№10–11 (262–263) июнь 2015 г.

Армянская миниатюра Крыма

Просмотров: 3630

Искусство миниатюры крымских армян процветало начиная с XIV века и, с некоторым перерывом, вплоть до конца XVIII века (до присоединения Крыма к России и переселения армян в Приазовскую губернию). Значительная часть созданных армянами в Крыму рукописей сохранилась. Сейчас они хранятся в Матенадаране – Научно-исследовательском институте древних рукописей им. М.?Маштоца. Большинство армянских рукописей Крыма украшено миниатюрами, многие из которых отличаются такими художественными достоинствами и мастерством исполнения, что занимают почетное место в истории средневекового искусства.

До нас дошли творения и имена многих армянских миниатюристов этого периода.

Большой интерес представляет ряд армянских рукописей Крыма, по которым удается проследить за жизнью и творчеством трех поколений писцов и художников – сыновей и внуков прославившегося своей неутомимой деятельностью писца Натера, жившего в первой половине XIV века. У Натера было четыре сына – и всех он обучил сложному и тонкому искусству каллиграфии. Старший сын, Ованнес, был писцом и музыкантом, Аветис и Степанос – писцами, миниатюристами и переплетчиками одновременно, а младший, Григор, был только писцом, но преуспел в науках и получил сан епископа. Писцами и миниатюристами были и внуки Натера. Передача профессии от отца к сыну в Средневековье была очень распространенным явлением, и в среде писцов и миниатюристов это не единственный случай.

Средневековые мастера, как правило, работали по образцам, но они не являлись простыми подражателями. Они лишь отдавали дань времени, ибо книги Священного Писания всегда исполнялись с подлинников, по возможности древних, освященных традицией. Но каждый художник вносил свое, только ему свойственное понимание и восприятие канонизированных тем, только ему свойственную манеру исполнения, только им прочувствованные образы, только ему присущий колорит, благодаря чему сходные по теме и композиции изображения получали такую различную интерпретацию под кистью разных мастеров. И Аветис, копируя работы неизвестного миниатюриста, создает произведения совершенно иные по своему художественному звучанию. Его манера намного мягче, образы менее суровы, а цветовая гамма – более темная и приглушенная.

Степанос был намного моложе брата, и, стараясь подражать ему, несколько уступает в мастерстве. Это, по мнению искусствоведов, особенно чувствуется в тех случаях, когда художник работает самостоятельно. Однако не скованный образцом художник создает порой очень своеобразные интерпретации известных сцен. Так, к примеру, в миниатюре «Рождество» Мария – обыкновенная крестьянка в цветастом платье, смуглая, черноокая и чернобровая, с румянцем во всю щеку. Все образы Степаноса отличаются ярко выраженным национальным характером.

Сын Степаноса, Ованнес, считается самым талантливым и ярким художником среди мастеров письма и книжной живописи. Он владел умением создавать впечатление объема, которое отмечается у некоторых армянских миниатюристов Крыма.

В Средневековье впечатление объема мастера добивались чаще всего благодаря цветовым сочетаниям. Ованнес же достигает объема уже не цветовыми эффектами, а приближается к понятию светотени, что особенно хорошо ему удалось в образе Богоматери из «Распятия».

Одним из наиболее значительных армянских миниатюристов был Аракел, работавший в середине XIV века в различных городах Крыма. Некоторый монументализм, насыщенность колорита и манера исполнения связывают работы Аракела с традициями искусства коренной Армении. В то же время несколько удлиненные пропорции фигур и некоторые черты иконографии миниатюры тяготеют к византийским памятникам, а в готической схеме «Распятия» и в акцентировке сцен, связанных с почитанием Богоматери, видны уже нити, которые тянутся к искусству Италии.

Также следует отметить имена таких значительных мастеров, как Оксент, Тадеос Аврамец, Григор Татеваци (середина XIV в.). Большинство крымских миниатюр отличается своеобразным насыщенным и в то же время мягким колоритом, в котором преобладают сочетания темно-синего с лиловым при ограниченном применении красного, оживляющего всю гамму. Большую выразительность и особое звучание придает миниатюрам применение пробелов, которые наносятся яркими сочными полосами. Другая особенность армянских миниатюр Крыма – обилие монохромных украшений и художественно оформленных инициалов, которые имеют такой своеобразный и специфический характер, что по ним одним иногда узнается принадлежность той или иной рукописи к крымской школе.

Начало XVI века в истории армянской письменной культуры было ознаменовано событием большого значения – изданием в 1512 году в Венеции армянским первопечатником Акопом Мегапартом первой армянской печатной книги. Однако, несмотря на это, рукописные книги еще долго пользовались большим спросом, печатных книг было очень мало. А в XVI-XVIII веках, когда страна оказалась окончательно порабощена Турцией и Персией, ее письменная культура явилась одним из основных факторов в спасении народа от угрозы ассимиляции. В начале XVIII века армянская колония Крыма начинает усиленно пополняться как беженцами из Армении, так и переселенцами из других армянских колоний. С конца XVI по конец XVIII века здесь было написано немало рукописей, основная масса которых была создана в XVII века. Из них лишь в Матенадаране хранится свыше 200.

Среди мастеров, писавших рукописи и украшавших их миниатюрами в это время, особенно богатое наследие оставили художники Нагаш Эолпэ, Николайос Цахкарар, Хаспек и другие.

Памятники периода XVIII века оформлены довольно однотипно, это большей частью ремесленные работы непрофессиональных художников. Из мастеров XVIII в. можно выделить Кристосатура. Он работал в основном по образцам Хаспека, во многом уступая последнему в мастерстве. Старательно копируя миниатюры, Кристосатур переписывает и стихотворные надписи, покрывающие их рамочки.

Еще несколько десятилетий – и книжная миниатюра как жанр, уже не имеющий будущего, повсеместно приходит в упадок. Рукописная книга постепенно вытесняется печатной, а изобразительное искусство отныне развивается в других своих видах – появляются гравюра, станковая живопись.

Э. Корхмазян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты