№ 16 (222) Сентябрь (1-15) 2013 года.

Расизм по-азербайджански

Просмотров: 7887

Инцидент с русской журналисткой Анной Саакян, депортированной из Бакинского аэропорта 12 августа из-за фамилии бывшего мужа, до сих пор не получил оценки на дипломатическом уровне. Редактора гламурного журнала не пустили в Азербайджан якобы из соображений ее же безопасности, и это далеко не первый случай дискриминации россиян с армянской фамилией. Коллеги в Баку сочувствуют и обещают помочь, а вот завсегдатаи азербайджанских интернет-форумов считают, что журналистка должна была знать о конфликте Еревана и Баку и поменять паспорт перед поездкой.

«Полетели... Говорят, есть шанс, что в Баку меня не пустят. Проверим. Если что, ждите назад», – написала по вылету из Шереметьево редактор журнала красоты в издательском доме Conde Nast Анна Саакян. Напрасно гламурная журналистка так легкомысленно отнеслась к предостережениям. С фамилией президента самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна гулять по Азербайджану, надо полагать, очень опасно. По крайней мере, ей, русской по происхождению, так и объяснили в аэропорту: «Аргумент – это в целях вашей безопасности». Напоили чаем и предложили в следующий раз прилетать, поменяв паспорт.

Далекая от политики, получившая фамилию Саакян от бывшего мужа и оставившая ее, видимо, ради сына, молодая женщина просто расплакалась и еще стала объяснять, что она по происхождению русская. За эту слабость ей потом стало стыдно, потому что, как она написала на своей страничке в Facebook, фамилией гордится и поменяет ее «только по большой любви». «Да, я жалею, что психанула и разрыдалась, а не сказала им вот это и гордо улетела. Это от усталости, если честно. И я не стану националисткой и не буду ненавидеть Азербайджан, но, блин, ребята, неужели непонятно, что мы все перед Богом равны, и пока мы не простим друг друга, не будет нам счастья. Я уже давно не русская, с сыном, который наполовину армянин, с прошлыми романами с мужчинами разных национальностей», – призналась она.

Испытав на себе преследование по национальному признаку, Анна Саакян попросила своих друзей распространить «самые главные слова: НЕ СУДИТЕ О ЛЮДЯХ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ!». А президенту Азербайджана посоветовала: «Господин Алиев, станьте уже мужчиной и совершите переворот в отношениях с армянской нацией».

Такие отказы россиянам с армянской фамилией, не обязательно совпадающей с именами политиков, происходят довольно часто. Раньше людей об этом предупреждали еще в российских аэропортах, но, видимо, из-за нежелания авиакомпаний судиться с пассажирами теперь они везут в Баку всех подряд, а уже там азербайджанские пограничники, несмотря на отсутствие визового режима с Россией, выдают документ о депортации с пометкой «нежелательное лицо».

Именно такая бумага теперь есть у Анны Саакян. С нею она могла бы обратиться в Европейский суд по правам человека и обвинить Азербайджан в расизме. У этой страны есть свой «список Магнитского», по которому республика не пускает к себе публичных лиц разных национальностей, без ее разрешения посетивших Нагорный Карабах. Среди них есть журналисты, деятели искусств, в том числе испанская оперная певица Монтсеррат Кабалье. Это политическое решение, которое можно понять так же, как можно понять абхазцев, которые не пускают в страну грузин без справки от службы госбезопасности о том, что они не участвовали в военных конфликтах в республике.

Но Анну не пустили не по политическим мотивам и не из-за подозрений, что она участвовала в карабахском конфликте. Ей вменили лишь принадлежность к армянской нации, нарушив все международные соглашения и Всеобщую декларацию прав человека ООН.

На инцидент ущемления прав российской гражданки в дружественном Азербайджане, по идее, должен отреагировать МИД России. Но в 2011 году, когда такая же история, только в московском аэропорту при посадке в самолет «Азербайджанских авиалиний», произошла с начальником управления экспортных продаж ОАО «АвтоВАЗ» Сергеем Гюрджианом, российские дипломаты предпочли не ссориться с Баку. Официальный представитель МИД Александр Лукашевич тогда лишь выразил сожаление, сослался на армяно-азербайджанский конфликт и рекомендовал российским гражданам «учитывать это обстоятельство при планировании поездок». Азербайджанские чиновники тогда и вовсе обвинили Гюрджиана в провокации. Руководитель пресс-службы авиакомпании АZAL Магеррам Сафарли заявил, что у пассажира поинтересовались, приняты ли меры по обеспечению его безопасности в Азербайджане. А в ответ Гюрджиан нагрубил, и чтобы избавиться от проблемного пассажира, его сняли с рейса. Анна, правда, никому не грубила, а только плакала, но Баку слезам, как и Москва, не верит.

Зато живой отклик Анна Саакян получила от армянских коллег, пригласивших ее в Ереван, и, как ни удивительно, от азербайджанских журналистов. Коллеги из бакинской газеты «Зеркало» пообещали «помочь ей все же прогуляться по улочкам старого Баку», «если она еще не передумала». Они выяснили, что у пограничной службы «есть четкий приказ, который запрещает пропускать в страну лиц с армянской фамилией». И некоторые общественные деятели типа председателя «Ени нясил» Арифа Алиева находят этому оправдание. «Если бы она подверглась нападению в Азербайджане, это вызвало бы большой резонанс во всем мире», – объясняет он. Очевидно, журналисты «Зеркала», приглашая Саакян в Баку снова, дадут ей телохранителя. Ведь в Азербайджан периодически приезжают армянские спортсмены, политики или религиозные деятели. Им обеспечивают надежную охрану, кстати, как и при поездках делегаций азербайджанцев в Армению. Но при этом в Армению никогда не запрещают въезжать россиянам с азербайджанскими фамилиями.

А самое печальное, пожалуй, в том, что запрет на въезд армян поддерживает часть азербайджанского общества. Как написала на одном из азербайджанских форумов некая Kudryashka Sue, «если Анна русская по происхождению и разведена с армянином-мужем, как журналист должна знать, какие у нас сейчас отношения с Арменией, могла вернуть свою русскую фамилию, если уж так хотела в Баку приехать...»

Стоит ли после этого удивляться, что армяне в Азербайджане массово поменяли окончания своих фамилий с «-ян» на «-ов». И если на подконтрольной Баку территории и остались 30 тысяч армян, как говорил Гейдар Алиев, или хотя бы 20 тысяч, как сообщает официальная статистика, то при переписи населения в 2009 году не побоялись назвать себя армянами только 163 человека.

Светлана Болотникова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. А что не нравится тем,кто поставил статье единицы.Разве что-то написано неправильно?Самый настоящий расизм и скоро сами азербайджанцы это испытают на своей шкуре.Когда в Германии пришли к власти нацисты,не всем немцам пришлось сладко жить.
  2. Не все азербайджанцы одинаковые.Я живу в России и к армянам нормально отношусь.Так и армяне ко мне по дружески относятся.И в Азербайджане не все согласны так плохо говорить и не пускать армян в Баку.Время покажет кто прав,а сейчас воевать и оскорбить друг друга не надо.
  3. В Ереван может приехать любой азербайджанец и его никто не тронет,даже не заметят.И приезжают,из России,из Ирана,других стран.А животная ненависть в Баку к армянам обернется для Азербайджана трагедией.Вы редкий азербайджанец,будущее за вами.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты