Отец Арсений: Нас объединяют общие истоки
Русские храмы появились в Армении в конце 30-х годов 19-го столетия, после русско-персидской войны. Тогда по ходу дислокации русской армии на территории Армении строились храмы: в Александрополе, Карсе, Ванадзоре, Канакере. Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии был построен в 1912 году в Ереване, в Канакере, по проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска.
В начале XX века на Соборной площади Еревана (совр. пл. Шаумяна) был также построен не менее величественный храм – Свято-Никольский собор, который в 1926 году был разрушен большевиками, а на его месте сооружен памятник Степану Шаумяну, который и поныне стоит на площади, носящей его имя.
Сегодня регулярные богослужения совершаются в четырех храмах: в Ереване, Ванадзоре, Гюмри и в селе Димитров
Арташатского района. Кроме того, ведется строительство нового храма на въезде в Ереван со стороны аэропорта «Звартноц».
Настоятелем единственного храма Русской Православной Церкви в Ереване (храма Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) является протоиерей Арсений Григорянц.
– Отец Арсений, долгое время Покровский храм стоял поруганный и оскверненный – без купола и колокольни. Каково нынче состояние прихода?
– Православная паства в Армении многонациональна. Есть русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, ассирийцы, езиды. Всех нас объединяет единство духа в союзе мира. И это единство мы ставим выше национальных, культурных, этнических различий.
На базе Покровского храма в настоящее время создается храмово-монастырский комплекс, включающий два храма, монастырь, административный корпус, часовню, баптистерий и дом причта.
Хочу поблагодарить московские власти в лице руководителя департамента внешнеэкономических и международных связей Черемина Сергея Евгеньевича и генерального директора ГУП «Московский центр международного сотрудничества» Ткача Игоря Поликарповича за финансовое содействие в росписи купола Покровского храма.
– Отец Арсений, что, на Ваш взгляд, общего между Армянской и Русской Церквями?
– Объединяют нас общие истоки. Примерно до середины VI века Армянская Церковь была частью Вселенской Церкви, именовавшей себя Единая Святая Соборная Апостольская Православная Церковь. У нас много общих святых. Например, святитель Николай Чудотворец, священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, святые мученицы Рипсимия и Гаяния и 35 дев, с ними пострадавших.
К сожалению, Двинские соборы Армянской Церкви положили конец этому единству. На них было принято решение отделиться от общего единства.
– Интересно узнать Ваше отношение к недавней оценке духовного лидера Русской Православной Церкви в Азербайджане относительно событий в Ходжалу. Известно, что главы четырех ведущих религиозных конфессий Азербайджана, в том числе епископ Бакинской и Азербайджанской епархии Русской Православной Церкви Александр (Ишеин), выступили с совместным обращением по случаю 20-й годовщины агдамских событий 1992 года. Епископ Александр подписал обращение, содержащее крайне резкие и ксенофобские формулировки в адрес армянского народа.
– Вопрос сложный, но я постараюсь ответить на него. Во-первых, при ознакомлении с текстом обращения поражает неприкрытый цинизм некоторых формулировок. Рассмотрим цитату: «Вызывает сожаление тот факт, что в современном мире мы видим тех, кто обеспокоен не подлинными актами геноцида, а тех, кого заботят исторически недоказанные события, преподносимые как геноцид. Тенденции признания несуществующих актов геноцида, преподнесения тех, кто совершил геноцид, как «жертв геноцида» беспокоят нас».
Оставив в стороне проблемы авторов (или переводчиков) с русским языком, отмечу лишь, что того, кто говорит о собственной боли и называет тысячекратно превосходящую боль другого (ибо число жертв геноцида армянского народа во многие тысячи раз превосходит число жертв Ходжалы) «недоказанными событиями», можно назвать лишь крайним циником. Во-вторых, я далек от мысли, что духовные лидеры могут быть столь беспринципны и ангажированы. Из этих двух заключений следует, что, по всей видимости, их просто принудили подписать это обращение, подлинными авторами которого являются азербайджанские власти. Этот вывод хорошо согласуется с общеизвестной ситуацией с нынешним режимом в Азербайджане, который можно охарактеризовать как авторитарный. И все же попытка противопоставить ходжалинские события геноциду армянского народа, отрицающая при этом и сам факт этого геноцида, выглядит настолько жалкой и низкой, что не заслуживает серьезного внимания общественности.
– За последние годы в разных частях мира совершаются теракты против христиан. В частности, положение христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке остается сложным. Какова Ваша оценка данной ситуации?
– Хочу обратить Ваше внимание на то, что в то время как теракты исламистских сектантских группировок против христиан являются повседневной реальностью, симметричная ситуация, т. е. теракты христианских группировок против мусульман, – крайняя редкость (если вообще существуют).
Хотелось бы узнать, с чем связана подобная закономерность... Как сказано, «читающий да разумеет».
– Станет ли Русская Православная Церковь посредником в деле укрепления доверия между сторонами карабахского конфликта?
– Думаю, что Святейший Патриарх Кирилл не оставит миротворческих усилий по урегулированию карабахского конфликта. Недавняя встреча духовных лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве Святейшего Патриарха лучшее тому подтверждение. Как я слышал, обращение духовных лидеров к президентам с просьбой отозвать снайперов возымело действие и на линии соприкосновения затишье.
– Как Вы думаете, будут ли проводиться дальнейшие встречи между духовными лидерами Армении и Азербайджана при посредничестве Патриарха Русской Православной Церкви?
– Не знаю, но думаю, что да, поскольку это начинание, как я отметил выше, уже принесло благой плод.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии