№10–11 (262–263) июнь 2015 г.

Свободные выборы как неизбежная особенность в жизни непризнанного государства

Просмотров: 1884

Народ Арцаха сделал еще один шаг на пути легитимизации своей страны

3 мая в Нагорно-Карабахской Республике состоялись очередные, уже шестые по счету со времени обретения независимости выборы в Национальное Собрание (парламент). В них принимали участие 7 партий, между которыми и распределились симпатии более чем 72 тысяч избирателей из 100 тысяч граждан, имеющих право голоса.

По итогам выборов в законодательном органе будут представлены 5 партий. На первом месте – «Свободная Родина», получившая около 48% голосов. Ее возглавляет премьер-министр Артур Агабекян. Практически одинаковые результаты зафиксировали Демократическая партия Арцаха, лидером которой является спикер НС Ашот Гулян, и АРФ «Дашнакцутюн». Им отдали свои предпочтения 20% граждан. Получили места в парламенте также «Движение-88» и партия «Мир и развитие». А вот, например, коммунисты, набрав лишь чуть более 1,5% голосов, в законодательный орган не попали. Впрочем, следует иметь в виду, что при всем различии избирательных программ политические силы Арцаха едины в основных вопросах стратегического характера. Все они безоговорочно выступают за последовательное укрепление независимой государственности и обороноспособности страны.

Выборы в НКР можно было бы назвать событием рядовым, едва ли не рутинным, если бы вокруг них на сей раз не развернулась несколько неожиданная дипломатическая активность. Разумеется, нет ничего экстраординарного в том, что о своем неприятии избирательной кампании и ее итогов заявил Баку – так с удручающей регулярностью происходит во всех аналогичных случаях на протяжении вот уже более 20 лет. Можно также понять, почему со схожими заявлениями выступили внешнеполитические ведомства Украины и Грузии, Организация исламского сотрудничества. Вообще, надо сказать, никто и не ожидал, что те или иные государства либо авторитетные международные организации признают выборы, состоявшиеся в непризнанной стране. Другое дело, что в подобных случаях особо пристальное внимание обращается на формулировки, посредством которых произошло «непризнание».

Незадолго до выборов в Карабахе в Париже состоялась очередная встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ Игоря Попова (Россия), Джеймса Уорлика (США) и Пьера Андрие (Франция) с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. По итогам этих встреч миротворцы приняли специальное заявление, но любопытно, что в его тексте одновременно была дана и оценка выборов в Арцахе. Весьма любопытная, следует отметить, это была оценка.

Сопредседатели, в частности, вновь подчеркнули «важность активизации диалога президентов Армении и Азербайджана и продолжили подготовку к следующей встрече на уровне глав государств в конце этого года», говорится в заявлении. Здесь же отмечается, что министры согласились встретиться при посредничестве сопредседателей для формирования повестки саммита президентов. Эта часть заявления вопросов, разумеется, вызвать не может. Однако затем сопредседатели обращаются к парламентским выборам в НКР. «В контексте всеобъемлющего урегулирования конфликта мы признаем роль народа Нагорного Карабаха в определении своего будущего. Тем не менее, ни одна из наших трех стран, ни любая другая страна не признает Нагорный Карабах в качестве независимого и суверенного государства. Соответственно, мы не принимаем результатов этих «выборов» в качестве фактора, влияющего на правовой статус Нагорного Карабаха. Они... ни в коей мере не предрешают статус Нагорного Карабаха или исход текущих переговоров, цель которых состоит в достижении прочного и мирного урегулирования конфликта».

Отметим, что с аналогичными заявлениями (причем изложенными практически точно такими же словами) выступили также Евросоюз и Госдепартамент США, а также российский МИД. Выборы не могут «нанести ущерб процессу определения будущего статуса Нагорного Карабаха или повлиять на переговоры» – таков основной лейтмотив этих документов. Впрочем, в Госдепе, как и в Минской группе, тоже убеждены, что карабахцы должны «играть роль в определении своего будущего», хотя результаты голосования и не признают. А ведь, заметим, именно Минская группа предлагает определить окончательный статус Карабаха посредством свободного, имеющего юридически обязывающую силу референдума, т.е. опять же голосования.

То есть, говоря прямо, логики во всем этом не очень много. Как писали СМИ Армении и Арцаха, все это порождает, во-первых, определенное недоумение, а во-вторых, как минимум, вызывает некоторые вопросы. Не случайно, например, спикер арцахского парламента Ашот Гулян заявил в беседе с агентством News.am, что создается впечатление, будто «сопредседатели что-то в своем заявлении перепутали».

«Трудно поверить, что в ведущих странах с системой демократических ценностей есть иной способ определения будущего, чем общегосударственные выборы. Думаю, нет необходимости напоминать сопредседателям, что в основу их мандата положено требование провести консультации с избранными представителями сторон», – сказал, в частности, Гулян. А это предполагает, как минимум, наличие таких легитимно избранных представителей. К этому добавим, что народ НКР проводит выборы вовсе не для того, чтобы «предопределить окончательный статус края». С этим вопросом, считают в Степанакерте, армяне Арцаха определились уже давно и окончательно, проведя более 20 лет назад референдум о независимости. Выборы являются важнейшим элементом в процессе государственного строительства, поэтапного развития демократических институтов и гражданского общества. То есть носят характер фактора сугубо внутреннего, не имеющего никакого прямого отношения к международному положению страны. Как отметил в этой связи Эдвард Налбандян, свободные и конкурентные выборы в Арцахе – это доказательство намерений народа республики «распоряжаться собственной судьбой демократическим путем».

Чтобы убедиться в этом, достаточно знать, что самой примечательной особенностью прошедшей – причем достаточно активной – избирательной кампании стало почти полное и даже где-то подчеркнутое отсутствие интереса электората к переговорному процессу по урегулированию конфликта. А вот подходами кандидатов в депутаты и политических сил к проблемам социально-экономического характера люди интересовались активно, заинтересованно их обсуждали. Тут, впрочем, есть нюанс. На фоне очевидного равнодушия к миротворческим усилиям международного сообщества весьма явственно проявилась также насущная заинтересованность карабахских избирателей в вопросах оборонного строительства. Это понятно. Ситуация на линии соприкосновения противоборствующих сторон стала в последние месяцы весьма напряженной. Азербайджанские военные постоянно пытаются прощупать на прочность позиции Армии обороны НКР – бросают в бой разведывательно-диверсионные группы, ведут обстрелы, причем не только из стрелкового оружия, но и из минометов. Разумеется, все эти действия встречают адекватный ответ. И, конечно же, они никак не способствуют успеху миротворческих усилий. Поэтому в Карабахе, во-первых, отнюдь не исключают, что новая война (или, по крайней мере, широкомасштабные боевые действия) может вспыхнуть практически в любой момент, а в-вторых – что в этом случае республика может рассчитывать лишь на себя и на помощь со стороны Армении. Надежд на то, что на ситуацию может повлиять международное сообщество, здесь, как откровенно говорят в частных беседах карабахцы, практически нет. А заявления посредников, различных дипломатических структур и т.п. ничего не меняют в сложившемся положении вещей и повлиять на реальности никак не могут.

При всем том не следует лукавить и делать вид, что ни выборы, ни международная дипломатия к судьбе края совершенно уж никакого отношения не имеют. Это, разумеется, не так. Потому-то карабахцы традиционно весьма серьезно и щепетильно относятся к вопросам подготовки, организации и проведения любых голосований – это, можно сказать, неизбежная особенность непризнанного государства. Вот и на сей раз все участвовавшие в выборах политические силы заявляли, что они должны быть проведены на самом высшем уровне, по мировым стандартам. И как в этой связи отметил известный правозащитник Карен Оганджанян, нарушений избирательного законодательства не должно быть ни в коем случае, поскольку «на кону – признание в будущем демократического развития нашего общества со стороны международного сообщества. И то, насколько мы соблюдали демократические принципы во время своих выборов, в итоге должно стать серьезным вкладом в начало процесса признания независимости НКР». Активист прав, поскольку совершенно не учитывать волю карабахских избирателей попросту невозможно. И тут уместно заметить, что за выборами следили более 100 иностранных наблюдателей более чем трех десятков стран. Симптоматично, что из их уст не прозвучало ни одного серьезного замечания. А вот положительных (при этом вовсе не комплиментарных) оценок было предостаточно. Так, например, президент Международного экспертного центра избирательных систем (ICES) Александр Цинкер заявил в Степанакерте, что эксперты возглавляемой им миссии положительно оценили работу руководства НКР по приведению Избирательного кодекса в соответствие с международными стандартами. «Мы считаем, что полное соблюдение законодательства позволяет демократическим образом проводить процессы волеизъявления граждан страны. За день до выборов, в так называемый день тишины, наблюдатели не обнаружили фактов продолжения агитации. В день выборов наблюдатели миссии посетили 52 избирательных участка», – сказал эксперт. В итоговом документе миссии, в частности, сказано также, что выборы в целом прошли в условиях демократической конкурентной борьбы при очень высокой явке избирателей и соответствовали основным принципам и требованиям международного права. При этом наблюдатели зафиксировали и «ряд технических сложностей в день голосования: большое скопление голосующих на некоторых участках, что усложняло процесс контроля, неудобства для прибытия на голосование людей с ограниченными физическими возможностями на некоторых участках, плохое освещение в ряде мест. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, которые не могут подорвать легитимность голосования граждан республики, наблюдатели миссии убеждены, что выборы прошли успешно, фальсификации результатов на избирательных участках, где присутствовали наши наблюдатели (а присутствовали они более чем на 50 участках. – Ред.), не выявлено.

Процесс выборов в Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики является состоявшимся демократическим актом свободного волеизъявления граждан республики, соответствующим международным нормам». Отметим, что в составе наблюдательской миссии ICES было 10 экспертов из Бельгии, Венгрии, Чехии, Эстонии и Израиля. В свою очередь, депутат Европарламента Франк Энгель сравнил выборы в Арцахе с выборами 2013 года в Азербайджане – и это сравнение оказалось отнюдь не в пользу последних. «В 2013 году в стране, которая называется Азербайджан, были проведены президентские выборы, однако об их итогах было заявлено за день до голосования, – сказал евродепутат. – Сами же выборы были проведены только лишь для того, чтобы предоставить президенту этой страны дополнительные 10% голосов избирателей». Лидер Патриотической партии Болгарии Павел Чернов также считает, что парламентские выборы в НКР прошли в соответствии с международными нормами. По его словам, была обеспечена прозрачность, свобода выбора, что доказывает наличие в стране демократии: «Эти выборы доказали, что страна развивается согласно демократическим требованиям, НКР – демократическая страна на Кавказе». Единственное замечание касалось того, что некоторые избирательные участки находились на втором этаже зданий, а это «значительно усложняло голосование престарелым избирателям и людям с ограниченными физическими возможностями. Если решить и эту проблему, то все будет идеальным», – заключил Чернов. Также представитель объединенной миссии наблюдателей из США, Мексики и Бразилии Карин Макдональдс заявила, что выборы в Карабахе прошли прозрачно, что еще раз доказало приверженность его народа демократическим ценностям. «Нам была предоставлена неограниченная возможность следить за выборами, в ходе которых мы не зафиксировали нарушений», – отметила она. А по словам ее коллеги, американца Андреаса Боргеаса, даже США есть чему поучиться у карабахцев: «Было бы неплохо, если бы выборы в Соединенных Штатах проводились по примеру карабахских, когда явка избирателей составила 70%. Для США это беспрецедентно».

Оценок подобного рода можно привести еще немало. И все они свидетельствуют, что армяне Карабаха твердо и неуклонно строят свое государство, совершенно не сомневаясь, что рано или поздно оно станет полноправным членом международного сообщества. Этот вопрос, повторим, тут даже не обсуждается. Как сказал в этой связи 7 мая президент Серж Саргсян на встрече с представителями армянской общины Вашингтона, «уверен, что независимо от каких-либо обстоятельств, благодаря нашей скоординированной работе мы сумеем сделать Арцах полноценным субъектом международного права и международных отношений. Он уже является состоявшимся государством – со своими институтами, опытом демократических выборов, и это – необратимый процесс». Прошедшие парламентские выборы стали еще одним очевидным подтверждением этого неоспоримого факта.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты