№ 1 (231) Январь 2014 года.

Давутоглу в Ереване: поездка «с заднего двора» и предсказуемый результат

Просмотров: 3675

Последние недели уходящего 2013 года, отмечены очередным всплеском активности на Южном Кавказе и вокруг региона. Напомним, в ходе визита Владимира Путина в Ереван была подтверждена внешнеполитическая линия России, направленная на долгосрочное присутствие в Закавказье.

Предсказуемый провал вильнюсского саммита «Восточного партнерства», объявленная переориентация Армении на формирующийся Таможенный союз вызвали на Западе откровенное беспокойство и стремление вновь использовать нерешенные проблемы в качестве инструмента давления на власти республики.

«Партнеры» – конкуренты нашей страны, прежде всего США и Европейский союз, не оставляют попыток организовать дипломатический «прорыв» на карабахском направлении. Им активно пытается подыгрывать турецкая дипломатия, руководствуясь в то же время и собственными соображениями. Если применительно к Вашингтону и Брюсселю можно говорить о некотором ослаблении внимания к Южному Кавказу, то об Анкаре, которая на фоне неуспехов в Египте и Сирии остро нуждается хотя бы в частичном дипломатическом успехе, этого не скажешь. «После того как Россия и США договорились по вопросу ликвидации химического оружия Дамаска, планы Турции по вторжению в Сирию пошли под откос. Турция проиграла также в Египте, когда, поддерживая смещенного с поста экс-президента Мухаммеда Мурси, осталась одна против всех. После череды неудач, а также решения Армении вступить в Таможенный союз и баталий по поводу вероятности перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги Анкара с подачи Вашингтона начала активизировать кавказскую линию внешней политики», – полагает глава научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагик Арутюнян.

Что же до Карабаха, то некоторое время назад при активном посредничестве США в Вене была организована встреча президентов Армении и Азербайджана. В период, этой встрече предшествующий, некоторые западные издания, в том числе и весьма авторитетные, опубликовали несколько статей с алармистскими прогнозами относительно скорого развязывания боевых действий в регионе нагорно-карабахского конфликта. Разумеется, эти опусы имели, прежде всего, пропагандистский характер, будучи призванными «поднять цену» не только венских консультаций (потому как назвать это мероприятие переговорами было изначально сложно), но и западного посредничества в урегулировании нагорно-карабахского конфликта как такового. Обострения на границах Армении и Карабаха с Азербайджаном носят регулярный характер, однако позиция армянского руководства более чем уверенная. Напомним, президент Серж Саргсян побывал в Нагорно-Карабахской Республике, посетив воинские части, прикрывающие наиболее опасные центральное и южное направления. Присутствие главы Армянского государства на учениях Армии обороны НКР также означает, что свои угрозы Баку может оставить при себе…

Несмотря на предсказуемо минимальный практический выход, очередная встреча Сержа Саргсяна с Ильхамом Алиевым – повод для рассуждений об очередных разногласиях внутри Минской группы ОБСЕ, причем наличие этих разногласий косвенным образом подтверждалось высказываниями некоторых отставных дипломатов.

Впрочем, с Карабахом более-менее все ясно вот уже много лет – основным гарантом невозобновления широкомасштабных боевых действий является, в частности, военно-политический баланс сил, и он будет сохраняться неопределенно долгое время. Договоренности в сфере экономического и военно-технического сотрудничества, достигнутые в ходе декабрьского визита президента России в Армению, оставляют в этом мало сомнений. В этих условиях «альтернативным» и в последние годы неизменным направлением усилий западной дипломатии является придание «второго дыхания» так называемому армяно-турецкому переговорному процессу. Тот несомненный факт, что процесс этот находится в вялотекущей коме вот уже несколько лет, смущает, видимо, мало – равно как и кульбиты турецкой дипломатии во взаимоотношениях с ближайшими соседями, о чем мы еще скажем.

Весьма удобным поводом порассуждать о вероятности очередного армяно-турецкого прорыва стали высказывания министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Вене и его участие в очередной сессии Совета министров иностранных дел стран – членов ОЧЭС, состоявшейся 12 декабря в столице Армении. По сообщениям информационных агентств, глава внешнеполитического ведомства Турции предпочел проникнуть в гостиницу Armenia-Marriot, где проходило высокое собрание, с заднего двора: на площади республики его ожидала бы встреча с протестовавшими молодежными активистами ряда студенческих союзов, социал-демократов и молодежного крыла дашнаков.

В предшествующие дни было запущено несколько интриг и даже разыгран небольшой спектакль, сопровождавшийся эмоциональным обменом репликами. А именно – в ходе международного симпозиума «От Каспия до Черного моря – стратегический взгляд» глава Центра стратегических исследований Кавказа доктор Хасан Октай призвал Ахмета Давутоглу приехать в Ереван, несмотря на недовольство со стороны официального Баку. После этого турецкий министр тут же «откликнулся», вроде как пересмотрев свое первоначальное решение от поездки в Армению воздержаться.

В том, что это изначально был спектакль, убеждает и состоявшаяся 11 декабря телефонная «сверка часов» господина Давутоглу с американским коллегой Джоном Керри. Примечательно, что в официальном сообщении Госдепартамента США поездка турецкого министра была объявлена ни много ни мало его визитом в Армению, притом что де-факто она таковой не является. Тем не менее, некоторые интернет-издания, известные своей специфической направленностью, постарались (правда, без былого задора), приписав турецкому министру добрые намерения. «Ереванский визит Давутоглу, по меньшей мере, имеет цель представить Турцию как добропорядочного соседа, готового урегулировать отношения с Арменией, – уверяет, скажем, автор «Первого информационного». – И сомнений нет также в том, что в этом процессе у Турции просчитаны не один шаг или два и ереванский визит – это не разовый шаг, то есть после этого у Турции запланировано продолжение».

По окончании встреч в рамках ОЧЭС, в том числе с Эдвардом Налбандяном, Давутоглу раскритиковал младотурок за высылку армян, расценив ее как негуманный и бесчеловечный акт. Призвав к справедливой памяти, он заметил, что турецко-армянские отношения не имеют такого прошлого, как немецко-еврейские. По мнению министра, если турки приступили к преодолению негативного коллективного сознания еще в 2005 году, то армяне все еще остаются у него в плену – заявление вполне оправданное с точки зрения пропаганды (или, как ее еще называют, «мягкой силы»), но по сути весьма спорное. Кроме того, несколько акций, предпринятых в рамках якобы так называемой «народной дипломатии», также свидетельствуют о стремлении Анкары заработать как минимум дополнительные очки, продемонстрировав «добрые намерения» в преддверии 2015 года – трагической годовщины столетия геноцида армян.

Впрочем, о том, каким может быть вышеупомянутое «продолжение», если говорить не о словах, а о делах, известно достаточно хорошо. Высказывания Ахмета Давутоглу в Швейцарии (стране, традиционно являющейся одной из армяно-турецких переговорных площадок), ставшие достоянием прессы, свидетельствуют о том, что никаких принципиальных подвижек в позиции турецкой дипломатии не произошло. Урегулирование отношений с Арменией и открытие границы по-прежнему рассматриваются в качестве некоего немыслимого благодеяния, за которое армянская сторона должна заплатить серьезными уступками – прежде всего в вопросе Нагорного Карабаха. Как и прежде, речь идет об одностороннем выводе сил Армии обороны НКР как минимум из двух районов, взамен чего обещается открытие границы, восстановление дипломатических отношений и прочая «благодать». А как же иначе? Например, по мнению Фуркана Кайя, весьма, кстати, характерному, «Турция – единственная для Армении дверь на Запад и, как следствие, шанс скорого повышения уровня благосостояния. Несомненно, никто из граждан Армении не был бы против такой возможности». И тут же тут как тут – «утечки» о якобы предстоящем разминировании приграничных с Арменией и Ираном участков, а также о начале ремонта пропускных пунктов на линии Карс – Гюмри…

Некоторые турецкие издания даже поделились сенсацией о том, что армянская сторона якобы «устно» дала согласие на вывод «оккупационных войск» с территорий двух районов Азербайджана. Разумеется, эта информация, как водится, от анонимного источника, была оперативно опровергнута. В очередной раз позиция Еревана была доведена до всех интересующихся министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном в ходе совместной пресс-конференции в рамках сессии ОЧЭС с участием турецкого министра. Налаживание армяно-турецких отношений должно происходить без каких-либо предварительных условий, поэтому попытки турецкой стороны связать это с другими вопросами, выдвинуть предусловия бессмысленны и тщетны, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Армении.

Между тем, турецкая внешнеполитическая активность на Южном Кавказе не ограничивается «армянским» направлением. Ахмет Давутоглу говорит о создании некой реинкарнации «Платформы мира и стабильности на Кавказе», спешно выдвинутой, как мы помним, в разгар военных действий августа 2008 года и имевшей сугубо тактический характер. Давутоглу говорит о проделанной значительной дипломатической работе, включая армяно-азербайджанский диалог, реализацию энергетических проектов наподобие Трансанатолийского газопровода, диалог своей страны с Арменией, а также состоявшиеся недавно российско-турецкие переговоры. По мнению главы турецкого МИД, в сочетании с завершившимися выборными циклами в Армении и Азербайджане это создает условия, позволяющие сторонам конфликта проявить инициативу. Добавим к этому проекты, связанные с созданием широкого энергетического коридора по линии, соединяющей Турцию с Грузией и Азербайджаном, и включающего, помимо транзита энергетического сырья и прокладки новых автомобильных и железнодорожных магистралей, также взаимный переток электроэнергии и ее экспорт в Европу.

Стоит заметить, что создание «атмосферы мира» на Кавказе связано в том числе и со сворачиванием милитаристской риторики и прекращением гонки вооружений (в первую очередь – наступательных), в которой Турция, будучи основным военно-политическим союзником Азербайджана, активно участвует. А сам факт открытых (или даже приоткрытых) границ в условиях напряженной ситуации в регионе, роста трансграничных угроз может иметь самые непредсказуемые последствия. Не случайно некоторые соседи Турции, «наслаждающиеся» открытыми границами с этой страной, спешат как-то исправить это положение. Заметим, речь идет не только о подвергшейся террористической интервенции Сирии, но и о члене Евросоюза Болгарии, власти которой приняли решение о строительстве стены на наиболее проблемных участках своей юго-восточной границы. Согласно соответствующему плану правительства страны, возведение барьера, призванного оградить нелегальную миграцию в страну, будет завершено в феврале 2014 года. Речь идет о 30-километровом ее участке, который приходится на лесистую и холмистую местность с относительно сложным рельефом. Причина столь «неполиткорректного решения» заключается в массовом наплыве нелегальных мигрантов из Сирии, проникающих в Болгарию с турецкой территории. Несложно догадаться, что в Армении любые шаги по нормализации отношений с Турцией станут дополнительным фактором гражданского раскола, который будет затрагивать и зарубежные общины – история с армяно-турецкими протоколами 2009 года свидетельствует об этом со всей очевидностью…

Платформа мира и стабильности в регионе, вне всякого сомнения, необходима, однако вряд ли Армения с Карабахом, да, кстати, и сам Азербайджан, нуждаются в очередном блефе, призванном продемонстрировать некие возможности турецкой дипломатии – на самом деле, мягко говоря, далеко не безграничные. Однако основным гарантом мира и стабильности в Кавказском регионе является Россия. В случае дальнейшего сближения в рамках Таможенного союза, а также потепления российско-грузинских отношений и возобновления сквозного движения через Абхазию открытие границы с Турцией станет для Армении еще менее актуальным. Оттого нынешние попытки активизации армяно-турецкого диалога имеют несколько искусственный и конъюнктурный характер. Без кардинального пересмотра политики Турции по отношению к Сирии любые прожекты по установлению «мира и стабильности» будет ожидать судьба известной концепции «ноль проблем с соседями», название которой, как известно, уже давно переделано в «ноль соседей без проблем». Что же касается карабахского урегулирования, то попытки одностороннего проталкивания подходов и принципов, уже неоднократно доказывавшие свою несостоятельность и оторванность от реалий, вряд ли способны привести к позитивным результатам.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты