Многоопытную Минскую группу на мякине не проведешь
В последнее время официальный Баку, обвиняя по уже надоевшей всем привычке Минскую группу ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта в непродуктивности, вновь стал муссировать тему изменения формата переговоров.
На это отреагировал президент Армении Серж Саргсян, отметивший, что попытка Баку изменить формат переговоров или перенести их на иную площадку создает дополнительную напряженность в процесс урегулирования. А заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, комментируя предложение вовлечь в процесс урегулирования Германию и Турцию в качестве сопредседателей, заявил, что «в рамках деятельности Минской группы и ее сопредседательства (Россия, Франция, США) накоплен уникальный посреднический опыт» и «с учетом деликатности карабахской темы любые попытки видоизменить формат могут привести к размыванию переговорного процесса и откату назад в позициях сторон».
Судя по всему, именно этого и добивается официальный Баку, в противном случае он согласился бы сесть за стол переговоров с Нагорным Карабахом, а не взывал бы о помощи к Турции, откровенно поддерживающей Азербайджан в его агрессивных планах в отношении НКР, и не пытался бы склонить на свою сторону страны и организации, мало знакомые с сутью карабахского конфликта. Все это лишь отдаляет возможную перспективу урегулирования конфликта, более того, ставит под угрозу сам переговорный процесс и, следовательно, безопасность региона в целом.
Заявления Баку о видоизменении формата посредничества и перевода его под эгиду других международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций, к двадцатидвухлетним резолюциям Совета Безопасности которой азербайджанская сторона так любит апеллировать, не раз называли контрпродуктивными и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. К слову заметим, что четыре резолюции СБ ООН (822, 853, 874 и 884), принятые в самый разгар военных действий в зоне азербайджано-карабахского конфликта (с 30 апреля по 12 ноября 1993 года), в большей мере были обращены к Азербайджану, ибо власти этой страны, несмотря на все призывы международного сообщества и усилия посредников, не отказывались от своих агрессивных намерений и не раз в дальнейшем предпринимали наступательные действия против НКР, блокируя посреднические усилия и нарушая договоренности о перемирии, используя их для перегруппировки сил с целью нанесения «решительного удара», который, как известно, обернулся против них самих.
Руководство НКР, отмечая, что любые непродуманные попытки вовлечь в процесс урегулирования другие, некомпетентные и не обладающие соответствующим международным мандатом организации могут привести к дестабилизации ситуации, считает нынешний формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ оптимальным. Президент Бако Саакян подчеркивает вклад МГ в сохранение относительного спокойствия в регионе и видит у группы большой потенциал для урегулирования конфликта. Вместе с тем, в ходе недавнего визита в Степанакерт большой группы участников V медиафорума «У подножия Арарата», президент НКР, говоря о перспективах разрешения конфликта, резонно заметил, что для достижения мира нужно готовить все общество, в то время как сегодня Турция и Азербайджан на государственном уровне осуществляют обратную политику, направленную на нагнетание напряженности в регионе.
Карабахскую сторону, естественно, устраивает любое посредничество – лишь бы в основе его лежала идея окончательного и гарантированного прекращения огня, справедливого решения вопроса – признания исконного права карабахского народа на самоопределение и результата борьбы за осуществление этого права – независимой Нагорно-Карабахской Республики. Однако не секрет, что явно или скрытно между самими посредниками идет борьба за влияние в регионе. Азербайджано-карабахский конфликт в той или иной степени затронул интересы стран региона – Ирана, Турции, Грузии и, конечно, России, привлек серьезное внимание ряда европейских. Причем диапазон интересов охватывает как военно-стратегические, так и политико-экономические аспекты, и не случайно многие акторы пытаются влиять на процесс урегулирования и направить его в удобное для себя русло.
Мы далеки от мысли утверждать, что посредники преследуют лишь узкокорыстные цели, однако вольной или невольной конкуренцией между самими посредниками и их интересами пользуется Баку, всячески маневрируя, шантажируя, пытаясь подкупить, привлечь на свою сторону влиятельных политических игроков ради достижения собственных реваншистских целей – капитуляции армянских сторон. И это делает страна, развязавшая широкомасштабную кровопролитную войну...
Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики Масис Маилян считает, что ставка Азербайджана на военную дипломатию и искусственное нагнетание напряженности в зоне конфликта с целью изменения сложившегося статус-кво сводит на нет все миротворческие инициативы, является угрозой для региональной безопасности и может стать источником неконтролируемых деструктивных процессов.
«Представители России, США и Франции должны четко и недвусмысленно дать понять властям в Баку, что продолжение военной дипломатии и фактическая подготовка к войне бесперспективны и опасны в первую очередь для Азербайджана, – утверждает Масис Маилян. – В результате мер, предпринятых РА, НКР и внешними акторами, Азербайджан должен быть поставлен в такие условия, при которых каждый его шаг по нарушению режима прекращения огня будет оборачиваться против интересов этой страны. Ущерб от деструктивных действий должен в разы превышать ожидаемую от диверсий сомнительную выгоду».
Масис Маилян также находит, что еще одной причиной пробуксовки мирного процесса является отсутствие политической воли и так называемый «риск мира», который содержит в себе новые вызовы.
«Сложившийся статус-кво может измениться в ту или иную сторону в зависимости от трансформации внутренних или внешних параметров карабахско-азербайджанского межгосударственного конфликта. Внутренним и внешним игрокам следует поддерживать хрупкий мир и работать на позитивное изменение статус-кво, т.е. трансформировать состояние «ни войны, ни мира» в прочный мир», – резюмировал он.
Что же конкретно может вернуть практически зашедший в тупик переговорный процесс по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в конструктивное русло? Ответ содержится в самом вопросе – прямые переговоры между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, ибо именно они являются основными сторонами конфликта. Остальные, в том числе Армения, являются сторонами, вовлеченными в той или иной степени в конфликт.
О необходимости возобновления полноценного участия карабахской стороны в переговорах неоднократно высказывались и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Во многом по этой причине официальный Баку пытается перевести процесс урегулирования карабахского конфликта в иные форматы и площадки, где нет глубокого и всестороннего представления о проблеме и где вопрос самоопределения армян Нагорного Карабаха на своей исторической родине можно преподнести в качестве проблемы территориальных претензий Армении к Азербайджану. А многоопытную Минскую группу на мякине не проведешь...
Впрочем, в Степанакерте уверены, что здравомыслящие круги международного сообщества всерьез не воспринимают заявления Азербайджана о неэффективности формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ, наделенного официальным международным мандатом.
Как ни крути, но на сегодня именно этот формат является самым оптимальным, и при проявлении доброй воли сторон конфликта, и в первую очередь Азербайджана, многолетние наработки посредников, безусловно, вывели бы процесс урегулирования из кажущегося тупика, и в регионе, наконец, установился бы долгожданный долгосрочный мир.
Ашот Бегларян, Степанакерт
Оставьте свои комментарии