Праздник общей судьбы
Великая Отечественная война явилась величайшим в истории испытанием для всех народов Советского Союза, и каждый из них имел возможность проявить себя в этой глобальной борьбе добра со злом. Поэтому праздник 9 мая занимает особое место в пантеоне знаменательных дат на постсоветском пространстве. Это общий праздник для всех бывших республик СССР. Каждая из них внесла свой вклад в общую победу над нацистской Германией и ее союзниками. Но внесла по-своему. И в этом ряду роль маленькой Армении была далеко не последней.
Армения выставила на фронт несколько полноценных национальных дивизий. Таковыми являлись 89-я, 408-я, 409-я, 390-я стрелковые дивизии и 76-я горно-стрелковая дивизия. Первые три дивизии получили боевое крещение в битве за Кавказ, а 76-я дивизия – в Сталинградском сражении. Трагически закончилась судьба 390-й дивизии. Она была сформирована в начале 1942 г. на Керченском полуострове. На протяжении пяти месяцев дивизия вела изнурительные оборонительные бои. Однако Керченская оборонительная операция из-за бездарного руководства окончилась полном разгромом советских войск. После этого 390-я дивизия была расформирована, а многие ее воины переброшены в Севастополь, где приняли участие в обороне города. В Севастополе был даже воздвигнут памятник погибшим воинам-армянам.
Гораздо больше повезло 89-й дивизии. После битвы за Кавказ она вошла в состав 1-го Белорусского фронта, с боями прошла Польшу и приняла участие во взятии Берлина. 409-я дивизия участвовала в освобождении Харькова и Киева, приняла участие в Ясско-Кишиневской операции, с боями прошла Румынию и Венгрию, особенно отличилась в боях у Братиславы и дошла до Праги. 76-я дивизия, отличившаяся под Сталинградом, была преобразована в 51-ю гвардейскую, сражалась на Курской дуге, приняла участие в освобождении Белоруссии и завершила свой путь в Прибалтике.
Достойный вклад в победу внесли армянские военачальники. Самое видное место среди них занимает генерал армии Иван Баграмян, который прошел путь от начальника оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта до командующего 1-м Прибалтийским фронтом. Войска под командованием Баграмяна активно участвовали в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге, в Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской и других операциях и овладении крепостью Кенигсберг. В июле 1944 г. Баграмяну было присвоено звание Героя Советского Союза. Воинское звание маршала он получил уже после войны, в 1955 году.
Важную роль в военном руководстве СССР сыграл адмирал флота Иван Исаков (Оганес Исаакян), являвшийся в годы войны первым заместителем наркома ВМФ. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западным направлением по морской части. Он сыграл большую роль в организации обороны Ленинграда. В апреле 1942 г. Исаков был назначен заместителем главнокомандующего и членом Военного совета Северо-Кавказского направления. Он сыграл большую роль в руководстве войсками, действовавшими в Севастополе, на Керченском полуострове, в Азовском бассейне и на Кавказском побережье. В октябре 1942 г. во время Новороссийской операции он был тяжело ранен под Туапсе, но после ампутации ноги и лечения продолжил службу в ВМФ.
Не менее известна фигура маршала авиации Сергея Худякова (Арменак Ханферянц). В начале войны он являлся начальником штаба авиации Западного Особого военного округа. В должности командующего авиацией Западного фронта был участником битвы за Москву. В 1942 году Худяков командовал 1-й воздушной армией Западного фронта. В 1943-м он координировал боевые действия авиации Воронежского и Степного фронтов на Курской дуге и в битве за Днепр. Также в 1943 году он блестяще справился с важнейшим политическим заданием – организовал перелет Сталина на Тегеранскую конференцию. В августе 1944 года Худяков становится начальником штаба и заместителем командующего ВВС, координирует действия авиации до полной победы в битве за Днепр. Потом блестяще проявляет себя в Ясско-Кишиневской операции, ему присваивается звание маршала авиации. В феврале 1945 года Худяков в составе советской делегации участвует в работе Ялтинской конференции «Большой тройки». Затем его направляют на Дальний Восток для подготовки военной операции против Японии. К сожалению, этот выдающийся советский военачальник после войны был незаслуженно осужден и расстрелян. Впоследствии полностью реабилитирован.
