АРФ «Дашнакцутюн» и идея общенациональной политической организации
В соответствии с решением общего собрания АРФ «Дашнакцутюн» в июне 2011 г., партия примет участие в предстоящих парламентских выборах Армении в мае 2012 г. После парламентских выборов планируется собрание верховного органа партии, на котором должен определиться последующий курс АРФД. Выборы в парламент – важное политическое событие, которое позволяет взглянуть на роль «Дашнакцутюн» в современной армянской политике и предложить новые идеи.
В новое время в условиях потери независимого национального государства как главного условия поступательного развития нации и необходимого политического института обеспечения и защиты национальных интересов в армянской политической жизни в 1890 г. состоялось рождение новой политической организации «Дашнакцутюн» («Содружество»).
Партия АРФ «Дашнакцутюн», как известно, образовалась в Тифлисе – в то время русском административном центре Кавказа и одном из центров армянской культуры. Программа «Дашнакцутюн» первоначально предполагала освобождение Западной Армении от Османской империи и присоединение ее вместе с Восточной Арменией к Российской империи. Такая позиция определялась тем обстоятельством, что пребывающая в составе Османской империи Западная Армения находилась в бесправном положении. В частности, в условиях системного общеимперского кризиса Оттоманского государства деспотический режим султана жестоко подавлял национальные права и свободы армян. В России же Восточная Армения получила более благоприятные условия для культурного и экономического развития.
Борьба за освобождение Западной Армении стала главной идеей участия дашнакцаканов накануне и в годы Первой мировой войны в организации самообороны армян в Османской Турции и армянских добровольческих отрядов в составе Кавказской армии генерала Юденича и Восточного легиона Франции, которые в авангарде войск союзников спешили на помощь своим соотечественникам. Однако революционные события в России и большевистский переворот в октябре 1917 г. изменили российскую геополитику. В то же время вывод русских войск из Южного Кавказа, согласно решениям Льва Троцкого в Брест-Литовске в 1918 г., предопределил кавказскую агрессию Турции в мае 1918 г. Именно в таких сложных политических условиях 28 мая 1918 г. была провозглашена первая Армянская Республика, где дашнаки стали правящей партией.
За два года независимого существования Армения находилась в политическом союзе с Временным правительством Юга России генерала Антона Деникина и странами Антанты, смогла добиться установления контроля фактически над всей Восточной (Русской) Арменией и заключения Севрского договора 10 августа 1920 г. Борьба за Севр означала, что программное кредо «Дашнакцутюн», ввиду соответствующих геополитических трансформаций того времени, претерпело существенные изменения, то есть основная цель партии свелась к идее образования Единой и Независимой Армении.
Однако большевистско-кемалистский сговор, военная аннексия Армении осенью 1920 г., бездеятельность Запада и политическая неэффективность дашнакского правительства не позволили тогда сохранить де-юре признанную международным правом Армению, обеспечить удержание национальных завоеваний. Итог – военное поражение и потеря независимости Армении, советизация Армении, политическая эмиграция «Дашнакцутюн» и, наконец, территориальный раздел Армении между Турцией, Азербайджаном и Грузией.
К несомненным заслугам партии «Дашнакцутюн» можно и нужно отнести кристаллизацию политики Ай-Дата, которая в разные исторические отрезки принимала новое содержание и достаточно эффективно адаптировалась к меняющейся динамике международной обстановки.
Да, наверное, к дашнакам следует обратить вопросы причин поддержки правительства младотурок в начальный период их властвования, противоречий правительственной делегации Амо Огаджаняна с национальной делегацией западных армян Нубар-паши в Версале, потери Карса, ухода генерала Андраника с Карабаха, наконец, почему партия не смогла сохранить правительство независимой Армении в изгнании.
Однако «Дашнакцутюн» в 1919–1922 гг. смог провести успешную операцию по осуществлению возмездия в отношении лидеров младотурецкой Турции и мусаватистского Азербайджана, виновных в организации геноцида армян, под кодовым названием «Немезис». Именно дашнаки в большей части смогли осуществить политическую и организационную абсорбцию армянской диаспоры в ХХ в. Наконец, «Дашнакцутюн» во второй половине ХХ в. предложил новую стратегию борьбы за международное признание геноцида армян.
