№10–11 (262–263) июнь 2015 г.

Ереван не оставляет попыток стать связующим звеном между Россией и Западом

Просмотров: 4830

После вояжа в США президент Армении посетил Москву для участия в праздновании 70-летия Великой Победы

Перед тем как направиться в Москву для участия в праздновании 70-летия Великой Победы и саммите руководителей стран-членов Евразийского экономического союза, президент Армении Серж Саргсян совершил трехдневный вояж в США. Изначально было известно, что официальных встреч на высшем уровне программой визита не предусмотрено. Тем не менее, нынешнюю поездку армянского лидера за океан по некоторым причинам вполне можно назвать если и не знаковой, то весьма важной.

Главным и ощутимым результатом визита стало заключение рамочного соглашения между Ереваном и Вашингтоном о торговле и инвестициях, подписи под которым поставили глава МИД Армении Эдвард Налбандян и заместитель торгового представителя (министра) США Дэн Мулан.

Согласно этому документу, стороны подтверждают свою готовность создать благоприятные условия для инвестиций и стимулировать развитие товарооборота и торговли между двумя странами. В контексте этих задач планируется сформировать армяно-американский совет по торговле и инвестициям, заседания которого будут проходить, по крайней мере, раз в год. Совет призван выявлять новые сферы для двусторонних инвестиций и торговли, работать в направлении их развития и устранения возможных препятствий. Комментируя соглашение, Серж Саргсян сказал, что в Армении из года в год растет доля американских предприятий, сегодня в республике действует более 400 компаний с американским капиталом. «А в ближайшее время на армянском рынке начнет деятельность американская компания «Контур глобал», инвестиционный капитал которой составляет 250 млн долларов. Это наиболее крупная американская инвестиция за всю историю Армении», – подчеркнул глава государства. По словам президента, новое соглашение не только «фиксирует достижения Армении в области экономики», но и открывает новые возможности для развития двустороннего бизнес-сотрудничества.

В американской столице президент встретился с видными сенаторами – Джоном Маккейном, Джеком Ридом и Робертом Менендесом, другими представителями как республиканцев, так и демократов. При обсуждении возможностей расширения межпарламентского сотрудничества президент «выразил благодарность собеседникам за особое отношение в вопросах, имеющих для Армении и армянского народа жизненно важное значение», отметила пресс-служба Сержа Саргсяна. Армянский лидер, в частности, «высоко оценил содействие США в развитии экономики Армении, проведении реформ в различных сферах, демократии и становлении гражданского общества, сохранении стабильности и безопасности в регионе». В этом контексте симптоматично выглядит тот факт, что стороны, как сообщалось, обменялись мнениями по проблемам и вызовам в Южнокавказском регионе и мирному урегулированию карабахского конфликта, а также «созданию альтернативных транспортных и энергетических возможностей в условиях блокады Армении». Можно с уверенностью сказать, что, по всей вероятности, речь при этом шла о возможностях расширения взаимодействия Еревана с Тегераном после того, как летом начнется поэтапное снятие с Ирана международных санкций вслед за тем, как будет достигнут прогресс в вопросе об иранской ядерной программе.

Центральным и, безусловно, знаковым событием президентского визита стала экуменическая молитва в Кафедральном соборе Вашингтона, посвященная памяти жертв геноцида 1915 года. Помимо Сержа Саргсяна, Католикоса всех армян Гарегина Второго, Католикоса Великого Дома Киликийского Арама Первого, генерального секретаря Всемирного совета церквей Олафа Фюксе Твейта, наиболее видных представителей американского духовенства, высокопоставленных дипломатов и заметных лиц армянской диаспоры, в ней принял участие также вице-президент США Джозеф Байден. И уже одно это говорит о том, что у армянского президента в США – вопреки официальным сообщениям на сей счет – все же состоялась очень важная политическая встреча на очень высоком уровне, хотя и носила неофициальный характер. Однако последнее обстоятельство, как всем совершенно ясно, никакого принципиального значения иметь не может.

В ходе церемонии президент выступил с речью, в которой, в частности, сказал:

– Для меня большая честь выступить в Кафедральном соборе Вашингтона, храме, в основание которого заложен камень, привезенный из Вифлеема, где родился Христос, с высеченной надписью «Слово стало телом и поселилось в нас». В этом храме озвучил свою последнюю молитву выдающийся правозащитник Мартин Лютер Кинг, который имел в жизни лишь одну мечту – «установление справедливости и мира». В этом храме нашел свое последнее пристанище 28-й президент Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсон, который сыграл исключительную роль в деле утверждения в международных отношениях либеральной, более того, идеалистической идеологии. И насколько бы ни считали его идеалистом, рождением именно этой идеологии были основание системы международных организаций, первые проявления международной защиты прав человека и гражданина, утверждение принципов самоопределения и правового равенства народов. В памяти армянского народа он навсегда останется протянувшим нам руку поддержки лидером мирового масштаба, имевшим справедливое видение возможностей преодоления последствий геноцида армян.

Поэтому символично, что сегодня в этом храме проходит межрелигиозная молитва, посвященная памяти невинных жертв геноцида, и прозвучат слова псалма о том, чтобы «доброта и истина встретились друг с другом и распространились справедливость и мир».

Разве не из-за недостатка доброты и гуманизма сто лет назад полтора миллиона армян стали жертвой лозунга «убивать, потому что отличается»? Разве отсутствие справедливости и мира не стало причиной убийства 6 миллионов евреев? Разве не были следствием непримиримости записанные сегодня в летописи истории человечества страницы геноцидов в Камбодже, Руанде, Дарфуре? Разве не по причине недостатка сплоченности и непринятия своевременных соответствующих шагов и сегодня на Ближнем Востоке меньшинства проходят тот же адский путь, как армяне и евреи, тутси и суданцы? Увы, это так. И, к сожалению, все мы вынуждены признать, что как международное сообщество не имеем надежных механизмов предотвращения подобных явлений. Более того, мы видим усиливающееся насилие в образе действий и цинизм в комментариях.

В Соединенных Штатах Америки – колыбели многообразия и плюрализма, демократии и свободы, адресую вам слова похвалы за то, что в этом году, в 100-летнюю годовщину геноцида армян, разные страны и народы мира по-новому сплотились вокруг международной борьбы против геноцидов, заявив, что они едины в вопросах восстановления справедливости и победы истины. Ярким примером такого сплочения является в данный момент и наша направленная на согласие межрелигиозная молитва.

В ходе нашей столетней борьбы, ведущейся за справедливость и истину, мы всегда ощущали также поддержку США. Число жертв геноцида было бы намного больше, а судьба выживших – намного более жестокой, если бы в этот тяжелый период рядом с нашим народом не стояли дружественные нам страны, в том числе и Соединенные Штаты Америки. Как сказал великий американский армянин Вильям Сароян, «здесь встретились чудом спасшиеся от геноцида армяне, смеялись и молились на своем родном языке, создав новую Армению».

Прогрессивные американские общественно-политические деятели еще в конце 19-го века сурово осуждали антиармянскую политику султанского правительства и протянули руку помощи армянским изгнанникам. Вспомним героическую и исключительную миссию основательницы Американского Красного Креста Клары Бартон – за помощь, оказанную находящимся по ту сторону океана исстрадавшимся армянам. Американское общество поднимало голос протеста и в 1915-1923 гг. – против массовых погромов и депортации армян, которые в дальнейшем должны были квалифицироваться как геноцид. Американская печать каждый день публиковала свидетельства очевидцев этих трагических событий – дипломатов, миссионеров, чудом спасшихся армян, а имя посла США в Османской империи Генри Моргентау золотыми буквами увековечено в ряду друзей армянского народа. В свое время он стал первым американцем, рассказавшим миру о массовых преступлениях младотурок против армянского народа, квалифицируя геноцид армян как «кампанию по уничтожению нации». Армянский народ всегда будет помнить также сотни тех американцев, которые на территории Армении, Ближнего Востока и Европы основывали сиротские дома, спасая от смерти тысячи переживших геноцид армянских сирот и заботясь о них. И в наши дни в США предпринимаются попытки дать четкие оценки геноциду армян. Только тот факт, что уже 44 штата признали и осудили это совершенное против человечества преступление, является ярким свидетельством сказанного. Надеюсь, что к вопросу полноценного признания геноцида армян со стороны США применимо не слово «если», а слово «когда».

Как писал в своих воспоминаниях Генри Моргентау, покидая под угрозой турецкого ятагана очаги, в которых их предки жили еще 2500 лет назад, армяне говорили: «Молитесь за нас!» На днях Армянская Апостольская Церковь канонизировала невинных жертв геноцида армян – полтора миллиона мучеников уже святые. Поэтому, молясь за них, одновременно давайте помолимся, чтобы требование истины и справедливости распространилось по всему миру, как звон ста колоколов, раздававшийся накануне 100-летней годовщины во всех церквях мира. Давайте совместными силами перевяжем раны человечества – для достижения справедливости и мира у нас и во всем мире, – подытожил Серж Саргсян.

Своеобразным продолжением этого эмоционального выступления стала запись, которую на следующий день оставил глава Армении в книге почетных гостей Музея холокоста в Вашингтоне. «Я глубоко тронут увиденным. Это место, в стенах которого соседствуют глубокая скорбь и луч надежды, где подчеркивается преобладание мужества посмотреть в глаза прошлому в противовес отрицанию и сокрытию прошлого. Это неоценимый вклад в надежное будущее. Музеи, посвященные преступлениям против человечности, каковыми являются Мемориал-музей памяти жертв холокоста, Музей-институт геноцида армян, служат не только как дань памяти жертв, но также ясным посланием нынешним и будущим поколениям – всегда держать в памяти горькие воспоминания прошлого, извлекать из них уроки и передавать будущим поколениям», – написал Серж Саргсян.

Побывал президент Армении также в библиотеке Конгресса, где ознакомился с армянской экспозицией, и в редакции известной газеты «Вашингтон пост», где провел беседу с членами редакционной коллегии. Эта встреча представляется любопытной в связи с рядом высказываний Сержа Саргсяна, которые сделал достоянием гласности один из редакторов газеты, Фред Хайат. По его словам, говоря о решении Еревана вступить в Евразийский экономический союз, Серж Саргсян отметил: «Армянский коньяк не мог продаваться в Париже так же хорошо, как в России». Подготовленное ранее соглашение о свободной торговле с Европой в краткосрочной перспективе не могло бы обеспечить Армении серьезные экономические выгоды, особенно с учетом того, что армяно-турецкая граница остается закрытой. Поэтому речь, в лучшем случае, могла бы идти о выгоде в долгосрочной перспективе. Но люди должны жить нормально уже сегодня, подчеркнул Серж Саргсян, отметив, что население страны «не готово столь долго терпеть трудности». Впрочем, он при этом заверил журналистов, что Армения продолжает поддерживать хорошие отношения с Евросоюзом. Однако возникшая в отношениях России с Западом напряженность негативно отразилась на экспорте из Армении в РФ, российских инвестициях и трансфертах. Говоря о 100-летии геноцида, президент с обидой подчеркнул, что Барак Обама даже на сей раз в своем обращении избежал самого термина «геноцид». Между тем его использование было бы полезным, ибо «США должны ставить ценности выше интересов».

Как видим, трехдневная поездка Сержа Саргсяна за океан позволила охватить практически весь спектр армяно-американских отношений в экономической, политической, духовной сферах. Посол США в Ереване Ричард Миллз отметил, что двусторонние отношения партнеров «очень крепки» и что лично «президент Обама придает большое значение этим отношениям». На таком фоне некоторые комментаторы склонны полагать, что визит армянского лидера в США накануне его приезда в Москву на празднование 70-летия Победы следует расценивать едва ли не как некий «демарш» в отношении России. Разумеется, это отнюдь не так. Ереван ведет прагматичную, уравновешенную политику и отнюдь не намерен отказываться от вектора комплиментарности во внешнеполитической сфере. Кстати, последующее выступление Сержа Саргсяна на заседании Евразийской экономической комиссии в Москве продемонстрировало это в полной мере. Кроме того, в Армении по-прежнему надеются, что страна могла бы стать связующим звеном на линии Россия-Запад и Север-Юг. Такое стремление можно назвать одним из важных приоритетов, и, конечно же, ни о каких сомнительных «антироссийских демаршах» тут говорить не приходится. Напротив, наметившиеся в последнее время попытки нормализации отношений Москвы с Брюсселем, Вашингтоном и НАТО показывают, что избранная Ереваном тактика себя оправдывает.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты