служением делу заботы о молодежи. Он был секретарем ЦК ВЛКСМ, я главным редактором «Молодой гвардии». И потому, что он сдал свой пост руководителя республики в 1990-м, ибо иным стал общественный строй. Из очерка явствует, что он, невзирая на многие осложнения, которые буквально валились на армян то извне, то изнутри, стремился быть полезным своему народу. Это я прежде всего о нагорно-карабахской трагедии.
Так, Г. Мирзояну удалось правдиво – честно! – рассказать о том, как действовал в этих условиях этот 1-й секретарь ЦК компартии Армении.
Еще 10 глав. Важная составная часть книги – те очерки, которые призваны дать дополнительный материал для познания истории Армении ХХ века. Явно новым для российского читателя станет познавательный материал об армянах-думцах на закате царского режима. Не может не взволновать очерк «Рыцари мщения» – как героически осуществлялась казнь Джемаля–паши, одного из палачей армянского народа. На такой же страстной ноте познаешь судьбы великого воина Гарегина Нжде и советских воинов-армян, бежавших из фашистского плена, чтобы стать волонтерами европейского сопротивления.
Особо выделяются два скорбных очерка с одним страшным заглавием «Приговорить к расстрелу». Здесь рассекреченные тайны, как варилась в Кремле кухня злодеяний – смертные приговоры армянам, которых объявляли «врагами народа». Здесь ужасы, которые вызывает посещение расстрельного полигона на былой даче наркома НКВД Ежова в подмосковной Коммунарке – с именами армян.
Здесь похоронен и мой отец, сподвижник Льва Карахана, дипломата 20-30-х годов. Это упоминание невольно вызвало желание дать подсказку Г. Мирзояну. Его биографические изыскания обогатятся, если в рассказах об армянах появятся имена их русских соратников.
И еще о Годе Истории. Да, Россия пока не почувствовала никакой отдачи от продекларированного Кремлем призыва к мобилизации здравого смысла в осмыслении прошлого. Так когда же начнем лечить сидром подросткового – негативного! – отношения к истории СССР, инфицированного Беловежской пущей?
Мне думалось, что газеты и ТВ станут инициаторами «инвентаризации» достижений и недоработок исторического просвещения и призовут разработать программу исторического всеобуча.
Кто же не сетует на крайне болезненный для общества всплеск националистических провокаций и одновременно на малый КПД воспитания патриотизма. Но разве был консилиум? Кто не сожалеет, что перестали произноситься в школе, в СМИ и даже с высоких трибун освященные десятилетиями слова о дружбе народов? Но почему же нет, как минимум, на ТВ постоянно действующей программы о народах СНГ? И нет книжного ежегодника историко-просветительского направления и журнала для школьников «Юный историк» с разделом «Знакомьтесь: это наши соседи!»
Валентин Осипов, член Высшего творческого совета Союза писателей России, лауреат Всероссийской Шолоховской премии
Оставьте свои комментарии