С началом очередного этапа карабахского освободительного движения в 1985–1987 гг. в условиях советской политики гласности и перестройки партия «Дашнакцутюн» оказалась в передовых рядах национальной борьбы за освобождение этой части исторической родины. Дашнакцаканы смогли не только организовать активную политическую, информационную, финансовую, военную и организационную поддержку карабахскому движению, но и обеспечили возвращение партии в Еркир (страну), стали фактически основной политической силой по защите национальных интересов новой независимой Республики Армения в начальный период ее существования, внесли достойный вклад в победу Армии обороны НКР. Принципиальная позиция дашнакцаканов по решению карабахской проблемы, ликвидации последствий геноцида армян, отношениям с Турцией, Западом и Россией, социально-экономическому и внутриполитическому развитию независимого армянского государства предопределила их оппозиционное положение к правящему режиму первого президента Левона Тер-Петросяна и политическое преследование дашнаков в 1993–1998 гг.
Несомненно, прав оказался знаменитый теоретик партии АРФД Рач Таснапетян, когда на обвинения о сотрудничестве дашнаков с советской разведкой отмечал, что политическая партия общенационального типа не может вести реальную политику в реальном мире, не поддерживая контакты с ведущими государствами и их актуальными внешнеполитическими институтами (включая органы внешней разведки), чьи интересы имеют отношение к Армении, армянскому вопросу, регионам Ближнего Востока и Кавказа. Иное представление о политике является непрофессиональным. И «Дашнакцутюн» высоко отзывался о шефе армянской разведки советского времени полковнике Тельмане Арутюняне. Однако АРФД, поддерживая политические контакты со спецслужбами ведущих держав, никогда не скатывался к упрощенной позиции сотрудничества, к ситуации манипулирования интересами партии и ее политикой. «Дашнакцутюн» достаточно профессионально представляет сущность политики и необходимость партнерства для достижения национально значимых задач.
Вся антидашнакская политика режима АОД стала проявлением национального банкротства и провалилась в 1998 г. вынужденной отставкой президента Левона Тер-Петросяна. К власти тогда пришел карабахец Роберт Кочарян, который знал истинную цену «Дашнакцутюн» по истории (как минимум карабахской отечественной войны 1991–1994 гг.), обеспечил политическую амнистию дашнакам, установил с партией политический союз и позволил дашнакам войти парламент. В итоге партия революционного типа вошла во власть.
Таким образом, в конце ХХ в. «Дашнакцутюн» получил возможность не просто легализовать свою политическую деятельность в независимой Армении (поскольку нелегальное присутствие дашнаков в советской Армении никогда не прекращалось), но и войти в парламент, приобрести два основных политических центра с представительством бюро партии в Армении и Спюрке. Казалось, такая ситуация позволит партии сосредоточиться на модернизации политической стратегии развития армянского государства и диаспоры, обеспечении их системной консолидации, формировании эффективного международного армянского фактора и наметить новую общенациональную программу для решения армянского вопроса. И надо сказать, что в этом направлении предпринимались и продолжаются усилия, Армения медленно, но верно превращается в центр мировой армянской политики, здесь регулярно проходят общеармянские международные форумы, на которых выдвигаются новые инициативы и реальные предложения по решению общенациональных проблем.
Вместе с тем, кризис авторитарной системы власти в Армении, рост коррупции, сращивание крупного капитала и администрации, неэффективная политика Еревана по урегулированию карабахского вопроса, отсутствие внятной позиции армянской дипломатии по проблеме геноцида армян, несовершенство отношений Армении и Спюрка, «футбольная дипломатия» нынешнего президента Сержа Саргсяна и подписание Цюрихских протоколов по установлению дипломатических отношений с Турцией – все это значительно подорвало позиции парламентской партии АРФ «Дашнакцутюн», которая так и не стала ни властной, ни эффективной оппозиционной политической партией Армении.
Партия фактически переживает политический и кадровый кризис. Некоторые армянские эксперты, близко знакомые с «Дашнакцутюн», в качестве критики отмечают, что политический кризис дашнаков в Армении связан с их непростительным участием в коалиции с администрацией Р. Кочаряна и С. Саргсяна. Такое сращивание с властью значительно расслабило партийных лидеров и функционеров в парламенте; масштабную коррупцию в органах власти и социально-экономические недостатки избиратели связывают и с бездеятельностью самих дашнаков. Более того, за годы присутствия в парламенте партия так и не выдвинула ни одного серьезного проекта модернизации армянской политической мысли, масштабной борьбы с коррупцией, развития стратегии Ай-Дата в новое время. Непростительной политической ошибкой считается долгое размышление лидеров «Дашнакцутюн» в отношении критики внешней политики Сержа Саргсяна по установлению дипломатических отношений с Турцией ценой умолчания проблемы ликвидации последствий геноцида армян. Разрыв коалиции с правящей Республиканской партией затянулся и не привел партию к положению оппозиции, не позволил внести ясность и новизну в политику дашнаков. Иными словами, тесное сотрудничество АРФД с властями с начала 1998 г. по данной версии стало фактором кризиса.
Другой причиной нынешнего кризисного состояния АРФД отдельные эксперты называют кадровую проблему партии, отсутствие ротации в верховных органах, набор в партию в начале 1990-х гг. лиц, которые по своему образовательному уровню и профессиональной квалификации фактически не способны привести «Дашнакцутюн» к политическому успеху. Результатом такой кадровой политики стали проявления безыдейности и непростительного конформизма. АРФД в Армении в современный период представляет небольшая группа из числа партийных лидеров и функционеров. Получается, что в новое время решение актуальных политических задач оказалось партии не по силам и не соответствует способностям действующих лидеров. В АРФД Армении нет таких крупных и авторитетных политических лидеров и теоретиков, как Грайр Марухян и Рач Таснапетян. И, возможно, сотрудничество с властями за последнее десятилетие явилось условием поддержки и дальнейшего существования партии в Армении.
Итогом такой неэффективной политики является низкий рейтинг «Дашнакцутюн» в сравнении с правящей Республиканской партией и партией «Процветающая Армения». Мелкобуржуазное сознание правящих кругов и значительной части населения Армении, вызванное издержками авторитарной политической системы и масштабной коррупцией, привело к ситуации, когда традиционная национальная политическая сила теряет голос идейного солдата и ее электорат сокращается до ничтожно малого.
Нынешние лидеры АРФД в Армении, по мнению армянских экспертов, не пользуются особой популярностью в обществе и даже среди рядовых дашнакцаканов. В то же время партийные товарищи в Спюрке, будучи озабочены судьбой партии, занимают осторожную выжидательную позицию. При этом кадровая ситуация партии в диаспоре по сравнению с Арменией в более выгодном положении, так как за последние годы в АРФД пришли новые люди, новое молодое поколение, многие из которых получили блестящее университетское гуманитарное образование, имеют представление о международных политических и экономических процессах, достаточно полно владеют информацией о положении в Армении и в местной партийной организации.
И такая ситуация вполне объективно отражает общий фон кадровой политики в Армении и диаспоре, поскольку социально-экономический и внутриполитический кризис в Армении не способствует выдвижению в политику новых идейных лиц из патриотической и молодежной среды. Смена поколений и становление новых лидеров в АРФД объективный процесс и вопрос времени. Организационный принцип управления «Дашнакцутюн» исторически сложился в условиях отсутствия независимого национального государства и деятельности в политической эмиграции. Это и предопределило в качестве основного принцип децентрализованного и коллегиального управления (бюро как высший исполнительный орган партии).
Совершенно очевидно, что дашнакская партия в Армении должна управляться лицами, проживающими в республике, а не товарищами из-за рубежа. Однако дашнакская партия в Спюрке должна помочь однопартийцам в сложившейся кризисной ситуации (возможно, направлением в Армению новых руководящих работников, организационной помощью и своими предложениями). Главное, на мой взгляд, это сохранение политической преемственности, выработка новой стратегии политического развития в армянском мире (государстве и диаспоре) с учетом новых внутренних и внешних вызовов национальным интересам.
Субъектность армянской политики должна выражаться политическим партнерством Армении и диаспоры. Для этого необходимо, чтобы Армения и Спюрк обладали значительными корпоративными экономическими, финансовыми и политическими ресурсными возможностями, выступали как элементы (части) целого. Однако в армянском мире необходимо наличие крупной национальной партии, классической политической организации, выступающей с платформы национальных интересов, имеющей организационное и функциональное присутствие в Армении и диаспоре. И такой традиционной национальной партией, имеющей более чем вековую историю, выступает Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн».
Мы рассмотрели исторические этапы и современное кризисное состояние «Дашнакцутюн». На мой взгляд, в отношении АРФД следует мыслить не категориями очередной политической партии, борющейся за место во властных структурах малой Армении (будь то парламент, президент или правительство). «Дашнакцутюн» следует рассматривать как ведущую квазиармянскую политическую организацию. И здесь я сторонник исторической позиции одного из лидеров дашнакцаканов – Рубена, который считал АРФД общенациональной политической организацией, а не рядовой партией, претендующей на власть (тем более в стране, которой тогда не было на политической карте).
Скажите, кто и какая политическая сила в армянском мире отрицает проблему армянского вопроса, вопрос армянских территорий, необходимость ликвидации последствий (а не простое международное признание и осуждение) геноцида армян? Но какая политическая сила выработала или способна выработать такую общенациональную платформу? Узкая партия, мыслящая только категориями борьбы за власть в малой Армении, погрязшая в «болоте» маргинальности и мелкобуржуазного сознания? Нет, их просто нет в природе. В Армении и Спюрке есть партии и организации, которые большей частью выступают некой карикатурой на идеологию армянского патриотизма, проводят эпатажные акции и позорные театрализованные представления на социальной сцене.
Нам же нужна традиционная общенациональная политическая организация, которая имеет издержки и достоинства в армянской истории, в национально-освободительной борьбе за права Армении и армянского народа, в политической абсорбции диаспоры. Нам нужна организация, которая имеет идейного солдата независимо от географии его проживания, свои представительства в Армении и Спюрке. Нам нужна организация, которая имеет значительный опыт политической борьбы и внешнего представительства национальных интересов в ведущих центрах мировой политики. Нам нужна организация, способная обеспечить интеллектуальную политическую революцию армянского народа. Нам нужна организация революционного типа, исключающая конформизм как философию приспособленчества мелкобуржуазного сознания.
И такая организация есть, она с 1890 г. называется «Дашнакцутюн», то есть содружество всех армян мира с децентрализованным принципом управления. В этой организации назрела системная политическая и кадровая реформа, но она имеет фундаментальную идею – решение армянского вопроса – и идеологию армянского патриотизма.
Я долго искал код образования квазиармянской политической организации нового типа. Но все проекты нашего времени, как и подобные инициативы во второй половине ХХ в., не оправдали себя, они растворились, как утренний туман в небе над Арцахом. Я был одним из разработчиков идеологии и сущности «Всемирной Армянской Организации» (трансформировавшейся в «Конгресс»), но где эта организация? Да, есть штамп и печать, но нет процесса. Есть миф, но нет организации с претенциозной национальной программой. И не будет, так как квазиармянская политическая организация не может создаваться с санкции политических проектантов ведущих внешних акторов исходя из своих конъюнктурных интересов, где Армения и армянский вопрос соответствуют тем или иным региональным амбициям мировых столиц.
Такая общенациональная организация может создаваться только субъектом армянской политики – Армянским Народом, народом, который выстоял вопреки «объективному ходу истории», у которого созрели все необходимые пропорции выдвижения и реализации национальных программ по решению армянского вопроса. И не надо искать ничего нового. Мы имеем квазиармянскую политическую организацию, ее просто нужно модернизировать в диаспоре и Армении.
Нередко в России и других странах постсоветского пространства можно услышать расхожую фразу, мол, как ни стараются новые власти и оппозиция построить очередную политическую партию, в итоге в организационном смысле получается новый вариант КПСС. Конечно, с определенной долей условности можно поверить в эту мысль, так как новые партии, как правило, в большинстве случаев не имеют идейной платформы и не учитывают магистральных социальных процессов в обществе. В армянском же случае, как только предпринимается очередная попытка образования общенациональной политической организации или партии с идеологией патриотизма, получается «Дашнакцутюн» (точнее, очередная карикатура на АРФД).
Политическая цель «Дашнакцутюн» не власть в малой Армении, а возрождение великого армянского государства в пределах исконных исторических территорий Армении, которые незаконно отторгнуты от армянского народа. И в этой новой Армении организация «Дашнакцутюн» будет основным субъектом политики, так как ее политическая идеология и есть идеология армянского патриотизма – защиты национальных прав и интересов армянского народа и армянского государства, укрепления международного армянского фактора, консолидации политического и экономического капитала Армении и Спюрка, строительства социально ориентированного и справедливого общества. Парламентские выборы не могут быть основной политической технологией достижения программных целей для партии революционного типа. Революционная партия (организация), которая отрицает конформизм как политический метод и которая способна иметь идейного солдата нации, всегда имеет место в политике.
Вхождение в парламент Армении не может быть политической самоцелью лишь пребывания во власти для столь значительной политической организации. Вхождение АРФД во власть требует выдвижения на суд общественности и последующей реализации претенциозной программы по обеспечению интересов армянского государства и его граждан. Партия, не связанная с олигархическо-коррупционной системой, способна предложить и реализовать востребованную реалиями времени политику оздоровления политического и социально-экономического развития Армении, очищения административно-властных структур от тотальной коррупции, модернизации внутриармянского диалога (Армения – Спюрк, Армения – Арцах, Армения – Джавахк) и армянской внешнеполитической стратегии по урегулированию карабахского вопроса и ликвидации последствий геноцида армян.
Именно для этого обязательно нахождение дашнаков во власти Армении. АРФД – единственная политическая партия, которая имеет устойчивый электорат, своих сторонников, идейных солдат партии и нации. И этот политический феномен должен служить интересам армянского народа и государства, привести к новым достижениям «Дашнакцутюн» в Армении – будь то парламентские или президентские выборы, будь то условия обычной общественно-политической деятельности. На мой взгляд, АРФД следовало бы в предвыборный период предложить идею широкого фронта патриотических сил Армении и идти на выборы единым блоком патриотических общественных организаций. Это, несомненно, прибавило бы партии сторонников.
«Дашнакцутюн» для армян должен стать организацией типа «Всемирной сионистской организации» (ВСО) для евреев. Когда-то сионисты тщательно изучали опыт становления и развития «Дашнакцутюн» и спустя семь лет создали в 1897 г. в Базеле ВСО. ВСО по-прежнему остается главной квазиеврейской политической организацией, совместно с властями Тель-Авива способствовала образованию двух основных политических блоков в Израиле – радикального «Ликуд» и либерального «Авода». Это означает не слепое переписывание еврейского политического опыта для армян, а учет универсальных и особенных вопросов национальной политики народа, у которого одинаково печальная история, у которого есть диаспора и национальное государство.
Для АРФД стратегическая задача расширения социальной базы сторонников партии в Армении должна стать программой организационной, идейной, экономической, социальной и политической деятельности, что возможно в условиях объявления жесткой борьбы с коррупцией, диверсификации армянской экономики, развития среднего и малого бизнеса, производственного сектора экономики, науки и образования, технологического обогащения страны через возможности диаспоры.
В Армении мелкобуржуазное сознание крупного капитала, сращивающегося с органами власти, приводит к ситуации политической коррупции, где не решаются вопросы становления крупных идейно-политических партий с мощной социальной опорой, претендующих на честную конкуренцию в борьбе за власть. Электорат в таком обществе не создается привлекательностью программных положений партий, а покупается властью денег у населения, не имеющего возможности улучшить свое социальное положение. В такой ситуации идейная партия оказывается в меньшинстве.
Сегодня представляется важной модернизация стратегии Ай-Дата с учетом происходящих трансформаций в армянской политической жизни и актуальной региональной политики ведущих держав на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. В этих условиях субъекту армянской национальной политики необходимо выработать новые формы и содержание доктринальной стратегии решения армянского вопроса, включая проблемы Нагорного Карабаха, Нахичевана, Джавахка и территорий Западной Армении.
Армянский вопрос приобретает новое значение в мировой геополитике, в том числе как один из эффективных инструментариев сдерживания амбициозных региональных устремлений Турции с элементами политики неоосманизма и неопантюркизма. Идея «турецкого глобализма», то есть создания турецкого глобального государства с опорой на историческую общность этнически и духовно близких народов и стран, вряд ли сочетается с геостратегией Запада и России.
В этой связи армянский геополитический фактор может приобрести новое звучание и содержание в среднесрочной и долгосрочной перспективе, к которым надо быть готовыми в плане выдвижения собственных проектов будущей Армении. Армянам необходимо иметь квазинациональную политическую организацию с эффективной программой решения армянского вопроса в новых реалиях, где внешняя конъюнктура международных сил и отношений должна будет считаться с армянским фактором и политикой. И я надеюсь, что АРФ «Дашнакцутюн» станет такой силой мирового армянства. Просто потому, что у дашнаков нет другой альтернативы.
Александр Сваранц, доктор политических наук
Оставьте свои комментарии