Модест Колеров: Безопасность всегда важнее прибыли
В продолжающемся противостоянии между Арменией и Азербайджаном по вопросу Нагорного Карабаха если пока и нет открытых военных действий, то еще и потому, что стороны находятся в состоянии нешуточной информационной войны. Практически каждый день с новостных лент азербайджанских информационных агентств льется поток дезинформации и откровенной подтасовки фактов. Человеку, не знакомому с историей Армении и Азербайджана, очень сложно разобраться в сути происходящих событий.
Особенно остро ранит сознание армян то, что часто для тиражирования измышлений азербайджанских политологов свои страницы предоставляют российские издания. А ведь Армения в отличие от других постсоветских республик и Азербайджана является стратегическим партнером России и имеет право на более лояльное отношение к себе российских СМИ. Недавно, к примеру, «Московская правда» опубликовала большой материал заведующего сектором политических исследований администрации президента Азербайджанской Республики Фуада Ахундова «Как же погиб автор «Горя от ума»?», согласно которому в гибели поэта и дипломата виновны неблагодарные «лица армянской национальности», которых по своей наивности Александр Грибоедов переселял из Персии на … «азербайджанские земли». Скромно не упоминает автор того известного факта, что Азербайджан впервые появился на политической карте мира только в 1918 году, а Армения фигурирует на картах древности и Средневековья, что Армения известна миру еще со времен Страбона, Геродота, Птолемея и других древних историков. Уж не говоря о том, что само название «Азербайджан» заимствовано у соседнего Ирана, где во времена персидской империи была провинция с аналогичным названием. Эти и подобные попытки исказить историю имеют под собой вполне определенные цели и задачи – сформировать в России общественное мнение определенного вектора, отвечающее политическим интересам Азербайджана. Конечно же, армянская сторона старается дать достойный и адекватный ответ. Но одно дело, когда информационное пространство крайне ограничено, как это имеет место быть в Армении, и другое – когда есть СМИ, которое отслеживает события в регионе и объективно освещает их на несравненно большем информационном поле. В последние годы эту миссию на себя взяло российское информационное агентство «Регнум» под руководством Модеста Колерова, который ответил на вопросы нашей газеты.
– Часто после Ваших оценок и высказываний по важнейшим политическим проблемам в Интернете появляются комментарии, в которых авторы называют вас «анонимным негодяем, подлецом, истеричной дамой»… Как реагируете на подобные выпады и была ли подобная реакция по вопросам взаимоотношений Армении, Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики?
– Вы процитировали не «некоторых авторов», а приднестровского писателя Коноплева. Думаю, о любом активном человеке в Сети можно найти негативные формулировки. Мне недосуг думать, насколько они репрезентативны. И, разумеется, реагировать на такого рода формулировки не имеет смысла. Что же касается Армении и Азербайджана, то официозы и в Ереване, и в Баку в равной степени обвиняли меня в сотрудничестве то с армянскими, то с азербайджанскими спецслужбами. В Карабахе я таких обвинений не слышал. Может быть, просто по невнимательности.
– Как журналист, не могу не сказать о том, что Вы разбираетесь в ситуации на Южном Кавказе лучше, чем некоторые чиновники. Чем обусловлен ваш интерес к региону?
– Чиновники всегда «некоторые». Сегодня они руководят прапорщиками, потом скрепками, а завтра руководить будут политикой России в Закавказье. Ждать от них глубины не приходится. Мое же внимание к региону развивается уже 10 лет и связано в первую очередь с масштабной информационной работой: именно в этом много плюсов и много минусов. Но плюсов больше. Главное – стабильность интереса, которая позволяет видеть за личностями, «деревьями», пропагандой, сделками – «лес», то есть исторический процесс и его рамки.
– Не кажется ли Вам, что все-таки союзнические отношения, стратегическое партнерство России с Арменией ценнее любых экономических интересов с другими странами?
– Несомненно. Поскольку безопасность всегда важнее прибыли. Но надо каждый раз детально, подробно, попунктно объяснять друг другу: в чем именно сейчас и в каждый момент состоят интересы взаимной безопасности, не ограничиваясь риторикой и застольными тостами. Проблема в том, что часто, кроме пустых тостов, речь о взаимных интересах не идет.
– Как эксперт и политолог, как оцениваете тот факт, что, по сути, Азербайджан ведет милитаристскую политику – военные расходы увеличились почти в 10 раз, интенсивно закупает технику и вооружения, продолжает активную снайперскую войну в приграничных районах?
– К войне в регионе готовятся все: и Грузия, и Азербайджан, и Иран, и Турция, и Армения с Карабахом. Естественно, к войне должна быть готова и Россия вкупе с признанными ею Абхазией и Южной Осетией. Другого сценария в регионе, к сожалению, нет. И мне нет смысла по этому поводу морализировать. Это реальность.
– В случае начала военных действий в Иране Армения может оказаться в полной транспортной и экономической блокаде, вот уже 20 лет осуществляемой Турцией и Азербайджаном. Как Вы оцениваете такой ход развития событий?
– Да, Армении будет очень трудно. Единственным выходом во внешний мир для нее станет территория Грузии, очень плотно контролируемая Турцией и Азербайджаном. Впрочем, этот маршрут Арменией освоен более чем хорошо. Логично и то, что главным гарантом стабильности этого маршрута в интересах Армении должны будут выступить те, кто сделает Турцию, Грузию, Армению и Азербайджан равно прифронтовыми государствами, кто начнет войну против Ирана: США, Израиль и НАТО. Россия вряд имеет шансы радикально повлиять на эту ситуацию.
– Какой Вы увидели Нагорно-Карабахскую Республику, где побывали во время празднования 20-летия независимости?
– Я не первый раз был в Нагорном Карабахе. На внешний взгляд, динамика последних десяти лет – позитивная.
– Как тема российско-армянских отношений отражается в российской прессе и что можно сделать, чтобы повысить интерес к данной теме?
– Для российских СМИ эта тема находится на краю внимания. И нет никаких шансов усилить это внимание. Это и не нужно. Важнее другое: чтобы профессиональное и экспертное внимание к теме, готовящее государственные решения в Москве, было более качественным. Но это уже наши внутренние проблемы.
– Где Вам комфортнее: в кресле главного редактора ИА «Регнум» или начальника управления в администрации президента?
– В залах научных библиотек и исторических архивов, где я не был уже очень-очень давно.
Беседу вел Эдуард Сахинов, специально для «НК»
Оставьте свои комментарии