Нельзя не отметить и вклад в победу генералов Степана Гиносяна, Баграта Арушаняна, Гайка Мартиросяна, Карапета Ахназаряна и Амаяка Бабаяна. А всего в годы войны частями и соединениями командовали около 60 генералов-армян. В целом же в период Великой Отечественной войны в ряды вооруженных сил было мобилизовано 450 тыс. армян. Более 70 тыс. из них были награждены орденами и медалями. 103 армянам было присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик Нельсон Степанян был удостоен этого звания дважды.
Здесь также следует отметить ту важную роль в победе над врагом, которую сыграли советские разведчики армянского происхождения, работавшие в Иране, Турции и на Ближнем Востоке. Наиболее известный из них – недавно ушедший из жизни Герой Советского Союза Геворк Вартанян. О нем написаны книги и сняты фильмы. Самая выдающаяся его операция – это срыв гитлеровского плана покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции в ноябре 1943 года. Его имя навечно вписано в историю как России, так и Армении, в очередной раз подчеркивая общность судьбы народов двух стран. Не случайно на похороны этого выдающегося разведчика 13 января сего года приехал даже премьер-министр России Владимир Путин. На похоронах также присутствовали глава СВР Михаил Фрадков и бывшие руководители ведомства Евгений Примаков и Сергей Лебедев. Таких почестей не удосужился даже скончавшийся в 2007 году экс-председатель КГБ СССР Владимир Крючков.
Однако вклад Армении в победу далеко не ограничивался участием армян в боевых действиях или службой в разведке. Республика играла важнейшую роль в геополитическом противостоянии на советско-турецком фронте. На этом фронте не велось открытых боевых действий, так как Турция формально придерживалась нейтралитета. Но глыба турецкой военной машины, нависшая над Закавказьем, держала весь этот район в огромном напряжении. В первые годы войны СССР пришлось разместить на границе с Турцией крупные силы, которые были жизненно необходимы на советско-германском фронте. Ведь Турция реально готовилась к вступлению в войну на стороне Германии, если бы возникли подходящие условия.
С началом Великой Отечественной войны Турция провела частичную мобилизацию в провинциях, граничащих с территорией СССР. На советско-турецкой границе стали возникать отдельные вооруженные конфликты. Турция позволила Германии использовать проливы Босфор и Дарданеллы для транспортировки военных грузов, войск и румынских нефтепродуктов. Особенно критическая ситуация сложилась во время знаменитой битвы за Кавказ. Летом 1942 года в Турции была проведена дополнительная мобилизация, ее вооруженные силы достигли численности 1 млн человек. С началом немецкого наступления на Кавказ турки развернули на советско-турецкой границе группировку численностью 750 тысяч человек. Она включала 4 армейских корпуса, 16 пехотных дивизий (причем 7 дивизий прибыли только в течение июля 1942 г.), 2 кавалерийские дивизии и одну мотострелковую бригаду.
Если бы немцам удалось хотя бы небольшими силами пройти через перевалы, то вступление Турции в войну было бы предопределено. Но ведь она могла ударить и раньше, чтобы помочь немцам. На этот момент турецким войскам в Закавказье противостояли гораздо меньшие советские силы. Там было сосредоточено 200 тысяч человек в составе девяти армий, состоящих из легко вооруженных стрелковых дивизий и укомплектованных в основном новобранцами. Эти силы оказались бы небоеспособны, если бы в момент нападения Турции не получили бы всеобъемлющей поддержки местного населения. Между тем, в надежности Грузии в случае турецкого вторжения имеются большие сомнения. Последнее десятилетие наглядно продемонстрировало, что грузины готовы переметнуться в стан врага в любой выгодный момент. Ну, а Азербайджан, скорее всего, даже поддержал бы «братскую Турцию» вместо того, чтобы оказать ей сопротивление. Поэтому вся оборона Закавказья держалась в тот момент на твердой позиции Армении и понимании турецким руководством того простого факта, что армяне не капитулируют, и будут драться до конца. А ввязываться в такую кровопролитную и изнурительную схватку у Турции большого желания не было, особенно если учесть, что английская группировка в Ираке и Южном Иране могла через какое-то время начать против Турции наступательные действия. Вот если бы немцы прорвались в Закавказье, тогда – другое дело. Но этого не произошло.
Поэтому вклад Армении как сдерживающего фактора против Турции в первые годы Великой Отечественной войны весьма значителен. Возможно, он даже перевешивает участие армян в боевых действиях на советско-германском фронте. Ведь если на минутку представить себе сценарий, когда турецкие и германские войска встречаются в Закавказье и начинают победное шествие в Северный Иран и далее в Афганистан и незащищенную советскую Центральную Азию, то вырисовываются контуры полнейшей стратегической катастрофы антигитлеровской коалиции. В этот момент японские войска вплотную подошли к восточным границам Индии, где готовилось антибританское восстание. Еще один бросок – и кольцо окружения вокруг СССР было бы замкнуто. Исход Второй мировой войны оказался бы под вопросом.
Саму Армению при таком сценарии ожидала бы весьма трагическая судьба. Даже трудно себе представить, какие беды обрушились бы на армянский народ, если бы Турция оккупировала Закавказье. Поэтому 9 мая для армян – это не просто абстрактный праздник, когда отмечается сопричастность к некоему благому делу, не связанному непосредственно с национальными интересами. Для армян, так же как и для русских, 9 мая – это праздник национальной победы.
Таким образом, армянский фактор в Закавказье в тот решающий момент мировой истории сыграл важнейшую роль для поддержания глобального баланса сил, обеспечив стратегический выигрыш для СССР и его союзников. Знаменательно, что в нынешние времена, с учетом назревающей крупной войны на Ближнем Востоке, роль этого фактора опять начинает вырисовываться со всей полнотой. Отрадно отметить в этой связи, что русские цари, содействовавшие воссозданию независимого армянского государства, смотрели на века вперед.
С тех пор союзнические отношения России с Арменией носят особый характер, выгодно отличающий их от союзов с другими государствами. В многочисленных войнах прошлого у Москвы бывали разные союзники. Как правило, это были союзники на час, которые сегодня воевали на стороне России, а завтра уже могли воевать против России или входить в антироссийские альянсы типа НАТО. Поэтому мы не можем говорить, например, о русско-английском братстве по оружию, но можем говорить о русско-армянском.
У России также было много союзников за деньги, провозглашавших свою лояльность Москве или «социалистическому строительству» в обмен на обильные вливания из российского бюджета. Когда же такие вливания по каким-то причинам иссякали или появлялся иной, более обильный источник поступления финансовых средств, а тем более если возникала необходимость самим что-то пожертвовать для общего дела, то такие союзники сразу же растворялись в утреннем тумане. Армяне же, если брать нацию в целом, всегда воевали на стороне России. И делали это по принципиальным соображениям, то есть по соображениям совпадения базовых интересов и ценностей.
Поэтому российско-армянские союзнические отношения – явление уникальное. Ими надо дорожить, не поддаваясь на мелочные обиды и сиюминутные выгодные предложения, которые время от времени появляются на динамичном рынке глобальной политики. Сейчас, когда нападки на российско-армянский оборонный союз особо активизировались в связи с курсом Запада на передел «Большого Ближнего Востока», властям и общественности обеих стран следует быть особо бдительным. Надо со всей отчетливостью понимать, что «доброжелатели», призывающие к изменению внешнеполитического вектора Армении, меньше всего думают об армянских интересах.
На другой чаше весов – российско-армянское братство по оружию, которое скреплено веками совместной борьбы. И хотя народы двух стран могут отмечать десятки общих побед, празднование 9 мая в этих условиях играет особо важную политическую роль. Оно напоминает армянам и русским об их общей судьбе, общих интересах и ценностях, которые надо совместно лелеять и защищать.
Михаил Александров, политолог
Оставьте свои комментарии