В Химках полицейские опять «нахимичили», или Можно ли бороться с преступностью преступными методами?
На днях по телевизору показывали американский фильм – «Линкольн для адвоката». Показ был долгим, но я не пожалел почти трех часов. Кроме удовольствия от просмотра фильма, возникло чувство обиды, в фильме правосудие по-американски не выглядело бутафорским и постановочным, суд свершал истинное правосудие, опираясь сугубо на оценку доказательств, представленных сторонами защиты и обвинения. Возникает вопрос: как удалось стране, у которой всего лишь несколько столетий истории, стране, которую создавали беглые каторжники, авантюристы всех мастей со всего света, за короткое время истории достичь такого уровня развития, в том числе и в сфере судейской?
У нас же, у страны с тысячелетней историей, с величайшим культурным наследием, – полнейший регресс, мы медленно, но уверенно катимся назад, особенно в той же полицейско-судейской системе. Вроде бы и президент (бывший и вновь избранный) за закон, да и законы вроде неплохие, по крайней мере на бумаге, здесь подоспела и реформа МВД, зарплату и льготы подкинули, новоиспеченные полицейские, уже аттестованные, вернулись в свои рабочие кабинеты – и, казалось бы, жди ответной отдачи. Но грянул скандал в Татарстане, казанский райотдел «Дальний» показал, что реформа в душах и в головах пока еще редкий гость.
Ладно полиция – во всех странах с ней всегда были, есть и, наверно, будут проблемы. Однако в цивилизованных странах полицейскому произволу успешно противодействует прокурорско-судейский надзор и независимый, объективный, неподкупный контроль. Мы же, как всегда, идем своим особым путем. Правосудие по-русски еще весьма далеко от тех стандартов, которые приняты в цивилизованных странах. Ждем чуда, надеемся, что вот-вот и мы достигнем вершин правосудия. Московские судьи получают под сто тысяч рублей, у них льготы, худо-бедно обеспечены жильем, казалось бы, живи да радуйся, точнее, суди, желательно – по закону и совести. Однако реальность сурова: за эти блага от судей ждали (требовали?) покорности, послушания. И очень скоро, особенно в том же Московском регионе (да и по всей России), железной рукой известной начальницы процент оправдательных приговоров не составил даже процент! Это было бы смешно, если бы не было грустно. Ведь все мы знаем, что зачастую приговоры выносятся в отношении лиц, виновность которых основана на сфабрикованных и сомнительных доказательствах, и прокуроры-обвинители (почему-то от имени Российской Федерации) пытаются доказать, что белое – это черное, или наоборот. И зачастую эти фальсификации очевидны до беспредельного цинизма и зримы даже слепым. У многих обреченных теплится последняя надежда – суд! А в судах, к великому сожалению и к нашему общему несчастью, вовсю свирепствует пресловутое «басманное правосудие» и запущен конвейер по штамповке приговоров. Судьи «успешно» взвалили на свои хрупкие плечи еще и функции гособвинителей – прокуроров, учитывая, что большинство прокурорских обвинителей составляют молодые, новоиспеченные, малоопытные сотрудники. Итог подобного вопиющего «шефства и судоопеки» весьма печален: сотни, тысячи сломанных и искалеченных судеб… А кроме этого, еще и сознательное оправдание преступлений против правосудия: ведь создание искусственных доказательств вины, фальсификация доказательств, принуждение к даче признательных показаний путем применения пыток, угроз, должностной подлог, совершенные следователями и оперативными сотрудниками, не только остаются безнаказанными, но и поощряют их и далее действовать таким же образом. Почти 20 лет существует мощнейшая каста судебно-прокурорских деятелей, которых СУДЕЙСКАЯ ВЛАСТЬ превратила в свою вотчину. С действующей властью у них полное взаимопонимание, ведь они всегда подчеркнуто послушные и управляемые. Помните, еще недавно бывший мэр Москвы Лужков и его родственники в судах Москвы и даже Подмосковья долгие годы выигрывали почти все дела. Как только Лужков был «раскоронован», то тут же он и его супруга стали объектами пристального внимания судейско-полицейской машины.
Не так давно я участвовал в одном судебном процессе…
В Химкинском городском суде Московской области подходит к завершению уголовное дело по обвинению двух молодых парней в приобретении, хранении с целью сбыта наркотиков. Казалось бы, обыкновенное дело, подобных дел в российских судах огромное множество. Но есть в нем один момент, который меня поразил…
Во время очередного заседания предстоял допрос свидетелей. Как обычно, вызванные не горели желанием посетить суд для дачи показаний. Предстояла обычная скучная процедура – оглашение показаний свидетелей, данных ими в ходе следствия, если, конечно, адвокаты и прокурор не возражают. И вдруг выяснилось, что явился свидетель из другого города – молодая, красивая студентка 6-го курса. Она пояснила, что действительно была приглашена понятой поздно ночью в Химках, когда находилась в гостях у своей однокурсницы. Был обыск, что-то там нашли. Однако ей и подруге-понятой следователь велел расписаться в каких-то протоколах, которые были не заполнены. «Поздно, потом оформлю», – объяснил следователь. Через месяц-второй ей неожиданно позвонил тот же следователь, попросил встретиться по следственной необходимости. Встретились возле входа метро в Москве: следователь протянул ей опять какие-то бумаги, но уже заполненные, попросил расписаться. Объяснил, что это по поводу все того же ночного обыска. Встреча продлилась 2-3 минуты, расписалась, куда показывал следователь. В содержание не вникла, следователь торопил…
В зале судебного заседания царила напряженная тишина. Никто не ожидал, что ключевой свидетель-понятая даст подобные показания. Молодой представитель обвинения в растерянности обменивалась взглядами с судьей. Адвокаты тут же стали задавать вопросы, в том числе о ее подписи на пакетах, в которые был упакован обнаруженный при обыске порошок. Огласили также ее «показания», взятые у нее возле метро. Девушка в шоке. Она категорически отрицала: ни на каких пакетах не расписывалась, указанные в «протоколе допроса» факты ей неизвестны. Защита незамедлительно потребовала предъявить пакеты с порошком для сверки подписи. Но судья уже пришла в себя. «Пакетов нет, они в полиции. Если вам надо, ходатайствуйте!». В голосе – неприкрытое раздражение. Девушка продолжала отвечать на вопросы: «Мне известно, что эти же действия следователем были проведены и в отношении моей подруги, которая тоже была понятой, то есть в отношении подписи на незаполненных бланках, а о пакетах вообще ничего не известно, никаких пакетов с порошком не было…». У судьи и у прокурора шок прошел, «железной рукой» судьи была запущена процедура «спасения» дела. Несмотря на категорические возражения защитников и подсудимых, судья огласила показания не только отсутствующих свидетелей, но и показания… 2-й понятой, которая подписывала незаполненные протоколы обыска, а также протоколы допросов! Нетрудно представить, что почувствовали родители, родственники и защитники подсудимых.
Следующее заседание было назначено через две недели, видимо, этого было вполне достаточно, чтобы следствие и прокурор «поработали» со свидетелями, понятыми, дабы не допустить позорный конфуз… Уже после заседания ощущение двоякое. Во-первых, было приятным сюрпризом то, что есть еще в стране поколение, для которого чувство чести и собственного достоинства не пустой звук. Во-вторых, у нас, наверное, еще есть будущее, раз эта молодая, умная, симпатичная студентка заявила во всеуслышание, что она не быдло и не инструмент в руках нечистоплотных полицейских и иных по родству.
Давайте все-таки разберемся, нужны ли нам, гражданам великой страны, эти варварские, тихие и зверские методы следствия, реакционный суд и слепая, глухая прокуратура. Великая Россия начала ХХI века скатилась в своем развитии в задние ряды цивилизации, во имя так называемых «великих» целей были принесены в жертву десятки миллионов человеческих жизней. Как мне представляется, никакое добро, никакая справедливость не имеют шансов на победу, даже шансов на элементарное выживание, если руки исполнителей в крови, ибо запачкана их совесть. У нас в стране в третий раз за последние 3 года объявлена очередная кампания по искоренению пресловутой позорной «палочной системы» оценки деятельности правоохранительных органов, но время проходит, и любое подведение итогов работы все равно основывается на этих же самых «палках».
Что же касается судеб конкретных – двух молодых подсудимых из Химок (Жуков и Фрикен), то в любой другой стране за вышеизложенные методы следствия и судопроизводства им незамедлительно был бы вынесен оправдательный приговор, а все замешанные в этом лица, включая прокуроров и судей, понесли бы суровое наказание. Помните героев советского боевика «Место встречи изменить нельзя»? Так вот, кто же лучше – Володя Шарапов или железный Жеглов?
Пока же я с удовольствием потратил три часа моего ночного сна на просмотр американского фильма «Линкольн для адвоката». И не жалею! Надеюсь, что многие судебные приговоры, в основном оправдательные, которые выносят во время импровизированных телешоу типа «Час суда», могут перекочевать с экранов в реальную жизнь.
Через несколько дней будет очередное заседание суда. Чем оно закончится, не берусь гадать, ведь реальная черно-белая жизнь в корне отличается от цветной экранной.
Карен Нерсисян, адвокат
Оставьте свои комментарии