Дорогу осилит идущий
Привычное слуху изречение приобретает особый смысл при взгляде на ежедневную жизнь, заботы и дела Гамаяка Нерсесовича Устьяна. На то, как он в своем немолодом уже, скажем так, возрасте активно и энергично работает, ведет свою линию, собственноручно решая непростые порой проблемы, будучи председателем Совета старейшин Сочинского отделения Всероссийской общественной организации «Союз армян России». Но попробуй заговори о его заслугах, о важных для общины, да и города в целом делах. Никогда не услышишь: «я сделал», «я осуществил», «я сумел», всегда только – «мы».
Так было при воплощении одного из важнейших в жизни Устьяна проектов – установке на Мамайском перевале в Сочи, на пути из Центрального в Лазаревский район монумента Дружбы и Согласия. Открытие состоялось в феврале 2004 года. Присутствовали на нем первые лица города Сочи, представители духовенства, губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев.
Памятник внешне на первый взгляд прост – три ладони вздымаются вверх, три ладони поддерживают земной шар. Он предстает в обрамлении оливковых ветвей, олицетворяющих единство славных помыслов и действий. Неизвестно, думал ли скульптор Аршак Бегян о том, что в полдень при ясной погоде прямо над тремя сомкнутыми ладонями, над этой маленькой рукотворной планетой будет сиять диск солнца и это придаст монументу особую символическую выразительность. Сам памятник, площадка перед ним стали за десять лет знаковым местом – во время свадеб молодожены специально заезжают сюда, на Мамайский перевал. В праздники, связанные с национальными Днями единства, памяти, а часто и на День Победы сюда несут цветы…
Идея установить памятник возникла у Устьяна очень давно. Он всегда удивлял своей веротерпимостью, толерантностью и умением понять другого. Как это сложилось в семье, претерпевшей столько бед и лишений в самый трагический период армянской истории? Гамаяк Нерсесович потомок амшенских армян, едва спасшихся от турецкой резни, бежавших на противоположный берег моря в начале XX века. Первая семья отца Гамаяка Устьяна – жена и дочка Арекназ – потерялась без вести во время геноцида.
«Накануне Первой мировой войны мой дед с бабушкой были в гостях у старшего сына в селе Месажай, что рядом с Туапсе. Отец тоже собирался приехать в Россию. В то же время его родители двинулись обратно в Западную Армению. Корабли разминулись в Черном море в районе Батуми. Граница закрылась, и дед с бабушкой, жена отца с двухлетней дочерью Арекназ остались в Турции. До сих пор о них нет никаких сведений..». Об этом Устьян помнил всегда, и цена мира ему была, исходя из личной истории, особо понятна.
Еще в девяностые на одном из заседаний сочинской армянской общины «Севан» рассматривали вопрос о создании памятника, символизирующего дружбу русского и армянского народов. Единомышленники Устьяна, отец и сын Бегяны, соавторы его проекта, думали, что смысл сооружения может быть прочитан и немного по-другому. Монумент Дружбы и Согласия. Символ единства народов. В Сочи проживают представители более 122 национальностей, и их взаимное согласие, без всяких сомнений, гарантия благополучного настоящего и залог будущего города.
Вначале стройку решено было сделать народной. Первые средства перечислили армянская и греческая общины, частные лица. Потом Устьян, поняв, что «народные стройки» порой длятся десятилетиями, взял вместе со своей строительной фирмой «Арзуста» основные расходы на себя. В благородное дело тут же вступили предприниматели: Левон Сарсаматян, Самвел Акопян, Рафик Трезян, глава администрации поселка Дагомыс и Волковского сельского округа Альберт Мавян. Помогали и другие сочинские предприниматели. Их Устьян не «подстегивал». Идея воодушевляла.
На открытие монумента собралось множество народа, больше тысячи. Почетную грамоту вручили и соратнику Устьяна Самвелу Акопяну. После официальной части губернатор края А.Н. Ткачев вручил Устьяну почетную грамоту и сказал: «Ваше имя здесь надо запечатлеть золотыми буквами».
Это правда. Ведь именно он был автором идеи ,вдохновителем и организатором строительства.
