Николай Бордюжа: Армения – полноправный член ОДКБ со своими правами и обязанностями
В 2012 году исполняется 20 лет Договору о коллективной безопасности и 10 лет ОДКБ. Исторический выбор, сделанный Арменией и другими странами постсоветского пространства, выдержал испытание временем. За эти годы удалось сформировать эффективную структуру многостороннего сотрудничества в сфере безопасности и занять достойное место среди региональных международных организаций. Выстроена и успешно действует многофункциональная система комплексного обеспечения безопасности ОДКБ в своей зоне ответственности, нацеленная на противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.
По словам президента Республики Армения Сержа Саргсяна, «деятельность ОДКБ и активное вовлечение Армении по всем ее направлениям, безусловно, позитивно повлияли на боеспособность страны и способствовали поднятию уровня безопасности региона». Благодаря участию в ОДКБ и стратегическому партнерству с Россией Армения сумела довести уровень своей армии по технической оснащенности и комплектации современным вооружением до высших международных стандартов.
По линии ОДКБ Армянская армия имеет возможность участвовать в международных проектах и акциях, в российских военных учебных заведениях проходят подготовку военные специалисты по самому широкому профилю. И при всех преференциях и очевидных выгодах этого сотрудничества Армения остается в отношениях со странами СНГ и Россией равноправным партнером.
Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа рассказывает об Организации Договора о коллективной безопасности:
– ОДКБ сегодня – это серьезный коллективный силовой потенциал, это две крупные военные группировки – российско-белорусская и российско-армянская.
Это коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона, десять батальонов хорошо обученных, неплохо экипированных военнослужащих, которые могут участвовать в локализации региональных вооруженных конфликтов.
Это миротворческие силы. ОДКБ – это механизмы координации, активная работа по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, по обеспечению информационной безопасности государств-участников ОДКБ.
Наша организация имеет много инструментов, с помощью которых мы создаем систему коллективной безопасности.
– Какую оценку участия Армении в ОДКБ Вы бы дали?
– Я уже упоминал, что Армения является активным участником ОДКБ. Это касается, прежде всего, того факта, что армянская сторона не раз выступала с инициативами по совершенствованию системы и структуры ОДКБ.
КСОР – Коллективные силы оперативного реагирования, целесообразность которых признали все участники договора, – были созданы по представлению армянской стороны.
Сегодня армянская сторона выступает с конкретными предложениями по углублению военно-технического и экономического сотрудничества. И это не может не вызывать уважения.
– Будучи активным членом ОДКБ, Армения среди стран-участниц больше всего подвержена вовлечению в военный конфликт из-за неурегулированности карабахского конфликта. Угрозы возобновления военных действий постоянно звучат со стороны Азербайджана. Какова позиция ОДКБ в этом вопросе?
– В процесс урегулирования карабахского конфликта мы не вмешиваемся. Мы мониторим ситуацию, отслеживаем ее. Армения – наш союзник. И это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Но есть международные организации, в частности Минская группа ОБСЕ, очень активно работает российское руководство, которое недавно провело трехстороннюю встречу президентов, поэтому должны работать эти механизмы. Не надо создавать что-то новое или вмешиваться в урегулирование конфликта.
– Как будет действовать ОДКБ в случае кризисного развития карабахского конфликта и участия в нем Армении?
– Армения – полноправный член ОДКБ со своими правами и обязанностями. Она обязана предоставлять свои возможности в защите интересов другого участника договора, а также имеет право получать помощь от другого государства-участника ОДКБ и его союзников. Это первое. Второе – как? Все дело в развитии кризисной ситуации. Сегодня предусмотреть сценарий развития той или иной кризисной ситуации в государствах-членах ОДКБ невозможно. Есть варианты развития событий наподобие того, как это было в Киргизии, есть варианты развития событий, как это было в Белоруссии, Казахстане. Все зависит от конкретного формата действий, которые возникают в том или ином государстве. Исходя из оценки обстановки и будут приниматься решения о том, как действовать и какой использовать потенциал. То, что этот потенциал у ОДКБ есть, нет сомнения. Но он не только силовой. Как правило, в этом случае говорят о Коллективных силах оперативного реагирования. Но у нас есть и политический потенциал влияния на обстановку, у нас есть миротворческий потенциал, у нас есть потенциал по применению оперативных сил против терроризма и наркотрафика, по борьбе с незаконной миграцией. Но, повторяю, Армения как полноправный член ОДКБ в случае возникновения кризисной ситуации получит всю необходимую помощь и поддержку со стороны стран-участниц ОДКБ.
– Вы только что вернулись из Армении. Какие задачи военно-технического сотрудничества стоят перед сторонами?
– В начале марта состоялась рабочая поездка в Ереван представителей Объединенного штаба и Секретариата ОДКБ, которые занимались подготовкой проведения очередных учений КСОР «Взаимодействие-2012», которые пройдут в сентябре этого года на территории республики. В ходе своего визита я провел встречи с министром иностранных дел Армении Э. Налбандяном и секретарем Совета национальной безопасности Армении А. Багдасаряном. Мы обсуждали широкий круг вопросов деятельности организации и задачи на ближайший период. Проведено совещание с представителями силовых структур по обсуждению проектов концептуальных документов,
Мы создаем Концепцию развития ОДКБ, Стратегию системы коллективной безопасности, наконец, Систему стратегического планирования в ОДКБ. Это документы, которые нужно обсуждать и согласовывать. В Армении я встречался с экспертами и политологами, чтобы услышать их мнение и замечания по проектам документов. Что касается военно-технического сотрудничества, президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего визита в Ереван в 2010 г. подписал меморандум о совместной военно-экономической деятельности, создании совместных предприятий военно-промышленного комплекса.
В рамках этого меморандума мы сегодня работаем, это наш пилотный проект по созданию совместных предприятий по ряду направлений в военно-экономической сфере между Россией и Арменией. На сегодняшний день согласованы четыре проекта по созданию сервисных центров на территории Еревана. Это будут центры, обслуживающие военную технику Вооруженных сил Армении и стран-участниц ОДКБ.
– Cобытия в Киргизии подняли проблему участия ОДКБ в решении внутриполитических проблем стран-участниц ОДКБ. Не будет ли это решение восприниматься как попытка вмешательства во внутренние дела и подавление оппозиции при помощи Коллективных сил?
– После киргизских событий на неформальном саммите президентов в Астане в августе прошлого года обсуждался вопрос о создании механизма кризисного реагирования в ОДКБ, который мог бы повлиять на обстановку в случае, если национальные органы правопорядка, власти не справляются с ситуацией, когда в стране возникает хаос, бесчинства, массовые беспорядки, мародерство, а на национальном уровне с этой проблемой справиться нет возможности. По решению Совета коллективной безопасности, принимаемому консенсусом, возможно, будет использовать потенциал ОДКБ. Я подчеркиваю: не применять войска, а использовать потенциал организации, прежде всего политический, для разрешения кризисной ситуации. Такая договоренность есть, и в этом направлении мы работаем.
Когда вносились изменения в нормативные документы, такую возможность в сферу деятельности ОДКБ государства заложили. Но применять потенциал не в борьбе с оппозицией, а по восстановлению правопорядка и защиты граждан. И принимать такие решения будут президенты государств-членов ОДКБ путем консенсуса. Это не наделение ОДКБ жандармскими функциями, как это часто преподносят, не участие ОДКБ в политических играх на национальном уровне, а защита интересов граждан и правопорядка стран, входящих в ОДКБ.
– Обстановка вокруг Ирана продолжает накаляться. Между тем Иран имеет общую границу с Арменией, являющейся участником ОДКБ и стратегическим партнером России. Какую позицию займет ОДКБ в случае начала военных действий против Ирана?
– Позиция одна – чтобы этого конфликта не было. По этому поводу страны – участницы ОДКБ уже приняли совместное заявление, в котором предлагают решение спорных вопросов сугубо мирными методами. Нанесение ударов по Ирану потрясет огромный регион. Причем потрясет серьезно. И с точки зрения военной, и с точки зрения политической, миграционной, экологической. Если все-таки по Ирану будут нанесены удары и начнется война, она будет иметь колоссальные последствия. Армения совместно с Ираном реализует ряд крупных инвестиционных программ в сфере энергетики, сравнительно недавно задействован газопровод, намечено строительство нефтепровода. Обсуждается строительство железной дороги. Все эти жизненно важные для Армении проекты, скорее всего, будут свернуты или законсервированы на неопределенное время. А это будет серьезным ударом по экономике Армении и, как следствие, по благосостоянию населения Армении. А поскольку военный конфликт в Иране означает эскалацию напряженности в непосредственной близости от внешних границ СНГ и зоны ответственности ОДКБ, то он будет являться угрозой безопасности и для стран Содружества. Поэтому мы являемся принципиальными противниками военного решения иранской проблемы.
Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии