№ 16 (222) Сентябрь (1-15) 2013 года.

Мудрость и неповторимость таланта

Просмотров: 4129

85 лет со дня рождения Ара Арменовича Арутюняна, скульптора-монументалиста, народного художника Армянской ССР

Папины руки были отражением мудрости и неповторимости его таланта. Всегда теплые, с красивыми, немного изогнутыми пальцами, руки мастера, с неизменными остатками глины.

Наверное, трудно найти другого армянского скульптора, творившего столь плодотворно и высоко оцененного своим народом и профессиональными критиками. Творческое наследие его огромно, художественная значимость велика. Он автор более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей, которые украшают улицы, площади, парки городов Армении, Франции, Италии, Украины, Молдавии и других стран мира. Будучи большим патриотом, А. Арутюнян жил и работал в Ереване, хотя был широко известен и любим как в России, так и за рубежом, отдавая весь свой творческий потенциал увековечению истории и культуры Армении. Именно ему было суждено стать автором символа города Еревана и Армении памятника «Мать-Армения». Скульптура представляется собирательным образом женщины-армянки, оберегающей родную землю. Высота 54 м, из них 22 м – высота статуи, выполнена из чеканной меди. Это самый большой памятник Еревана, расположен в парке Ахтанак (Победа), возвышающемся над центром города.

Он автор самого масштабного комплекса, посвященного Сардарапатской битве, скульптурного ансамбля Армянского академического драматического театра имени Г. Сундукяна, ансамбля, в котором увековечены защитники Муса Лера. Он высоко чтил героизм воинов-армян, считал, что от укрепления воинского духа зависит судьба нашего народа. В 1961 году в окрестностях Севастополя устанавливает памятник-обелиск солдатам 89-й Армянской Таманской дивизии, павшим в Великой Отечественной войне в боях за освобождение города.

По мнению доктора искусствоведения Бориса Зурабова: «Творчество Арутюняна открывает перед нами мир художника. На улицах города, в мастерской скульптора, в выставочных залах он обращен к людям. Эти произведения созданы сердцем и руками мастера. В них искренность и волнение, которые остаются самыми ценными качествами в искусстве». Эти слова в полной мере можно отнести к самому любимому и узнаваемому памятнику – роднику в городе Ереване, посвященному великому поэту и ашугу Саят-Нове. В 1964 году памятнику была присуждена серебряная медаль Академии художеств СССР.

В течение всей творческой деятельности скульптор неоднократно обращался к оригинальным по своей тематике рельефным композициям. Например, композиция из туфа «Борьба Ваагна с драконом» установлена на северном въезде в Ереван, на южном – «Орел-строитель». Расположенный в центре Еревана родник «Дружба Еревана и Каррары» стал связующим звеном между двумя городами-побратимами Армении и Италии. Северный фасад здания Ереванского винного комбината украшают барельефы под названием «Борьба со львом» и «Лисы».

Образ декоративной скульптуры «Львица» в Гегарде стал в настоящее время изображением торговой марки всемирно известного армянского коньяка Great Valley.

В 1950 году археологи Армении обнаружили древнюю плиту с клинописью, свидетельствующую о том, что в 782 году в Араратской долине была заложена урартская крепость. В связи с этим в год 2750-летия основания Еревана открылся музей «Эребуни», скульптурное оформление фасада которого, изображающее царя Аргишти и основателей города, было исполнено А.Арутюняном.

Особо следует отметить работы художника, связанные с его личностным отношением и проникновением в характер и судьбу создаваемого образа. В ряду таких работ, несомненно, портреты Комитаса, героя французского антифашистского движения Сопротивления Мисака Манушяна и первой женщины-президента в истории Филиппин Корасон Акино.

Образ гениального композитора лейтмотивом проносится через всю творческую жизнь А.Арутюняна. Я помню, с какой горечью и состраданием рассказывал он о драматической судьбе музыканта, пережившего трагедию геноцида армян. Еще со студенческих лет А.Арутюнян воплощал образ Комитаса в своих произведениях. Блестяще была выполнена дипломная работа – надгробный памятник, выигравший конкурс и в итоге установленный на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры. Очень лирична по своему звучанию и пластическому языку фигура Комитаса, прислонившегося к абрикосовому дереву, в парке Ереванской консерватории, созданная уже в зрелые годы.

Судьбы людей, которых лепил отец, захватывали его, он переживал за них до глубины души. В 1976 г. по просьбе Советского комитета ветеранов войны был выполнен памятник Мисаку Манушяну – руководителю антифашистского движения Сопротивления Франции в годы 2-й мировой войны. Памятник в виде хачкара из темно-красного туфа стоит сейчас на кладбище в пригороде Парижа Иври. Надпись, высеченная на нем, гласит: «Слава тому, кто погиб за то, чтобы жила Франция».

История с Корасон Акино особенно фантастична. Был обычный теплый ереванский вечер, мы сидели у телевизора. В новостях сообщили: на смену свергнутого ненавистного филиппинского президента Фердинанда Маркоса пришла первая в истории стран Азии женщина-президент. Отец обратился ко мне: «Посмотри, какая интересная женщина, я бы ее вылепил». Наступил 1988 год, отец едет в Сингапур и Филиппины. Оказавшись на приеме в посольстве СССР на Филиппинах, он повторил свое давнишнее желание. На следующий же день его пригласили во дворец Малаканьян. Корасон Акино училась на отделении искусств в Нью-Йорке, ее сильно заинтересовало желание мастера. Вылепил отец Корасон буквально за один сеанс. Причем глина (ее просто нет на острове) была заменена схожим по составу материалом, долго и тщательно обработанным трудолюбивыми руками отца. Возникшая между ними симпатия незримо присутствует даже на фотографии, сделанной во время сеанса. Потом папа долго и театрально рассказывал о своей далекой любви к прекрасной Корасон (что в переводе с испанского означает «сердце»). В том же году между Филиппинами и СССР были установлены дипломатические отношения, можно сказать, с легкой и талантливой руки папы. Он был награжден орденом Дружбы народов.

Годы упорного труда, совершенствования мастерства, тематическое и жанровое многообразие подвели А. Арутюняна к созданию монумента «Слава труду», в котором олицетворением силы человеческого духа стала мощная и стремительная в своем движении вперед фигура рабочего. История этого памятник особо драматична. В 1982 году в заводском пригороде Еревана была установлена фигура рабочего, выполненная из чугуна, для сварки фрагментов отливок которого были приглашены мастера с Украины, владевшие этой довольно сложной технологией. С установлением памятника в рабочем районе Еревана на неуютной и пустой территории нашего города образовалось завершенное пространство, названное площадь Труда. В 90-е годы, когда «рухнуло все», неудавшиеся чиновники, пытаясь снять напряжение, обусловленное недовольством властью, организовали кампанию против памятника. Дома раздался телефонный звонок, и неизвестный голос сообщил: «Памятник рабочему сброшен, сломан, растаскан на куски». Отец тяжело переживал этот акт вандализма. Площадь потеряла смысл и значение, сейчас на ней устроены небольшие лавочки и торговые точки…

А. Арутюнян считал, что «творчество – это революционный процесс. Художник познает себя в борьбе. И в поражении может быть победа».

Арутюняну удалось реализовать множество творческих идей. Очень обширно и многогранно наследие станковой скульптуры художника. Он посвящал работы людям труда – «Виноградарь», «Победитель», «Строитель», создавал обобщающие символические образы – «Юность», «Страна Наири», «Гибель Ани», «Гетера», являлся большим мастером скульптурного портрета – «Портрет народного артиста Армянской ССР Ф. Мкртчяна», «Портрет дочери», портрет Героя Советского Союза летчика-испытателя Р. Каприеляна.

А.А. Арутюнян был блестящим мастером рисунка. В Москве, Ереване, многих других городах с большим успехом проходили его персональные выставки, в экспозициях которых наряду со скульптурой всегда показывалась графика. Выставки, как правило, проходили в лучших залах страны. Показанные в залах Российской академии художеств (1995) и в Центральном доме художника (1983) в Москве, экспозиции его произведений получили высокую оценку зрителей, художников, искусствоведов. Работы Арутюняна представлены в собраниях многих художественных музеев мира: Государственной Третьяковской галерее (Москва) и Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее искусства народов Востока (Москва) и Государственной картинной галерее (Москва), Государственной картинной галерее Армении и Музее изобразительного искусства Кировакана, ряде других.

А. Арутюнян многие годы успешно работал в Ереванском государственном художественно-театральном институте. Талантливый педагог, он передал секреты мастерства многим поколениям молодых скульпторов, получивших признание в Армении и далеко за ее пределами. Уже при жизни его называли «варпет» (мастер). Талант рассказчика, артистизм и обаяние его личности, наконец, брызжущий темперамент и солнечная энергетика, исходившая от него, конечно же аккумулировали вокруг него многих людей.

Патриотизм, любовь к родине, к своему народу были не простыми словами для Ара Арутюняна. Он обожал Армению. Ни одна сила не могла разлучить его с ней. В тяжелые постперестроечные годы он и слышать не хотел об отъезде за рубеж, искренне верил, что живет на самой прекрасной и великой земле.

У отца была неиссякаемая потребность создавать, даже когда у него были парализованы ноги и мир замкнулся вокруг него. Он до последнего дня продолжал работать, до последних дней своей жизни держал в руках карандаш и рисовал на маленьких обрывках бумаги, на картонках, коробках из-под конфет. Остались рисунки, много рисунков, изумительные, похожие на миниатюры, сказочной красоты… Он так и не постарел, оставаясь всегда молодым душой.

С. Арутюнян, кандидат исторических наук, востоковед

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты