№ 8 (191) Май (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 6837

6 мая

Еревман Сурб Хач. Воспоминание явления Креста Господня на небе в Иерусалиме

Около 9 часов утра 19 мая 351 года над Иерусали­мом вспыхнул огромный лучезарный крест. Нерукотворное знамение покрыло собою небо от Елеонской горы до Голгофы, которые окружают Иерусалим, и было видно отовсюду. Случилось это при иеруса­лимском Патриархе Кирилле. Письменное описание явления Креста Господня, изложенное Кириллом для римского императора Констанция, было переведено на армянский язык и читалось в церквях в праздник Явления Креста Господня на небе в Иерусалиме.

17 мая

Амбарцум. Вознесение Господне. Воспоминание возвращения Патриаршего престола в его колы­бель – Св. Эчмиадзинский монастырь в 1441 году

Вознесение Господне как праздник утвердился в IV–V веках и отмечается на сороковой день после Вос­кресения. В его основе лежит евангельское повествова­ние о том, как воскресший Христос призвал апостолов на Елеонскую гору и благословил их на всемирную проповедь: «Идите, научите все народы, крепя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скон­чания века. Аминь». С этими словами Он стал отда­ляться, вознесся, скрылся в облаке и «воссел одесную Бога». Пока потрясенные апостолы взирали на небеса, им явились два ангела и торжественно поведали о вознесении Господа, Который в свое время явится вновь для суда над человечеством и утверждения царства не­бесного: Он «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предуп-

реждал апостолов: «...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поко­леблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачут все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...

О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Возвращение патриаршего престола в Св. Эчмиадзинский монастырь из Киликии произошло в мае 1441 года. Национально-церковный собор с участием 800 высокопоставленных духовных сановников и светской знати постановил вернуть патриарший престол в Восточную Армению, поскольку, оторванный от армянской действительности, он уже не мог в полной мере выполнять свою духовную, культурную и консолидирующую миссию. Это судьбоносное для дальнейшей истории страны решение имело целью сохранение остатков политической независимости Армении и единства ее Церкви, в то же время пресекало католическую экспансию. Прогрессивная часть армянского общества видела в ней защиту национальной культуры.

Таким образом, вновь, после 950-летнего перерыва, всеармянский католикосат вновь обосновался в своей колыбели – Святопрестольном Эчмиадзине. Архимандрит Товма Мецопеци рассказывает, что в день 25 мая, в праздник Вознесения Господня, звонили колокола всех церквей, молодежь ликовала, старики в голос славили Бога, а женщины плакали.

Постановление собора передали восседавшему в столице Киликии – Сисе – Католикосу Григору Мусабекянцу, но тот воспротивился решению и отказался переезжать в Вагаршапат. Национально-церковный собор низложил его и выбрал нового главу Армянской Церкви, которым стал Киракос I.

20 мая

Еркрорд Цахказард. Второе Вербное воскресенье

Вторым Вербным воскресеньем называется седьмое после Пасхи. Его празднование утвердил Католикос Григор II Вкаясер (1066-1105), взявший за основу эпизод из жития крестителя Армении Григора Просветителя. Когда св. Григор томился в подземелье Хор-Вирап, ему ежедневно являлся ан­гел, укреплявший Божьего избранника. Однажды в воскресенье узник не дождался ангела. На следую­щий день он вопросил своего хранителя о причине отсутствия и узнал, что в предыдущий день власти небесные праздновали вознесение Иисуса Христа.

22 мая

Поминовение участников героической Сардарапатской битвы за Родину и веру

Чтобы поставить точку в решении армянского вопроса, Турции оставалось захватить последний клочок нашей страны, ее восточный отрезок – десятую часть всей исторической Армении. Стоило взять Ереван, превратить в руины Святой Эчмиадзин, и слово «Армения» было бы стерто с географической карты мира. «Армяне стоят на нашем пути осуществления вселенских и всетурецких устремлений. Мы вынуждены стихийно уничтожать на нашем пути все, что препятствует исполнению наших национальных устремлений. Армяне всегда с русскими, их авангард, а русские – наши заклятые враги. Исторические враги», – заявлял военный министр Турции.

Истерзанный народ вновь остался лицом к лицу с историческим врагом. Турецкой армии должны были противостоять поредевшие армянские полки, ополченцы и беженцы. Католикосу Геворгу V было предложено покинуть монастырь Св. Эчмиадзин, но Святейший отказался и велел бить в колокола всех церквей Араратской долины, призывая народ спасти первое в истории человечества христианское государство. С патриаршей кафедры он обратился к своей пастве: «Народ армянский! Я не предам матерь наших церквей, завещанную нам святыми предками. Я не покину очаг Армянской Апостольской Церкви. Если армянское воинство и сам армянский народ не смогут остановить наступление врага, если будут не в силах спасти наши святыни, тогда я готов погибнуть прямо здесь, у порога нашего храма, как ваш духовный владыка, имея над собой благословение Господне. А если и в самом деле пришел конец, отчего не принять его с честью и отвагой, не пресмыкаясь перед заклятым врагом!»

«Мы готовы к бою, Святейший! – раздалось со всех сторон. – Мы готовы!»

Решающее сражение произошло у Сардарапата 26 мая 1918 года. В этот же день, но в 451 году, про­изошла легендарная Аварайрская битва, и вновь ар­мянский народ доказывал, что готов пожертвовать собой во имя свободы, родины и веры. В сражении участвовало все население страны от мала до велика – военные, ополченцы, духовенство, старики, женщины, дети. Битва под Сардарапатом спасла Армению от гибели и стала началом ее возрождения.

27 мая

Огегалуст. Пентекостэ. Сошествие Святого Духа. Пятидесятница. Масленица Илиинского поста

Для христиан седьмое воскресенье после Пасхи является праздником воспоминания Сошествия Свя­того Духа на апостолов Христа. Период от Пасхи до дня Сошествия Святого Духа продолжается 50 дней и называется по-гречески Пентекостэ.

В один из дней, когда апостолы ожидали обещанного Христом Утешителя, то есть Святого Духа, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ве­тра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать», – говорится в Евангелии.

Христиане сохранили исконное название праздника Пентекостэ, но дополнили его двумя новыми – Св. Троицы и Сошествия Святого Духа. Каждое из воскресений Пятидесятницы имеет отдельное название и значение – Новое, Зеленое, Красное, Еревман Хач (Явление Креста Господня в небе над Иерусалимом), Вознесение, Второе Вербное воскресенье и, наконец, сама Пятидесятница.

28 мая

День провозглашения Армянской Республики в 1918 году

Она была провозглашена 28 мая 1918 года по благословению Католикоса всех армян Геворга V.

На первом же заседании Национального совета утвержден трехцветный государственный флаг республики: красная полоса олицетворяет праведную кровь, пролитую за родину и независимость; синяя символизирует чистое небо над страной и стремление к миру; оранжевая отражает созидательный труд под солнцем родины и ее процветание.

Был утвержден государственный герб Республики Армения, авторами которого стали художник Акоб Коджоян и архитектор Александр Таманян. Основную, центральную часть герба занимает щит, на котором изображены гербы четырех армянских царских династий – Арташесян, Аршакуни, Багратуни и Рубинян. Они обрамляют библейский Арарат, на вершине которого – контуры Ноева ковчега. У подножия сверкают серебристые волны озера Ван. По обеим сторонам изображены лев и орел – как символы силы духа, власти, стойкости и мужества нации. В нижней части герба изображены меч, символизирующий борьбу народа за свободу и независимость, а также перо и колос – как символы созидательного труда и миролюбия.

Республика прекратила свое существование в конце 1920 года, после советизации Армении.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. отлично!
  2. Май 21, 2012 | 16:48 В сирийском городе Хомс произошло нападение на армянскую церковь и школу «Исаакян». Как сообщает Nouvelle d`Armenie, нападавшие были представителями сирийской оппозиции. Как передает представитель армянской общины Хомса Назарет Элмаджян, школа, которую захватили оппозиционеры, принадлежит Армянской Апостольской церкви, которая, в свою очередь, связана с патриаршеством ААЦ в Дамаске. Армянская школа расположена в районе Хамидия города Хомс, населенном преимущественно арабами- христианами. Оппозиционные силы, разграбившие армянскую церковь и школу, превратили последнюю в больницу и место отдыха. Сирийская армия воздерживается от нападения на данный район, в связи с наличием большого числа гражданских лиц. Новости Армении - NEWS.am
  3. властям Сирии необходимо эвакуировать гражданское население районов, где действуют боевики, после чего окружить эти районы и беспощадно проводить зачистки. Т. н. антиасадовская оппозиция нацелена на геноцид христиан Ближнего Востока, в связи с чем оправданы все меры по уничтожению этих террористов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты