Арут Варваштян: Особый смысл жизни придает поиск
Якорная Щель. Это название они услышали впервые около года назад, и теперь это для них – родственников погибших в Сочи в годы войны двух солдат Великой Отечественной Федора Петровича Киселева и Алексея Егоровича Сарапульцева – своего рода пароль. Родственники, нашедшие последнее место погребения их близких, на следующий день после торжественного открытия стелы на Братской могиле в Якорной Щели сидят за общим столом и не могут сдержать эмоций. Рассказывают, и вспоминают, и вновь переживают происходившее в течение года, без преувеличения, перевернувшее жизнь не менее пяти семей из Белоруссии и Башкортостана.
В конце прошлого года в редакции районной газеты «Земля Новоржевская» раздался телефонный звонок. Звонил Арут Григорьевич Варваштян из Сочи. Во время проведения поисковых работ на местах воинских захоронений в Краснодарском крае он нашел на одной из стел фамилию Федора Петровича Киселева. Именно ему, давно и настойчиво занимающемуся поисковой работой, удалось установить из журнала безвозвратных потерь (Центральный архив Министерства обороны): «Киселев Федор Петрович, 1910 года рождения, уроженец с. Аниткино, Артанского сельского совета Новоржевского района, умер в госпитале 14.11.1942 года». В редакции газеты сразу разобрались, что сельсовет назывался Оршанский, а деревня Анашкино. Далее выяснили, что эта информация есть в Книге памяти (т. 11, стр. 138). Но точное место захоронения до сих пор не было известно. Журналисты разыскали потомков Федора Петровича. Выяснилось, что родственники, как и прежде, живут в Новоржевском районе. Воспоминаний близких о своем деде и прадеде не сохранилось. Зато теперь с помощью сочинца Варваштяна нашлось то место, где можно поклониться мужественному солдату. Галина Ивановна Гурская, Екатерина Федоровна Данилова, племянницы, зять и два внука прибыли в Сочи для участия в церемонии открытия стелы на Братской могиле в поселке Якорная Щель, где теперь высечено на каменной плите имя их предка из Бессмертного полка. «Жаль, мама не смогла приехать с нами, ей 82 года, а ехать далеко», – говорит Галина Ивановна. Но фотографии места, где покоится прах родного брата, земля с места его последнего упокоения – это для родной сестры, ничего не знавшей о судьбе солдата столько лет, теперь очень много значат.
Андрей Петрович Мазеин, внук Алексея Егоровича Сарапульцева, имя которого теперь тоже значится на каменной плите возле Братской могилы, не может сдержать своих чувств. Рассказывает о родственниках в Башкортостане, которые с нетерпением ждут известий, а тем более его возвращения из Сочи с бесценным подарком – землей с могилы деда. Именно с могилы, которую найти они и не мечтали. Алексей Егорович родился в 1892 году, на фронт был призван Татышлинским райвоенкоматом Башкирской АССР. В 1941 году Алексею Сарапульцеву было 49 лет. В одной справке дата его смерти – 4 декабря, в другой – 14 декабря 1942 года. После подробного изучения нескольких электронных копий письменных документов, заполненных медработниками и начальником госпиталя №35 (г. Сочи), была установлена дата смерти – 14 декабря. В госпиталь же рядовой Сарапульцев попал 13 декабря. В отдельной графе данных сведения скупые и точные: «беспартийный, рядовой». В графе «родные» указано «жена – Манифа Сарапульцева, прописанная в Татышлинском районе Башкирской АССР».
И главное, значилось там место захоронения, а именно «Краснодарский край, Шапшугский (т.е. Шапсугский) район, деревня (в ту пору, видимо, такой статус и был) Якорная Щель, 302-й километр, пионерский лагерь, южная сторона». Андрей Мазеин постоянно кивает на Арута Григорьевича, который пригласил семьи из Беларуси и Башкортостана в Сочи, в Якорную Щель, и не устает повторять: «Как мы ему благодарны!» Это понятно, как пишет газета «Татышлинский вестник», обнародовавшая результаты поисковой работы Арута Варваштяна в статье «Могила солдата на черноморском берегу»: «…лишь похоронки со словами «пропал без вести», «геройски погиб в ходе боя», «умер от незаживающих ран» остались вечным рубцом на сердце на всю оставшуюся жизнь, последней памятью о погибшем муже, сыне, брате».
Арут Григорьевич и сам из «детей войны». В семье Варваштянов из поколения в поколение передавалась история о родственнике, который пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Знали о нем немного: последнее, что помнит родной брат пропавшего Арута – Григорий, это проводы в армию в 1940 году. Арут отлично держался на лошади и попал в кавалерийский полк. А уже оттуда был переброшен на фронт.?«Сутки я плакал, когда провожали его в армию», – вспоминает родной брат пропавшего без вести кавалериста Варваштяна. ?Единственное, что было о нем известно все эти годы – Арут попал в плен в городе Гродно. Поиск по фамилии Варваштян не принес результатов. Тогда племянник и тезка пропавшего Арут Григорьевич Варваштян узнал, что 90% фамилий советских военнопленных было искажено. Стал досконально изучать немецкие архивы. Рассказывает: «Я «Варва...» набрал, и у меня вылезло «Варвазетян». Вроде бы и оно, а вроде бы и не оно. Но когда там написано было, что поселок Беранда, место рождения, Якорная Щель, Краснодарский край, год рождения, стало ясно – это он»!
Поиски, тем более которые увенчались успехом, воодушевляют. Арут Григорьевич очень напористо и последовательно изучает «героическую летопись» города Сочи.
Во время празднования Дня Победы 9 мая на Братской могиле в поселке Якорная Щель прошло открытие новой мемориальной доски погибшим воинам. Теперь там увековечены 31 фамилия солдат Великой Отечественной. Это стало возможным в том числе благодаря собранным Арутом Григорьевичем Варваштяном материалам из военных архивов. За столом в его родном поселке родственники из семейств Беларуси и Башкортостана вздыхают: «Время так быстро промчалось. Арут Григорьевич много успел рассказать, но еще не все»… Представитель президента Республики Башкортостан Набибулла Хуснуллин говорит: «Это теперь общее дело. Будем способствовать тому, чтобы связи с Сочи укреплялись и развивались».
А Галина Ивановна Гурская сказала, что в Белоруссии армянская община собрала все сведения о сочинцах-армянах, захороненных на территории республики. И это – еще один повод общаться, ездить в гости друг к другу. Вспоминать отцов и стараться жить так, чтобы «их не подвести».
Натэлла Саакова, Сочи
Оставьте свои комментарии