Нор-Нахичеванская община: второе дыхание старого города
Дорога к храму
Трудно забыть впечатление, которое произвел на меня, тогда молодую начинающую журналистку, вид полуразрушенной церкви в селе Большие Салы… «Как живется вам, люди, у порога разрушенного храма?» – этим риторическим вопросом заканчивалась моя заметка в ростовской газете, которую перепечатали потом и армянские СМИ. Спустя много лет такую же статью о человеческом беспамятстве мне пришлось писать после посещения армянского кладбища в бывшем городе Нор-Нахичеване, ныне части Ростова-на-Дону. Печальное это было зрелище: на главной аллее, сразу при входе на кладбище, среди буйно разросшихся сорняков валялись разрушенные надгробия и памятники.
Но настали другие времена, и люди как будто опомнились. Новые поколения вошли в силу и встали на ноги. И все, у кого есть душа и совесть, вместе стали исправлять трагические ошибки прошлого. Церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в селе Большие Салы Мясниковского района восстановлена и стала краше прежнего. Почти пятнадцать лет деньги на храм собирали всем миром: руководители сельскохозяйственных и промышленных предприятий, предприниматели-меценаты, простые селяне. Первая деревянная церковь, поставленная на этом месте переселенцами из Крыма на Дон, была освящена 21 апреля 1781 года, а в середине ХIХ века жители села построили большой каменный, самый большой армянский храм на Дону. После реставрации он был освящен Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином Вторым 7 сентября 2008 года.
Большой вклад в восстановление церкви внесла Ростовская региональная общественная организация «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община». Возглавляли штаб Мария Хазизян, директор местной школы, впоследствии директор сельского дома культуры, и ветеран труда Тамара Магдесян.
24 сентября 2011 года впервые в истории Армянской Апостольской Церкви у возрожденного храма прошли мероприятия по увековечиванию памяти жертв репрессий – священнослужителей, пострадавших за веру. Мемориальный памятник – крест был установлен в память о трех священниках и пяти учителях приходской школы церкви Сурб Аствацацин, ставших жертвами сталинских репрессий в 1937-1938 годах. На открытии памятника выступали их внуки и ученики. Собранные фотографии из семейных альбомов и архивные документы будут храниться в сельском музее, который решено создать в Больших Салах.
Тогда же в Нор-Нахичеванской общине произошло еще одно знаковое событие: за счет средств спонсоров начались работы по приведению в порядок мемориальной части армянского кладбища, где похоронены выдающиеся общественные деятели, писатели, художники, архитекторы, герои войны. Но сначала их еще надо было найти, эти заброшенные могилы. В кропотливой поисковой работе приняли участие историки, молодежь – студенты ростовских вузов. Средства на новые памятники – 500 тысяч рублей – выделил член правления Нор-Нахичеванской общины, директор ОАО «Нахичеванский рынок» Роман Геворкян. Именно его и попросили скинуть белое полотно с гранита нового памятника на могиле главного архитектора Нахичевана на протяжении 25 лет Николая Дурбаха (Дурбахяна Никогоса Мкртичевича, годы жизни 1858-1924).
Одно из творений этого талантливого человека – здание Армянского театра (ныне в нем находится Ростовский молодежный театр) – и по сей день считается одним из самых красивых зданий Ростова, архитектурным шедевром. Дурбаха не случайно называют «нахичеванским Растрелли». Новые памятники установлены пока на могилах пяти выдающихся нахичеванцев, и работа эта продолжается.
– Мы вовсе не Рокфеллеры, Нахичеванский рынок – не такое уж крупное торговое предприятие, и для нас такая сумма пожертвований – существенная, – сказал корреспонденту «Ноева Ковчега» Роман Геворкян. – Но я рад, что смог поучаствовать в таком благородном деле, рядом со мной в этот день были мои родители и три моих сына и дочь. Я думаю, для них это будет хорошим уроком, как надо относиться к памяти ушедших от нас людей. Мы, ныне живущие, так и должны поступать, если хотим, чтобы потомки с уважением относились к нашей памяти.
Таких активистов еще поискать
Я беседовала со многими нахичеванцами, и все они были единодушны во мнении: в жизни общины произошли большие изменения. Трудно сказать, активистов ли прибавилось оттого, что идет большая работа по самым разным направлениям или, наоборот, общественная жизнь бьет ключом оттого, что активистов стало больше? Ведь эти процессы взаимосвязаны. Активисты Нор-Нахичеванской национально-культурной автономии за многое берутся и доводят начатое до конца. Причем среди самых боевых и неугомонных – люди всех возрастов: и ветераны, и молодежь. В совете молодежной организации одиннадцать человек, это генераторы идей и координаторы всей работы, но энтузиастов на самом деле гораздо больше – в каждом вузе свой актив и свои мероприятия. Хотя на них ребята только знакомятся друг с другом, главное, конечно же, неформальное общение. Многие студенты (из семей, относительно недавно переехавших из Армении) знают армянский язык, но еще больше таких, кто языком не владеет, но хочет овладеть. Новые товарищи как раз и помогают, а первые шаги в постижении родной речи можно сделать в виртуальном колледже, открывшемся в Ростове полгода назад.
Так в ХХI веке учат языки: учитель общается с учениками через Интернет по скайпу.
В колледже есть три ступени обучения: начальная – для тех, кто совсем не знает армянский, вторая ступень – для тех, кто владеет языком на среднем уровне, и третья – для тех, кто владеет свободно, но хочет усовершенствовать свои познания. (Среди новичков есть молодой человек, который влюблен в армянскую девушку и хочет к свадьбе научиться хотя бы немного говорить на ее родном языке.)
– Нас, учителей армянского языка, постоянно приглашают в Нор-Нахичеванскую общину на праздники, такие как День учителя и на деловые мероприятия вроде «круглых столов», где мы обсуждаем наши проблемы. Например, какие учебные пособия нам нужны, можно ли их привезти из Армении или нужно напечатать здесь, в Ростове, – говорит учитель Большесалинской средней школы Мясниковского района Эмма Карташян. – Такое внимание очень помогает в работе. К сожалению, сейчас из учебных планов 10-11-х классов школ нашего района с армянским этнокомпонентом исключен армянский язык (чтобы больше часов выделить на предметы, которые надо сдавать на ЕГЭ), так, значит, нужно больше и лучше учить язык в средних классах.
В прошлом году Эмма Карташян заняла второе место на конкурсе среди учителей армянского языка, живущих и работающих за пределами Армении. «Нор-Нахичеван» отправил в Ереван конкурсной комиссии посылку весом в 20 килограммов – методические и другие материалы, разработанные учителем из села Большие Салы. Ей самой с этой задачей трудно было бы справиться.
«Мы – не перекати поле…»
– Главная наша задача, – говорит лидер молодежной организации Нор-Нахичеванской общины Бабкен Асатрян, – приобщить наших ребят к культуре армянского народа, его истории, пробудить национальное чувство. Понимание того, что ты сын великого народа и этого звания должен быть достоин. Проектов у нас много, но прежде надо наладить контакты со всеми нашими молодыми соотечественниками, ведь еще не все даже знают, чем занимается община.
Бабкен Асатрян уже получил два высших образования – экономическое и политологическое, сейчас учится в аспирантуре Северо-Кавказской академии государственной службы. Акоп Давтян, куратор исторического клуба «Мовсес Хоренаци», созданного при Нор-Нахичеванской армянской общине, – магистр исторического факультета Южного федерального университета. На заседании клуба всегда много молодых людей, интересующихся историей Армении.
– Наши встречи проходят в форме лекций-дискуссий, – рассказывает Акоп, – причем лектором может стать любой член нашего клуба, но в основном лекции читаем я и Самвел Меликсетян, студент факультета политологии и социологии. На заседания клуба приходят не только студенты ростовских вузов, но и все, кому интересна история армянского народа.
К этому надо добавить, что исполнительный директор Ростовской региональной общественной организации «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община» Сергей Саядов – сам историк, автор книг, основанных на архивных материалах. Уже пять лет он руководит проектом Общеармянского культурно-просветительского фонда «Хайазг», созданного в Ростове. Неудивительно, что общиной столько внимания уделяется приобщению молодежи и старшего поколения к культуре и истории армян.
– Но и спорту мы уделяем немало внимания, ведь он воспитывает упорство в достижении цели, чувство локтя и командный дух, – говорит Саядов. – Наши спортсмены побеждают на престижных соревнованиях.
Хватает и малозаметной со стороны, каждодневной рутинной работы. Иногда человеку нужно просто помочь в решении каких-то насущных проблем. Приходят соотечественники, попавшие в трудную жизненную ситуацию – ни работы, ни прописки, ни денег. Куда идти, что делать? Мы стараемся помочь, сделать все, что в наших силах.
Депутат не в курсе!
Возглавляет Нор-Нахичеванскую армянскую общину известный предприниматель, депутат Законодательного собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян. Он, конечно, главный генератор идей и многое делает сам для их осуществления. Но без поддержки других активистов – предпринимателей, вузовской и творческой интеллигенции, всех неравнодушных людей – вряд ли удалось бы столько сделать: открыть Музей русско-армянской дружбы в старинном особняке, издать книги о художниках, писателях, выдающихся общественных деятелях Нор-Нахичевана. А главное – сплотить людей. В конце прошлого года городская национально-культурная автономия была создана и в Таганроге.
…Некоторое время назад ленты информационных агентств опубликовали высказывание одного из депутатов Национального Собрания Армении о том, что армянская диаспора в России, по его мнению, «не использует свой потенциал и никак не может сформулировать четкие цели своей деятельности».
Похоже, депутат просто не в курсе, как живут и чем занимаются армянские общины в разных регионах России.
Анна Лебедева, Ростов-на-Дону, для «НК»
Оставьте свои комментарии