№ 1 (231) Январь 2014 года.

Акоп Казанчян: Трагикомедия – самый актуальный жанр в сегодняшнем театре

Просмотров: 4186

На недавно состоявшемся XV съезде Союза театральных деятелей (СТД) Армении в ходе открытого голосования на пост председателя единогласно был избран художественный руководитель Ереванского ТЮЗа Акоп Казанчян. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, он большое значение придает классическому репертуарному театру и любит смелый эксперимент.

Что ожидает армянский театр? С этого вопроса и начался наш разговор.

– Я не люблю загадывать вперед, но из того, что уже очевидно, все же поделюсь. Непременно будет продолжена работа по организации наших фестивалей – Шекспировского, монодрамы… За время прошедших фестивалей в Ереван приезжали известные театральные деятели, в том числе Александр Калягин, Роберт Стуруа, Питер Брук. В мае следующего года в Армении пройдут большие гастроли театра Петра Фоменко. Признаюсь, впереди еще пять месяцев, а я уже потерял покой. Живу этим…

Мы готовимся также к участию во Всемирном конгрессе Международного института театра и к совещанию директоров Европейской сети Шекспировских фестивалей. И самое знаменательное – в будущем году на Шекспировском фестивале в Армении будет смотр работ армянских театров, что даст возможность руководителям фестивалей отобрать для себя лучшие из них.?

– Акоп Ервандович, я обратила внимание, что Ваши спектакли в театре длятся не более часа и без антракта.

– Да, я не люблю антракты, потому что убежден, что спектакль с самого начала и до конца должен держать внимание зрителя, не дать ему отвлечься. Точно так же я не приемлю рекламные заставки во время трансляции сложной психологической картины. Ни к чему эти паузы. Мне больше по душе темп, ритм, скорость…

– Вы по жизни всегда спешите?

– Почти всегда. А иногда и 24 часов в сутки не хватает. У меня постоянное ощущение нехватки времени. Театр, союз, семья – все это обязывает, ведет… Есть множество новых идей, которые хотелось бы скорее испробовать.

– В свое время на армянском телевидении Вы вели рубрику «Сценические перекрестки», где шел разговор с деятелями культуры и, в частности, театра о самом театре. Передача эта была достаточно популярна. Однако неожиданно для всех ее прикрыли.

– Надо признать, что нынешние наши творческие союзы бессильны и беспомощны против шоу-бизнеса и телевидения. Почти на всех каналах сплошная развлекаловка, безвкусица и ширпотреб.

Спонсоры, как правило, с большим удовольствием оплачивают низкопробные проекты типа «Новый год на армянском ТВ», чем то, что духовно должно обогатить зрителя. А в итоге молодежь предоставлена самой себе и имеет очень сомнительные знания относительно своей культуры. Не удивляйтесь, если окажется, что история Армении для них начинается с конца двадцатого века, хотя и о ней они толком не знают. Эта беспомощность и духовная деградация идет от оболванивания зрителя никчемной телепродукцией, от грубого дворового сленга, так прочно осевшего на телевидении. На этом фоне о каком Шекспире и Чехове может идти речь?..

Благо с начала 2014 года на одном из армянских телеканалов будет восстановлена моя передача «Сценические перекрестки». Я делаю большую ставку на нее, зная, что сегодня нужны свободные от практической конъюнктуры суждения, свежие идеи. Надо положить конец застольным речам и стать более лояльными к критике. И еще. Мы – маленькая страна и при этом очень политизированная. Это нам очень мешает: политика вошла в каждый дом, она у всех на устах, и что бы ни случилось, все связывается именно с ней. Искусство должно быть актуально, но не политизировано до такой степени!

– Именно поэтому в пьесе Дереника Демирчяна «Храбрый Назар» Вы полностью сняли четвертую сцену, где народ разоблачает героя, посягнувшего на трон?

– Эта пьеса в первую очередь об окружении короля – о том, что творится вокруг него, а не о самом правителе. Ведь посмотрите, какую нынче дверь ни откроешь, там, наверху, сидит Назар – ничтожный карьерист. И такие Назары есть везде. Но что интересно: сегодняшний зритель ищет в театре не философские рассуждения на тему, а прямые тексты. И все о политике. Народ больше жаждет прямых «попадающих» текстов. А театр – это ведь в первую очередь метафора, возможность включить воображение. Театр – не плакат, он для того, чтобы люди мыслили. Как говорил мой педагог, режиссер Андрей Гончаров, «задача театра – найти воспаленную зону зрительного зала». Поэтому надо воспитывать зрителя, непременно приобщая его к классическому репертуару, развивая его вкус.

– А как Вы относитесь к столь популярному нынче коммерческому театру?

– Любой театр имеет право быть. Да, коммерческих спектаклей нынче стало очень много. Но мне не нравится, что их эстетика подчеркнуто груба и изобилует дворовым сленгом. Но я не противник антрепризного театра, считаю, что театр должен существовать во всех своих проявлениях. Зритель сам найдет тот театр, в котором он нуждается и который отвечает его интересам.

– Как Вы работаете с молодыми режиссерами?

– Мне очень важно, какую пьесу выбрал режиссер. Драматургия – это основа театра. Если мне сразу приносят, скажем, Беккета или Ионеско, я пытаюсь их остановить. Я объясняю, что для этих постановок у них еще будет время. А пока что лучше обратиться к актуальной современной теме и ставить спектакль без всевозможных новейших эффектов и прочих «украшательств». Главное – это работа с актерами. Это самое сложное и самое благодарное дело в театре. Когда первыми же вопросами новоявленного режиссера оказываются: «Есть ли у вас проектор?», «Вертится ли сцена?», «А как дела с подсветкой?» – я начинаю всерьез раздражаться… Хотя, по правде, у нас много талантливых людей, преданных театру. И я уверен, что нам на смену идет достаточно интересное поколение и постепенно создается та среда, в которой начинают формироваться толковые и образованные молодые люди. Это не может не радовать. Проблема в том, что если в России талант всегда виден, а значит, и востребован, то в Армении для того, чтобы высказаться и быть понятым, надо пройти через массу внутренних и внешних препон…

– Какая самая любимая Ваша тема в театре?

– Любовь. Но это не просто любовь мужчины и женщины, это любовь человека к ближнему своему – любовь общечеловеческая. Искренние, неподкупные чувства и безграничная любовь к своей Родине. Именно эти качества сейчас очень популяризируют в российском кинематографе и театре. Я слежу за каждым новым фильмом и каждой новой постановкой и вижу, что главная идея в них: нет ничего ценнее простой искренности и теплой, не придуманной эмоции.

– Какой жанр в театре Вам кажется наиболее соответствующим сегодняшней действительности?

– Трагикомедия – самый актуальный и типичный жанр в сегодняшнем театре. Она как нельзя более точно характеризует наше время. Возможно, именно поэтому сейчас я взялся за пьесу молдавского драматурга Константина Кеяну «В контейнере», где тема миграции доведена до болевой точки шока. Вскрывается ущербность человеческой сущности и тех, кто тайно, любыми способами готов покинуть страну, и тех, кто наживается, жестоко обманывая их. В пьесе есть беспощадные сцены, которые, однако, перемежаются живым, искрометным юмором. Вот она, наша жизнь!

– Акоп Ервандович, хотелось бы услышать новогодние пожелания читателям «Ноева Ковчега»…

– Небольшое отступление: лет 10 тому назад на кинофестивале в Киеве я познакомился с украинским драматургом Ярославом Стельмахом. Он подарил мне книгу своих пьес, одна из которых называлась «Синий автомобиль». Это была драматическая и одновременно светлая пьеса о смысле жизни и творчества, где так важно простое человеческое счастье. Когда герой хочет понять, когда он был по-настоящему счастлив, он вспоминает игрушечный синий автомобиль, который ему подарили когда-то очень давно, в детстве. Эта пьеса-прозрение пронзительно напомнила мне о моем детстве, о доме, где мы жили всей семьей, и как под самый Новый год мой отец возил меня на санках. Шел крупный снег, и счастью моему не было предела. Вот это ощущение счастья я пронес через всю свою жизнь…

Я хочу всем пожелать настоящего, большого счастья, чтобы на свете воцарился мир, не было войн и чтобы люди были великодушны друг к другу и любили свою Родину страстно и без всякой рефлексии!

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 53 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты