Камо грядеши
Многоуважаемый Рустам Ибрагимбеков! В газете «Ноев Ковчег» (март 2012 г.) прочел Ваше заявление. Читал я с умилением – как нежно- трогательно озабочены Вы судьбой демократии во Франции.
Просто садись и плачь от восторга! Кто бы еще надоумил их встать на подлинный демократический путь, не будь Вас и Ваших сверхдемократичных политологов? Да, верно, учить надо французов, и пусть они искренне будут Вам благодарны.
Я не представляюсь Вам, ибо Вы меня знаете. Я снимался в фильме по Вашему сценарию, который Вы доверили снимать армянину Паше (Погос) Арсеньеву.
Мы с вами в Ялте не раз сидели за общим столом и, естественно, произносили тосты друг за друга. В то время Вы произвели на меня большое впечатление. Мне было приятно общаться с образованным, высококультурным, талантливым человеком.
А теперь мне хочется рассказать Вам несколько эпизодов, чему я был свидетелем, и задать Вам, если позволите, несколько вопросов.
Каждый раз, когда Ваш фюрер беснуется, как истинно махровый фашист, я вспоминаю Вас и достаточно многих моих азербайджанских друзей. Вы, будучи человеком большого ума и мудрости, согласны с заявлениями Вашего вождя? И Вам, там у себя, нравится, как он бряцает оружием?
Уважаемый Рустам, после Вашего заявления я уже ни в чем не уверен. И малость растерян! Мне как-то трудно стало верить в вашу искренность и интеллигентность. Извините.
Вот недавно Ваш гениальный вождь на весь мир заявил, что поголовно все армяне – враги азербайджанцев.
Дорогой Ибрагимбеков, Вы это слышали, и неужели от такого зверского злобства по Вашему телу не прошли мурашки? Не напомнило ли это Вам разных там Геббельсов? И как понимать этот клич – это зов к чему?
Мы, армяне, знаем ответ, вы нас многому научили. Собственно, много ума и не надо, чтобы понять суть призыва вождя: азербайджанцы, стреляйте, режьте, вешайте, насилуйте, рубите головы (особенно когда они спят).
К слову, адвокат Вашего народного героя в Будапеште официально заявил, что в Азербайджане убить армянина не считается преступлением!
Уважаемый мною человек, Вы с этим согласны? И как Ваш предводитель поступит с карабахцами? Хотя о чем речь, ведь цель его – уничтожить, стереть с лица земли род армянский!
Во время Второй мировой войны русским долго казалось, что Гитлер пришел воевать, лишь у Сталинграда осенило: не воевать пришел он, а уничтожать славян и весь род славянский.
Мы это знали изначально, не манкурты же мы, мы знаем с какой целью вы ступили на нашу землю, разве можем мы забыть страшный геноцид 1915 года, когда ваш старший брат вместе с вами ломал армянский хребет!
Ваши намерения нам ясны, но мы готовы на этот раз!
Уважаемый Ибрагимбеков, мы, армяне, вместе с вами строили вашу страну, развивали нефтедобычу (сколько преданных делу талантливых людей там было!), развивали вашу промышленность, работали большие ученые, высокопрофессионалы, инженеры, рабочие на заводах, фабриках, в торговле, строили дома, а какие умелые ремесленники...
Одного паркетчика, Яшу, бакинского беженца, богатые люди из Баку нашли в Ереване, просили приехать настелить паркет в их особняке, безопасность обеспечивали, платили сколько захочет.
– Поедешь, Яша? – спросил я.
– Нет, – говорит, – все мое тело пропитано страхом. Не смогу осилить!
Рука об руку развивали культуру, спорт и многое, многое...
Мы ваши враги?
В начале пятидесятых годов в городе Степанаване построили азербайджанскую школу. Я тоже был приглашен на открытие. Я же родом оттуда. Боже мой, какая всеобщая радость, какой праздник устроило местное руководство, какие торжественные речи, приветствия.
Секретарь райкома Панян Завен сказал:
– Наконец нам удалось построить это великолепное здание для наших азербайджанских детей.
Мы ваши враги?
Я сидел в зале, смотрел на счастливые лица, поющих, пляшущих детей. Мне было хорошо. Но потом вспомнил, как вы в эти годы выдалбливали из Нахичевана последние семьи армян.
У меня был приятель из Масисского района. Каждый раз, как мы встречались, он восторженно говорил мне, что в районе их (азербайджанцев) уже 57 процентов!
Мы вам враги?
В поселке Сагмосаванк, в армянской школе, преподавали трое моих друзей. Один черчение, второй армянскую литературу, третий армянскую историю.
Вы бы доверили учебу и воспитание ваших детей нам?
Мы ваши враги?
В Сисианском районе заготовкой зерна руководил некий Мамедов Сарвен. Им были недовольны все, в том числе и сородичи. Райком решил отстранить его от должности. Но, как тогда водилось, без согласия месткома это было невозможно. И что? Женщины, простые армянские труженицы, подняли страшный шум. Как можно лишать человека работы, если у него пятеро детей? Где ваша совесть, нет Бога над вами? И не дали согласия.
И мы ваши враги?
Я, уважаемый Ибрагимбеков, просто обязан говорить правду (ибо в 83 года быть неправдивым, врать и выдумывать – страшный грех. Я так думаю). В Армении жили замечательные люди, азербайджанцы. У моего отца было полно друзей среди них. Когда моего отца на три года взяли на войну, один из его близких друзей, председатель колхоза села Измарлу, дядя Исай (у которого, естественно, была бронь), каждую осень на своей колхозной подводе привозил нам на зиму сыр, пшеницу, масло... Было и такое. Царство небесное ему и таким, как он! Расскажите это вашему фюреру, пусть его немного покоробит!
Уважаемый Ибрагимбеков, когда начались зверства в Сумгаите (об этом я не буду говорить, сами захотите – узнаете всю правду, увидите ад на поверхности земли), так вот, вся милиция нашей республики была поднята на ноги. В это время я был в Красносельском районе и вместе с милицией сопровождал азербайджанцев до самой границы. На собственных машинах, на колхозных грузовиках, со всем домашним скарбом, волкодавами, безопасно пересекали границу.
И мы ваши враги?
Если у этих «Еразов», как вы их называете, есть свой Аллах, то он никогда не осмелится не подтвердить мои слова.
Не было и не могло быть ни одного убийства, ограбления и, не дай Бог, изнасилования! Не было. Всевышний свидетель – и не могло быть!
Мы вам враги?
В это же время мне доверили принимать беженцев (какое страшное слово для армян – «беженец»! Сколько мы их видели на своем веку).
Люди вваливались в мою квартиру, в галошах на босу ногу, ободранные, ограбленные, изнасилованные, голодные, замученные до предела. Потерявшие всё, что нажили.
Мать 15-летней девочки заставила ее рассказать мне, как соседские подонки насиловали ребенка. Я записал на пленку и тут же стер. Мерзость!
Человек не должен такое слышать!
Уважаемый Ибрагимбеков, половина страны лежала в руинах после страшного землетрясения, и их некуда было размещать, плюс сотни тысяч местных, оставшихся без крова.
Господин Ибрагимбеков, Вы представили картину, и Ваше гуманное сердце чуточку не заболело о людях? Просто о стариках и женщинах, просто о людях...
И в это время к нам приходили вагоны с цементом, залитым водой, и с изощренно-злорадными поздравлениями с землетрясением, крупно выведенными на бортах вагонов.
Кстати, вы там устроили не то какой-то лагерь, не то гетто и демонстрировали иностранцам.
Лично вам вопрос. Армяне в Азербайджане оставили сотни тысяч домов, квартир. По грубым подсчетам, около пятисот тысяч коек. Поинтересуйтесь, куда это делось? Зачем устраивать этот цирк?
Вы и ваш старший брат – турок – зажали нас в железные тиски блокады...
Вы, мой уважаемый человек, оскароносец и прочее, прочее, живущий в огромной культурной среде, думается – высоконравственной, считаете это актом гуманизма? Душить, душить народ до издыхания, перекрыть все входы и выходы, все клапаны...
По-вашему это хорошо?
Вы здорово взяли нас за горло, об этом Вы говорите в своем светском кругу, обсуждаете или избегаете?
Но дело в том, что мы, армяне, народ живучий, в принципе – неискоренимый!
У нас, правда, нет нефти и газа, нет ваших несметных богатств, но всему этому мы противопоставляем нашу несгибаемую волю и непобедимый рыцарский дух!
И еще, мы народ бесконечно благожелательный и добрый, и в этом тоже наша сила. Мы не умеем ненавидеть, как вы, а вы не умеете любить, как мы. Еще одно превосходство!
Вы, конечно, не читали гениального Е. Чаренца. У него удивительно талантливая поэма, называется «Ленин и Али». Из этой поэмы сделали кино в свое время, и я играл роль Али, простого турецкого труженика, рыбака. Прочтите, посмотрите, с какой трепетностью написан и сыгран этот обаятельный образ турка. (Кстати, написан он после геноцида 1915 года.)
Мы ваши враги?
Прочитайте, пожалуйста, другого нашего гения О. Туманяна. Его рассказ, который называется просто «Ахмад». Найдете там любовь, уважение, восхищение им, и только! Что-то подобное у вас есть?
Один из моих близких друзей Сабир Ризаев руководил в армянской академии отделом искусства. Мы все его любили и в благодарность недавно издали шикарную книгу, посвященную его творчеству и его деятельности. У Вас такое возможно?
Мы ваши враги?
К слову, что вы будете делать с двумя неразрывно связанными, великими Арно Бабаджаняном и Муслимом Магомаевым? Неужели уничтожите эти записи?
И это будет не варварством? Как Вы думаете?
Два года назад в Ереван приехал Осман Кокер из какого-то культурного центра. Привез он тысячи открыток, снимков, марок о жизнедеятельности армян в Турции. Устроенная им выставка, здесь, в зале кинотеатра «Москва», нас всех поразила, но не удивила. Мы ведь знали о большой роли армян в Турции. Естественно, познакомились. Я поблагодарил его за этот огромный труд. Я, глядя на эту выставку, подумал: «Мы, армяне, на турецкой ниве пролили море пота, а турки пролили море армянской крови!» Я это вслух не сказал, просто подумал: не буду обижать такими тяжелыми словами этого обаятельного, благодарного турка. Осман Кокер – их, таких честных, в Турции все больше и больше. Иначе и быть не может. Правда, как солнце – может на время скрыться за черной тучей, но не навсегда.
Уважаемый Ибрагимбеков, я уверен, Вы будете свидетелем признания геноцида армян в 15-м году. Вы услышите покаяния турок. Что касается демократии, Вы же видите, она продается и покупается везде, больше, чем что-то иное! Думается и вам что-то предлагалось, как искреннему демократу.
Мне хочется расстаться с Вами как-то по-доброму, но не знаю, как. Может, мы с вами начнем распутывать маленькие узелки?
Другого пути нет, мы тут вечны, наши корни в этой земле на глубине пяти тысяч лет. Нет такой силы, которая выкорчевала бы их.
А там посмотрим…
С уважением к Вам и к Вашему таланту
Сос Саркисян, народный артист Советского Союза
Оставьте свои комментарии