Одиссея Роберта Баблояна
К 80-летию со дня рождения
Роберт Баблоян… Известный писатель, художник, в юности – интересный, ищущий поэт. Неужели мы дружим уже 50 лет?
Да, это так... Календари не врут. Даже страшно представить, прокрутить, чего только мы не увидели в этом длиннющем «сериале». «Невиданные перемены, неслыханные мятежи»… Пересказать их – надо садиться за роман. Перечислить – получится толстый бухгалтерский отчет. Скажу только о первом знакомстве.
В молодости пара лет разницы весьма ощутима. Пятиклассник с усмешкой смотрит на первоклассника. Роберт тогда возник передо мной как метр. В данном случае в буквальном смысле слова. Тогда он работал метрдотелем в ресторане «Арарат». По воскресеньям тут готовили лучший в Москве хаш (редкое в те годы лакомство); здесь бывали Тарковский, Таривердиев и многие известные артисты и поэты. Словом, весь бомонд, как говорится, «лучшие люди». И всем этим веселым пиром командовал Роберт!
Знакомство с ним искали все… О! Он был всемогущ, хорошо зная свою абсолютную власть. Захочет – помилует и откроет заветные врата. А может и закрыть двери в заветный «рай» – и заманчивый аромат и хаша и не менее заманчивой атмосферы этого своеобразного закрытого клуба так и останется в жаждущих и неутоленных ноздрях.
У меня был пропуск, а вернее Вергилий, ведущий к закрытым дверям. Это был наш общий друг, режиссер Нерсес Оганесян. Роберт предстал перед нами в черном фраке и, величественно махнув рукой, «допустил» к пиру желудка и духа, потому что жажда духовных открытий в те годы была острее чеснока, и после хаша «угостил» нас своими интересными стихами. Давно забылся вкус того хаша, а стихи, удивившие своими необычными словосочетаниями, помню и сегодня. В те годы любимым поэтом Роберта был малодоступный Хлебников. Вот так я «открыл» Роберта… Согласитесь, метрдотель, свободно цитирующий строки такого элитного поэта, как Хлебников...
Кто бы знал тогда, что знакомство это перерастет в долгую дружбу. Как сказал замечательно Чехов: «Нет ничего лучше воспоминаний. Да и ничего хуже тоже нет».
В биографии Роберта так много разных книг с разной тематикой и разной географией представленных событий, что разбирать все его творчество – все равно что писать диссертацию, а потому представлю его очередную книгу.
Новое творение Баблояна открывает для нас много неизвестного в известном материале. Уверен: такие открытия ждут всех, даже хорошо знающих его творчество. Во всяком случае, как говорится, даже я, один из старейших друзей, открыл в этой книге много нового.
Одним из самых старейших сюжетов в литературе является своего рода «Книга Пути», достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера. Вот и сейчас перед нами «Книга Пути» Роберта Баблояна – его одиссея по разным городам и памятным встречам. Каждая встреча – отдельная веха, и все они, так или иначе, сохранились в душе и сейчас, собранные вместе, выстраиваются в маршрут его жизненного пути. Приглашая принять участие в этом маршруте, еще раз хочу напомнить, что на самом деле интересных жизненных встреч у Роберта Завеновича гораздо больше. Я знаю о них из его устных рассказов и потому надеюсь, что мой старинный друг когда-нибудь изложит их и на бумаге и нас «встретит» еще одна интересная книга. Для этого не обязательно ждать очередного юбилея. Да, на этот раз перед нами своеобразный отчет. Новая книга задумана автором к своему 80-летию, но все мы знаем, что жизнь состоит не только из памятных дат, поэтому ждем продолжения.
В рукописях Роберта Баблояна хранится тетрадка со странным название – «ОДД», что в расшифровке означает – Одно Доброе Дело. Такое правило – делать каждый день одно доброе дело – принял для себя еще в молодости Роберт. Даже если его мемуары ограничатся только этим дневником, нас ждет удивительнейшая книга. Ведь доброту Роберта и хлебосольство его замечательного дома с его еще более замечательной, бессменной подругой жизни вернейшей Татьяной знают и помнят очень и очень многие гости.
Продолжай делиться своим восхищением перед Красотой, своим жизнелюбием, желанием делать не одно, а множество ОДД – ведь в твоем заветном сундуке скопилось их так много…
Левон Григорян, член Союзов писателей и кинематографистов
Оставьте свои комментарии