№1 (324) январь 2020 г.

Новый год армян в Лапландии

Просмотров: 6164

Еще задолго до наступления Нового года ребятишки со всего света пишут письма с пожеланиями главному герою зимних чудес. И каждый год дети со всего света ждут свои новогодние и рождественские подарки от русского Деда Мороза, европейского Санта-Клауса, карельского Папакайне, якутского Эхээ Дыыла, грузинского Товлис папа, финского Йоулупукки, армянского Дзмер папи… Кстати, побывав перед новогодними праздниками в Гюмри в инклюзивном кафе-пекарне «Арегак», президент РА Армен Саркисян предложил пекарю Микаелу написать письмо нашему родному Деду Морозу, чтобы передать его адресату.

Где живет Дзмер папи или Мец Папук, он же Каханд пап, мало кто знает. Как гласит предание, спустился дедушка то ли с самой высокой холодной горы, то ли с очень далекой промерзлой звезды и с тех пор считается хранителем времени, поскольку напоминает всем о приближающихся праздниках. Ведь слово «каханд», по мнению лингвистов и этнографов, вероятнее всего произошло от латинского слова caland, что в переводе означает «календарь». К сожалению, Дзмер папи не может навестить всех армянских детишек, проживающих в многочисленной армянской диаспоре по всему миру. А потому положить новогодние подарки им под елку он каждый год просит своих собратьев из Великого Устюга, Беловежской пущи, Северного полюса или арктической Лапландии. Армянским детишкам из немногочисленной общины Финляндии повезло вдвое больше, поскольку они и подарки получат, и вдобавок могут побывать в самой известной зимней резиденции новогоднего кудесника, который живет рядом с горой Корватунтури, напоминающей торчащие уши. Ходят легенды, что именно это помогает финскому Деду Морозу слышать мечты всех детей в мире.

Впрочем, узнавать о желаниях детей и взрослых помогают еще и письма, которые приходят в деревеньку Йоулупукки. Как говорят работающие на почте эльфы, сегодня их количество достигает полумиллиона в год, причем больше всего разноцветных конвертов поступает в декабре. Но Йоулупукки и его жена Йоулумуори, которая олицетворяет зиму, успевают прочитать всю корреспонденцию и каждому приготовить нужный подарок. А начиная с 23 декабря и все праздничные дни финский Санта разъезжает по Суоми на санях с оленьей упряжкой, радуя соотечественников и гостей рождественскими встречами. Говорят, что в 2012 году автоконцерн Ford предложил Санта-Клаусу отказаться от оленьей упряжки под предлогом борьбы за экологию. Специалисты подсчитали, что девять оленей, которые запряжены в сани, ежегодно выбрасывают в воздух почти 215 тысяч тонн углекислого газа, а расходы на их корм составляют почти 150 миллионов евро. Вместо них Ford предложил зимнему волшебнику пересесть на сани с экологическим двигателем, который компания недавно разработала. Однако, Йоулупукки проигнорировал предложение автогиганта, и после Рождества Санта снова возвратился в свои владения на оленях. Конечно, за полтора столетия его небольшая избушка разрослась в мощный бизнес-проект, но местные жители и туристы этому только рады. И даже мороз за минус тридцать никому не портит настроения. Такой холод вполне объясним, ведь деревня Санта-Клауса находится на параллели, которая называется Северным Полярным кругом. Туристы по-разному реагируют на это географическое явление, а потому придумывают для себя различные интересные приемы по пересечению самой северной широты: перепрыгивают через символический шлагбаум, пробегают на собачьих упряжках или проезжают на снегоходах мимо «пограничных» столбиков. Но в любом случае каждому участнику этого действа обязательно вручается специальный сертификат за подписью Йоулупукки.

Сейчас деревенька превратилась в своеобразный анклав, где можно найти массу приключений на любой вкус. Это и подземный парк эльфов, и деревня Снеговиков, и лапландский большой чум, где кормят жареным лососем, и оленья ферма с санями и надписью «Эх, прокачу!», и бесплатные зимние представления, и конечно, гостевые домики, кафе, рестораны для туристов. Нетронутой осталась, пожалуй, только хижина Элеоноры, супруги американского президента Рузвельта, которая в 1950 году стала первым туристом, посетившим финского Санту в пределах Северного Полярного круга. А еще здесь есть почтовое отделение, которое с каждым годом все больше и больше расширяется. По данным местной статистической службы, начиная с 80-х годов прошлого века Санта получил более шестнадцати миллионов писем, что звучит довольно внушительно. И хотя тамошний почтамт постепенно увеличивает свой штат и территории, адрес его местонахождения остается прежним: Joulupukki, 96930, Arctic Circle, Finland. Кстати, здесь можно не только получить, но и отправить открытки родным и знакомым с личной печатью Йоулупукки. Причем, заказ рассчитан на большой временной отрезок, когда по желанию отправителя адресат получит письмо через год или даже через два.

«В прошлом году я попросил у хозяина здешних зимних владений мира для моей родины. Знаю, что, в соответствии с местными традициями, Йоулупукки выполняет желания только хороших мальчиков и девочек. Поэтому я стараюсь учиться и вести себя прилежно, – говорит десятилетний Агоб Рустами, чья семья переехала в Финляндию из Сирии после известных военных событий в этом регионе. – А еще мечтаю приехать погостить в Армению на Новый год, чтобы встретиться с армянским Каханд папом и попросить его о мире и процветании для моей исторической родины». Свое совсем не детское желание о мире армянский мальчик хочет лично донести до здешнего Санты сразу после того, как тот вернется из новогоднего турне. Агоб знает, что Йоулупукки – полиглот, и очень надеется, что сможет поговорить с ним на своем родном армянском языке. Признается, что за несколько лет уже сам научился сносно говорить по-фински, хотя незнакомый язык дается с трудом. Впрочем, его самого тоже можно записать в полиглоты, поскольку он владеет арабским, армянским, английским, немецким языками, а теперь еще немножко и финским. Но главным для него остается армянский язык. Да и в семье пока продолжают придерживаться вековых традиций, несмотря на то, что в стране нет сплоченной армянской общины.

Сегодня армяне проживают в основном в Хельсинки, Тампере, Турку, Котка, Порво, а также в нескольких городах Лапландии – самой северной и малонаселенной провинции Финляндии. Как считает один из основателей ассоциации «Финляндия – Армения» Абгар Маргарян, в настоящее время в стране насчитывается не более тысячи армян. «Однако точной статистики по этому вопросу нет. Возможно, их раза в три больше, – отмечает он. – Многие мигранты прибывают сюда с европейскими паспортами по стране проживания, у других не указана национальность, третьи не владеют армянским и поэтому спешат поскорее интегрироваться в новое общество в надежде на новые перспективы. Все это мешает сбору точной информации об армянах Финляндии. И все же, несмотря на короткую историю, здесь уже действует воскресная школа, которую Армения снабжает учебниками. Наши детишки ходят на занятия. А это значит, что родовые корни не забыты». По словам собеседника, одной из главных целей организации является представление армянской истории на финской земле и, конечно, разъяснение вопросов по геноциду. И хотя финское общество практически незнакомо с одной из самых страшных трагедий начала ХХ века, тем не менее именно в Хельсинки был дан старт мировому турне, приуроченному к столетию геноцида армян в Османской Турции. 11 апреля 2015 года в самом крупном концертном зале «Тампере» армянский филармонический оркестр под управлением дирижера Эдварда Топчяна дал большой концерт, на котором присутствовали вице-спикер парламента Финляндии Анси Йоутсенлахти, генеральный секретарь Экуменического совета преподобный Хейкки Хуттунен, губернатор региона Тампере Эса Хальме, высокопоставленные представители правительства Финляндии, депутаты, послы, общественные, политические деятели, дипломаты, представители армянской общины.

Статусность гостей еще раз подчеркивала важность данной акции с позиций признания масштабов трагедии. В тот же день состоялось представление новой книги финского священника Серафима Сеппала «Подавленные голоса», рассказывающей об одной из самых кровавых драм в истории армянского народа. По мнению отца Серафима, несмотря на внешнюю холодность финнов, оставаться равнодушными к чужому горю здесь не могут. «То, что произошло с армянским народом, мы принимаем близко к сердцу и молимся об упокоении убиенных душ, – отметил он на презентации. – Хотел бы заметить, что вопреки расхожему мнению наш народ давно и хорошо знаком с армянами. Известно, что армяно-финские отношения возникли еще на заре XVII века, когда армянские купцы установили торговые отношения со скандинавскими странами». Однако официально первые эмигранты-армяне были зарегистрированы в Финляндии лишь в 30-х годах прошлого столетия. В последующие годы немногочисленный приток армян случился в период развала Союза. А затем, много позже, после сирийского кризиса сюда прибыло несколько семей из Сирии. У обосновавшихся на финской земле армян разные судьбы, разные истории. Пока нет и каких-нибудь устоявшихся сфер их деятельности, как это бывает в «старых» диаспорах. Однако, несмотря на столь короткий срок, среди местных армян уже определился средний класс: адвокаты, преподаватели, строители, врачи, спортсмены, студенты, работники сферы обслуживания. В госструктурах есть даже полицейские и депутаты разных уровней, а в деловом мире уже заявили о себе несколько бизнесменов.

К сожалению, особой сплоченностью мигранты не отличаются, да и на новом месте еще не адаптировались, не приобрели привычки к активной общественной жизни. Однако финны уже заметили, что, если возникают какие-то проблемы, армянин армянину всегда подставит дружеское плечо и предложит помощь. Даже если армян будет всего двое или трое. «Дело в том, что многие пока не знают, что в Хельсинки, к примеру, действует несколько армянских организаций. Другие, пытаясь скорее интегрироваться, не чувствуют в них надобности. Но мы полны решимости сохранять вдали от родины нашу культуру, историю, ценности, – говорит Урартуи Шант, одна из лидеров армянской общины в Хельсинки. – К сожалению или к счастью, нас в этой прекрасной стране очень мало. По моему мнению, такую малочисленность можно объяснить непривычными климатическими условиями, разностью менталитетов и особенно темперамента, который у южан проявляется довольно бурно».

Впрочем, это не мешает проводить совместные дружеские мероприятия, которые иногда заканчиваются победой армян на чужом поле. Так, года два назад местные армяне приняли участие в традиционном финском фестивале «День ресторана». В павильоне с армянским триколором наши соотечественники сервировали стол разнообразными блюдами национальной кухни. Уже через полчаса попробовать авелюк (конский щавель), запеченный с яйцами, толму, арису, баклажановую икру, армянский лаваш, гату, медовые пироги собралась большая очередь. А к концу дня стало известно, что по итогам интернет-голосования армянская кулинария была включена в топовую пятерку лучших кулинарных изысков этого престижного мероприятия. Как отметила тогда организатор от армянской стороны Мариам Нурмине, такое признание можно считать большим достижением для армянской общины, когда на практике еще раз был доказан известный тезис: сплотившись, мы можем достичь многого.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты