Кому отдаст свои голоса армянская община Грузии?
Предстоящие выборы президента Грузии стали наиболее обсуждаемым событием минувшего лета. Важность события в том, что оно положит конец двоевластию и т.н. «коабитации», начало которому было положено еще в октябре 2012 года, по итогам парламентских выборов, на которых победу одержала оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» бизнесмена и филантропа Бидзины Иванишвили.
Таким образом, в назначенных на 27 октября президентских выборах, по последним данным, примут участие 31 кандидат из 34 подавших документы в ЦИК страны. На данном этапе, вплоть до 7 сентября, продолжится регистрация политических организаций и инициативных групп, выдвигающих кандидатов в президенты. Тем не менее, среди участников предвыборной гонки следует особо отметить кандидатов от правящей коалиции «Грузинская мечта», от пропрезидентской партии «Единое национальное движение», Лейбористской партии. Намерение принять участие высказала лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия».
Несмотря на внесенные изменения в Конституцию страны и переход Грузии к парламентской республике, где полномочия президента сугубо представительские, все политические силы выразили готовность и желание принять участие в предстоящих выборах. Они также воспринимаются политическими силами как подготовка населения к запланированным на 2014 год выборам в органы местного самоуправления. Обращаясь к явным фаворитам президентской гонки, следует отметить кандидата от «Грузинской мечты» Георгия Маргвелашвили, давшего старт предвыборной кампании 12 августа, во время посещения вместе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили Сенакского района области Самегрело – Земо Сванети. Вторым кандидатом является кандидат от «Единого национального движения» Давид Бакрадзе, победивший на внутрипартийном праймеризе 27 июля текущего года. Еще одним фаворитом гонки, при условии подачи документов в ЦИК страны, станет лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.
Останавливаясь на рейтингах политических партии и кандидатов в президенты, можно обратиться к недавнему исследованию, проведенному по заказу Национально-демократического института (НДИ) США 12-26 июня среди 2338 респондентов. Так, согласно его данным, за поддержку правящей коалиции «Грузинская мечта» высказались 52% респондентов, в то время как ее кандидата Г. Маргвелашвили отметили лишь 29%. В то же время лишь 10% опрошенных поддержали президентскую партию ЕНД и ее будущего кандидата, так как на тот момент не было понятно, кто же будет выдвинут ее кандидатом на основании шестиступенчатого внутрипартийного праймериза. Нино Бурджанадзе, согласно тем же данным, получила поддержку 5% респондентов. 26% все еще не определились в своих предпочтениях. Данный показатель говорит о том, что на фоне понижения рейтинга правящей коалиции растет и недовольство ее 9-месячной деятельностью, в основном связанной с т.н. «восстановлением справедливости» и кадровыми изменениями вместо реализации предвыборных обещаний.
Анализируя личностные качества основных кандидатов, отметим, что основной фаворит выборов – представитель коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили – интеллектуальный человек, который до назначения на пост министра образования был мало известен населению и не имеет политического опыта и харизмы. В то же время Маргвелашвили пользуется доверием и дружит с действующим премьер-министром страны Бидзиной Иванишвили, поддержка которого может иметь решающее значение на предстоящих выборах. Следующим кандидатом является Давид Бакрадзе, наиболее нейтральная фигура среди сторонников Михаила Саакашвили и партии «Единое национальное движение». Бакрадзе является человеком, которого можно полностью считать также ставленником лидера партии М. Саакашвили, не имеющего возможности повторного выдвижения, и полностью зависит от рейтинга партии и ее лидера, несмотря на определенный политический опыт. Замыкает тройку экс-спикер парламента, один из лидеров «революции роз» и руководитель ныне оппозиционного объединения «Народное собрание», лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Бурджанадзе обладает и политическим опытом, и достаточно профессиональной биографией и имеет все возможности на неплохие результаты и почетное второе место по итогам умело проведенной предвыборной кампании. Но все же есть риски, которые могут ей помешать, а тем самым слабым местом команды Бурджанадзе является возможное появление, еще до выборов, новых подробностей расследования смерти экс-премьера Грузии Зураба Жвании, отличное от предыдущей версии, которой придерживается и сама Бурджанадзе.
Каков в таком случае будет выбор армянской общины Грузии? Согласно данным переписи 2002 года, количество армян в Грузии соответствует 248,9 тыс. человек (по некоторым неофициальным данным, до 300 тыс. чел.), что составляет 5,7% населения страны. Армяне распределены в Грузии в основном в Тбилиси, в Аджарии и регионах Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли. По некоторым данным, в Грузии порядка 50 общественных организации, которые находятся в крупных городах армянонаселенных регионов страны. Тем самым, исходя из территориального разброса, отсутствия консолидации и единой позиции общины, политические предпочтения также будут различаться. Так, несмотря на определенный прогресс, в самом крупном армянонаселенном регионе Грузии – Самцхе-Джавахети, где проживает более половины армянского населения страны, прежние власти сохранили определенное влияние. Еще одним фактором, который повлияет на электоральный процесс и скажется на низкой активности населения, может стать отсутствие мужского населения, находящегося на постоянных заработках в России. Армянская община Грузии, как и другие этнические группы, традиционно голосует за правящую партию. Однако, несмотря на то, что последние выборы и предвыборная ситуация в стране переломили эту тенденцию, но все же не кардинальным образом.
Судя по настроениям внутри общины и тому, что наиболее активная часть армянской общины составляет порядка 3-5% от общего числа, можно предположить, что и на предстоящих выборах вряд ли что изменится. И если на парламентских выборах октября 2012 года большинство армян Грузии проголосовали за «Единое национальное движение» М. Саакашвили, то на предстоящих все сложится с точностью до наоборот: большинство, и это очевидно, проголосует за «Грузинскую мечту». Единственным плюсом данной кампании является то, что армянская община Грузии, в лице своих общественных организаций и политических активистов, получит очередную возможность поднять перед основными кандидатами в президенты насущные проблемы общины и, возможно, получит кое-какие обещания по их реализации.
Говоря о симпатиях или антипатиях основных кандидатов к армянской общине Грузии, следует отметить, что они придерживаются нейтральных позиций и выступают в своих предвыборных обещаниях с позиции всеобщего развития экономики страны и улучшения социально-экономического положения всех ее граждан. При достаточно продуктивной деятельности правительства, а также умелой предвыборной кампании «Грузинская мечта» сумеет завершить выборы в свою пользу, однако есть и риск того, что они могут пройти в два тура из-за апатии и разочарования населения деятельностью правительства. Однако не менее важным будет и то, что недавние явно проазербайджанские реверансы действующего президента Грузии Михаила Саакашвили отдалили армян Грузии от его партии. Тем самым, в том случае, если недовольных новыми властями страны будет больше, они смогут выразить свое недовольство, отдав протестные голоса за более нейтрального кандидата – Нино Бурджанадзе.
Джонни Меликян, политолог, руководитель Центра политических и правовых исследований, Ереван
Оставьте свои комментарии