Драгоценное качество-умение придумывать, производить полезные идеи, а потом реализовывать их последовательно и настойчиво – обеспечило Гамаяку Нерсесовичу успешную предпринимательскую деятельность на протяжении долгих лет. «Арзуста» – фирма, носящая его родовую фамилию Арзуманян–Устьян, выросла в целую корпорацию. Это уже не просто торговля качественными стройматериалами-вокруг семейного предприятия выросли уже и фешенебельный ресторан и мастерские. У «Арзусты» длинный список заслуг по оказанию адресной помощи и участию в городских благотворительных акциях. «Моя фирма стройматериалов и строительных работ и я сам лично очень многое сделали для нашего любимого города. Обустроили тротуары для жителей районов и города, отремонтировали и расширили дороги, построили крытую автобусную остановку, стоянку для машин. Теперь нет такого благотворительного мероприятия в городе, в котором наша фирма не принимала бы участие. Мы помогли построить долгожданный мост через горную речку Чухукт в Катковой Щели, заботимся об инвалидах и участниках Великой Отечественной войны, оказываем помощь детской больнице, были первыми, кто снарядил транспорт с гуманитарной помощью пострадавшим от наводнения жителям Кубани и Ставрополья. города Крымска», – говорит Гамаяк Устьян.
Производство требует неустанных, ежедневных забот. Однако и жизнь общины не оставляет в покое. Все спорные, неоднозначные вопросы – на Устьяне. Его взвешенность и мудрость давно известны.
Конечно, здесь мера ответственности почти та же, что на предпринимательской стезе. Вот Устьян стал «мотором» очередного хорошего дела – поспособствовал поездке журналистов по селам, отдаленным районам, где они собрали и зафиксировали воспоминания 80-90-летних стариков, еще отчетливо помнящих трагическое прошлое своих семей – потерю родины, бегство из Турции в Россию.
Эта тема не дает покоя Гамаяку Нерсесовичу. Не только потому, что его собственная семья – также из числа беженцев. Он все пытается постичь, как это вообще стало возможным – ненависть и вражда в таком выражении, в таких формах и с такими последствиями. Он «носитель» нестандартных, иной раз с трудом проходящих в армянском мире мыслей: совершенно искренне считает, что подозрительности, а порой ненависти ко всему турецкому, сохраняющимся до сих пор со стороны многих армян, надо положить конец.
Для того чтобы разобраться и понять, поклониться памяти деда, найти дом отца и прикоснуться к истокам, Гамаяк Устьян предпринял большое путешествие, о котором с воодушевлением рассказывает до сих пор: «Со временем меня все больше и больше тянуло в родные края предков. Я решил побывать там и поклониться древней земле Великой Армении. Мне нетрудно было найти дом отца и деда. Чудом сохранились и шелковица, и старенький дом из плетенки, и родник. Я потрогал руками землю, по которой ходили моя бабушка, все мои родственники, зачерпнул ладонью воды из родника, попытался осмыслить и понять, что случилось, что породило это зло, которое разбросало по всему миру моих предков и весь армянский народ».
Теперь на первом для него плане – молодежь. К ней обращены не только взоры руководства, но и конкретные действия, которые поддерживают молодежные инициативы. Гамаяк Нерсесович говорит, что рост числа молодых членов САР доказывает то, что все эти усилия не пропадают даром: «Мы намерены пристально следить за успехами и помогать в решении проблем. Пока они нас радуют. У нас очень талантливая, умная молодежь. Мы уверены, что хорошее будущее ей гарантировано. А наша задача – способствовать тому, чтобы связь с армянской культурой, историей, традициями у молодых не прерывалась».
Дорога, по которой семь десятков лет следует Гамаяк Нерсесович, тоже состоит из этих вех: армянская культура, история, забота о сохранении традиций. А еще, как и следует понимать, исходя из смысла возвышающегося на Мамайском перевале монумента Дружбы и Согласия, добрые отношения между народами, взаимосвязь, общность усилий для воплощения столь важных на сегодняшний день задач города Сочи как главного представителя славы и мощи России на предстоящей зимней Олимпиаде.
Натэлла Саакова
Оставьте свои комментарии