Футбольная одиссея отца и сына Оганесянов
Жора Оганесян родился в поистине спортивной семье. Нарекли его в честь дедушки – мастера спорта по тяжелой атлетике, неоднократного чемпиона Армении, заслуженного тренера Армении, участника Великой Отечественной войны Жоры Хореновича Оганесяна. Мастером спорта была и его бабушка Варсеник Еноковна Оганесян – неоднократная чемпионка Армении и призер Всесоюзных соревнований по спортивной гимнастике. Мать, Джуля Сарян, звания мастер спорта удостоилась за успехи в художественной гимнастике. Отец – мастер спорта международного класса, заслуженный тренер Армении Хорен Оганесян.
Да, уважаемый читатель, ты не ошибся – это тот самый Хорен Оганесян, который, по мнению всемирно известного футбольного издания «Уорлд соккер», лучший полузащитник Советского Союза, лучший футболист Армении ХХ века, бронзовый призер Олимпийских игр 1980 года в составе сборной СССР, участник чемпионата мира 1982 года в Испании. Именно там он забил потрясающий по красоте гол в ворота сборной Бельгии. В тот год его приглашали в американский «Космос» играть рядом с самим Пеле, за переход сулили 3 миллиона долларов – большие деньги по тем временам.
Свою футбольную карьеру Хорен начал с Всесоюзного детского турнира «Кожаный мяч» в составе ереванской команды «Ани», потом в составе сборной СССР на молодежном первенстве Европы, и вновь с чемпионским титулом. Затем понеслось: обладатель Кубка СССР в составе «Арарата», чемпион первого первенства независимой Армении в составе «Хоменэтмена», который он сам же и тренировал.
Хорен, как легендарный царь Фригии Мидас, который, к чему бы ни прикасался, все превращал в золото. Вот и он свое детище – ереванский «Пюник» (бывший «Хоменэтмен») неоднократно приводил к золотым медалям чемпионата страны, завоевывал с ним Кубок Армении и Суперкубок. Два года он тренировал национальную сборную Армении и в отборочном турнире чемпионата мира 1998 года занял с ней 4-е место (наилучший результат за все прошлые и последующие годы). В том цикле подопечным Хорена Оганесяна удалось на равных сыграть с Португалией (0:0) и в Киеве с Украиной (1:1), сборную которой возглавлял Андрей Шевченко.
Добился Хорен замечательного успеха и с юношеской сборной страны, которую через победы в отборочном турнире вывел в финальную пульку чемпионата Европы 2004 года в Англии. Первую скрипку в той юношеской сборной играл его сын Жора, которому зарубежные специалисты предвещали большое будущее, а норвежская «Дагбладет» назвала его «новым Пеле».
Резвый, пластичный в движениях, Жорик с детства выделялся среди сверстников необычайно мягким владением мячом, а главное – смекалкой и видением поля, поэтому играл во всех командах плеймейкером, футбольным дирижером. Он был капитаном команды, ее лидером, признавался лучшим игроком турнира почти на всех международных детских или юношеских соревнованиях тех лет! Так было в Италии и Норвегии, США и Франции. Все чаще можно было услышать: перещеголяет ли Жорик в мастерстве, в виртуозном владении мячом своего прославленного отца? Этот вопрос перестал быть актуальным после того, как повздорили между собой два руководителя «Пюника» – Рубен Айрапетян (одновременно и президент ФФА) и Хорен Оганесян. Их противоречия зашли так далеко, что восходящей звезде футбола вместе с отцом пришлось паковать чемоданы и перебираться в Грецию. (Из армянского футбола были выдавлены и два брата Хорена: Гарик – тренер юношеской школы «Пюника», Самвел – администратор «Пюника», а также племянник Артак – полузащитник команды «Киликия».) Вот так Армения волюнтаристским решением одного чиновника лишилась юного дарования.
Греческая «командировка» Оганесянов затянулась на 5 лет. Жора тренировался и играл в «Олимпиакосе», но игровой практики не хватало. Хорен посоветовал сыну продолжить карьеру в российском чемпионате. В начале сезона 2004 года Жора почти одновременно просматривался в московском «Динамо» и подмосковном «Сатурне». 23-летний футболист свой выбор сделал в пользу «Сатурна», в составе которого в первых же двух матчах сделал пару голевых передач. «У меня была возможность остаться в «Динамо», однако я предпочел подмосковную команду, так как в «Сатурне» в основном выступают молодые футболисты, а это для меня веская причина», – признался после подписания контракта Оганесян-младший. Но через некоторое время его новая команда из-за финансовых проблем была расформирована. Он несколько месяцев тщетно пытался найти новый клуб. На выручку пришел отец, пригласив его в ташкентский «Локомотив», который он только принял в ранге главного тренера. Спортивным директором этой команды являлся Вазген Минасян, его сын Арсен был главным забивалой «Локомотива», а ворота защищал Вартан Багдасаров.
Хорен годом позже в Ереване рассказывал мне, что в команду ташкентских железнодорожников его сосватал закадычный друг Вадим Карленович Абрамов – главный тренер ташкентских клубов «Трактор», «Локомотив», национальной и олимпийской сборных Узбекистана, обладатель почетного звания «Футбольный тренер года Узбекистана-2011». Олимпийскую сборную Абрамов дважды выводил в финальный этап отборочного турнира к Олимпиаде в Пекине и Лондоне, а национальная сборная под его руководством в 2011 году заняла четвертое место на Кубке Азии, вышла в финальный раунд отборочного турнира чемпионата мира 2014 года.
Ташкентский «Локомотив» только вернулся в высшую лигу, и состав команды надо было срочно укреплять. Кроме Жоры, который по окончании сезона был признан лучшим легионером чемпионата, были приглашены бывшие игроки «Пюника» и сборной Армении Арам Восканян и Ромик Хачатрян. «Надо было создавать новую команду, а времени было мало. Удалось подобрать таких игроков, благодаря которым мы смогли достичь высоких результатов, завоевав бронзовые медали чемпионата страны», – рассказывал Хорен.
Крепкий фундамент ташкентского «Локомотива» был заложен, и в следующем сезоне команда завоевала в чемпионате страны серебряные награды. Но… уже без армянского наставника. Годичный контракт с железнодорожниками у Хорена истек, а продлевать его он не стал. Его приглашали другие узбекские клубы, но он их предложения не принял. О причинах такого решения Хорен не говорит.
Как бы то ни было, но, вернувшись в Ереван, он с восхищением рассказывал о Ташкенте, об узбекском народе, среди которого у него было много друзей и болельщиков еще с 1990 года, когда он своей яркой игрой помог «Пахтакору» вернуться в высшую лигу советского чемпионата.
«Когда меня пригласили в «Пахтакор», без колебания принял предложение. Хотел сделать то, что сделали бы мои друзья по сборной Федоров, Ан и другие – те, кто в 1979 году погиб в авиакатастрофе. А именно – передавать свой богатый опыт молодым футболистам. В то время в команде уже подрастали такие талантливые игроки, как Андрей Пятницкий, Мирджалол Касымов, Игорь Шквырин… Мы в семье потом часто вспоминали Ташкент, невероятную доброту и гостеприимность простых людей. Вкусные лепешки, сладкие арбузы и ароматные дыни. Особенно запомнились узбекские болельщики, тепло встречавшие меня и поддерживавшие на всех матчах.
Сегодня в Узбекистане настоящий футбольный бум. Строятся стадионы, создаются новые футбольные школы. Если сравнивать футбольные инфраструктуры Узбекистана и Армении, то мы намного отстаем. Зарплата узбекских тренеров и футболистов в разы выше, бюджеты клубов больше. Клубами руководят акционеры, и это правильный подход, у нас же клубы финансируются одним лицом, и если финансовые дела его ухудшаются, то и клубы нередко просто закрываются. Узбекские клубы успешно выступают в азиатских Кубках, а национальная сборная, в защите которой играет, кстати, 25-летний Артем Филипосян, вышла в финальную пульку Кубка Азии 2015 года.
Между прочим, летописцами узбекского футбола, являются тоже наши соотечественники – Эдуард Аванесов и Владимир Сафаров. Внесли значительный вклад в развитие узбекского футбола кавалер почетной золотой медали ФИФА, заслуженный тренер Узбекистана Сергей Арутюнов и заслуженный тренер, приводивший пять раз ферганский «Нефтчи» к победе в национальном чемпионате и розыгрыше Кубка, Юрий Саркисян».
Хорен Оганесян в Ереване не задержался. Провел с капитанской повязкой один матч за ветеранов, съездил по приглашению в Лос-Анджелес на боксерский поединок Вика Дарчиняна и опять с семьей подался в Ташкент – талант его вновь был востребован… вне Родины. Вне Родины успешно играл и Жора, уже в составе знаменитого «Пахтакора». За игрой Жоры с ревностью наблюдали в Ереване. Тогда еще главный тренер нашей национальной сборной Минасян как-то поделился: «Смотрел матчи с участием ташкентского «Пахтакора», где играет Жора Оганесян. Впечатления в основном неплохие, но так как он играет на позиции поднападающего, где у нас большой выбор футболистов, то он не будет приглашен на ближайшую игру со сборной Чехии. Однако «Пахтакор» – сильная команда, а Жора постоянно выходит в основном составе. Именно поэтому по моей просьбе спортивный директор «Пахтакора» передал нам как полное расписание ближайших матчей команды, так и видеозаписи с участием Жоры Оганесяна. Мы будем наблюдать за ним, и, возможно, в будущем он еще будет приглашен в сборную».
Несколько иного мнения многоопытный Ромик Хачатрян, который год играл рядом с Жорой в ташкентской команде. Он считает, что Жора возмужал, окреп физически, стал быстрее и что в Армении подобного класса игрока сегодня нет.
В Узбекистане футбольный сезон подкатил к финишу, столичный «Пахтакор» занял в чемпионате четвертое место. Оганесяны на зимние каникулы вернулись в Ереван. Хорен вновь с восторгом говорил о ташкентцах, об успехах их футбола, о наших соотечественниках. Кстати, «Ноев Ковчег» пользуется большой популярностью среди тамошних армян. «Читают его от корки до корки. Приятно, что в газете всегда есть спортивные материалы, особенно о футболе, что не забываете нас – ветеранов. Редакции желаю в новом году увеличения тиража и расширения читательской географии. Читателям «НК» – яркой жизни, любви к ближним и к нашей Армении, которую, несмотря на все невзгоды, мы продолжаем обожать».
Александр Григорян
Оставьте свои комментарии