«Армянский вопрос» используют все, кроме Армении
Мысль, отраженная в данном заголовке, всплывает где-то глубоко в уголках сознания достаточно многих армян каждый раз, когда приходится слышать о появлении в каком-нибудь американском городе, штате или даже конгрессе очередной резолюции о признании геноцида армян. Всплывает наряду и параллельно с уже ставшей традиционной надеждой: а вдруг на этот раз Америка все-таки признает? А вдруг недалек тот день, когда под давлением потока признаний исторической справедливости дрогнет и Турция? Дрогнет и признает факт преступлений, совершенных в Османской империи и на заре становления своей нынешней государственности. К великому сожалению, представляется, что трагедия армянского народа – «Армянский вопрос» – для мира скорее средство реализации собственных национальных интересов, чем вопрос принципиального восстановления исторической справедливости.
Отметим, что впервые подобные надежды появились у армян более полувека назад, когда усилиями наших соотечественников из диаспоры необходимость признания геноцида армян приняла международное звучание. 20 апреля 1965 года Главная ассамблея сената и палаты представителей Уругвая приняла закон «О Дне памяти жертв геноцида армян». Тем самым эта латиноамериканская страна первой официально признала и осудила факт геноцида армян. Таким образом, процесс международного признания геноцида длится уже более полувека. На сегодняшний день факт геноцида армян признан 25 странами мира, отдельными субъектами ряда стран, включая, кстати, 49 из 50 штатов США. Признан он и федеральным округом Колумбия, где расположена столица США Вашингтон.
Примечательно, что, помимо Турции, ее меньшего брата Азербайджана и находящихся на турецко-азербайджанском довольствии маргиналов, именующих себя историками и учеными, факт геноцида армян практически не оспаривается. Геноцид армян в Османской Турции и в первые годы становления Турецкой республики в 1915-1923 гг. стал результатом преднамеренных действий турецкого правительства с целью физического уничтожения целого народа по политическим и этническим мотивам. Факт геноцида подтвержден неопровержимыми документами и свидетельствами из самых различных источников. Обширный набор подобных доказательств – около 100.000 единиц экспонатов – хранится в ереванском Музее-институте геноцида армян «Цицернакаберд». В их числе – оригинальные фотографии, сделанные в 1915 году русскими, немецкими и австрийскими военными. Все эти факты и доказательства преступлений турок изучаются соответствующими исследователями и учеными уже долгие годы. Результатом является признание геноцида армян профильными специалистами и светилами науки со всего мира, включая IAGS (Международная ассоциация исследователей геноцида). Примечательно, что факт геноцида армян признан даже многими турецкими учеными, такими как Орхан Памук и Танер Акчам.
Но наука и политика, как известно, – понятия не только не тождественные, но и весьма далекие друг от друга. В результате Турция упорно отказывается признавать очевидный факт преступлений, совершенных отцами-основателями современного турецкого государства. Мотивация Анкары в целом понятна. Признав факт геноцида армян, турецкое руководство нанесет мощнейший удар по и так весьма нестабильным устоям турецкой государственности. В первую очередь с учетом того, что истребление и депортация армян продолжались и после прихода к власти отца-основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Отказываются признать геноцид армян и многие страны, находящиеся в той или иной степени партнерских отношениях с Турцией. И то, и другое в целом понятно, поскольку имеет в основе мотивацию и обоснование и соответственно вопросов не вызывает. Впрочем, есть и страны, к примеру Израиль, чье непризнание очевидного исторического факта вызывает, мягко говоря, удивление. Особенно учитывая холокост, которому подверглись евреи в годы Второй мировой войны, и не самые лучшие политические отношения между Израилем и Турцией.
Вопросы вызывает другое. А именно: периодическое размахивание болью армянского народа – геноцидом армян, «Армянским вопросом» перед носом Турции другими странами. Многими европейскими странами, кстати, тем же Израилем и конечно же США. Периодически напоминают Эрдогану о преступлениях предков арабские страны, в частности Сирия. К великому сожалению, «Армянский вопрос» превратился в своеобразную политическую дубинку, которую опускают на турецкую голову при каждом проявлении строптивости. Причем, в последние годы дубинка используется все чаще и чаще, параллельно с возрастанием амбиций и соответственно строптивости турецкого президента Реджепа Эрдогана. И принятая 29 октября палатой представителей конгресса США резолюция №296 о признании массовых убийств армян в Османской Турции и Турецкой республике как геноцида, к сожалению, является именно очередным ударом дубинки по турецкой голове. Таким образом, приходится констатировать, что сегодня, как и на протяжении последних десятилетий, «Армянский вопрос» продолжает оставаться заложником международной политики и международных отношений.
Резолюция №296 стала одним из ответов США на третье по счету турецкое вторжение на север Сирии и, главное, инициированное Эрдоганом военно-техническое сотрудничество с Россией. Резолюция существенно усилила арсенал США против Турции, состоявший, к примеру, из той же резолюции конгресса, принуждающей президента США выступать каждое 24 апреля с посланием. Соответственно это вынуждало турок каждый год бороться с целью недопущения звучания в этом послании слова «геноцид». В ответ администрация США год от года выдвигала перед Анкарой встречные требования. Следует отметить, что амплитуда отношений Анкары и Москвы в последние годы колеблется от сбитого турками российского военного самолета и убитого в Анкаре российского посла до закупки у России ракетных комплексов С-400. Тем не менее, в Вашингтоне считают недопустимой саму ситуацию, в которой их союзник по НАТО закупает у России ЗРК С-400 и ведет переговоры о покупке истребителей СУ-35. Тем не менее, рассчитывать на принятие проекта аналогичной резолюции верхней палатой конгресса – сенатом также не приходилось практически изначально. В первую очередь исходя из особенностей взаимоотношений между США и одним из их ключевых союзников по НАТО Турцией.
И вполне логически 13 ноября сенатор от Республиканской партии, глава юридического комитета сената Линдси Грэм, воспользовавшись правилом, согласно которому один сенатор может наложить вето на голосование всей верхней палаты, заблокировал резолюцию о признании геноцида армян. Примечательно, что ближайший сподвижник президента США Дональда Трампа сделал это по итогам своей встречи в Белом доме с Реджепом Эрдоганом. Спустя несколько дней Грэм неожиданно заявил, что больше не будет препятствовать обсуждению резолюции в сенате. Представитель демократов Роберт Менендес вновь инициировал обсуждение, однако на сей раз его, уже вполне ожидаемо, сорвал сенатор Дэвид Пердью. Менендес выдвинул резолюцию в третий раз, но на сей раз ее заблокировал сенатор-республиканец от Северной Дакоты Кевин Крамер. Последний сослался в своем решении на «просьбу Белого дома», поскольку голосование в сенате совпадало по времени с саммитом НАТО в Лондоне, где Дональд Трамп провел встречу с турецким коллегой – Эрдоганом. «Я поддерживаю дух этой резолюции. Однако я не считаю, что сейчас подходящий момент для ее принятия», – заявил Крамер, выступая в сенате.
Попытки принять аналогичные резолюции предпринимались армянскими лоббистами на протяжении последних десятилетий неоднократно, но в конечном итоге все они потерпели неудачу. Таким образом, американская политическая элита стремится лишь припугнуть строптивого союзника. Признавать геноцид окончательно и тем самым выпускать из рук дубинку не в ее интересах. При этом «Армянский вопрос» успешно используется и республиканцами, и демократами в ходе предвыборной кампании. Признать геноцид армянским соотечественникам на словах обещают многие кандидаты в президенты. Что, учитывая численность армянской общины США – до двух миллионов человек, – удивления не вызывает.
Таким образом, приходится констатировать, что «Армянский вопрос» продолжает оставаться частью международного политического торга. В разное время с разной степенью успешности его задействовали различные европейские государства, Израиль и даже страны арабского мира. При этом пальму первенства в этом направлении традиционно удерживают США. Удерживают по двум причинам: наличию самой большой в мире армянской общины и наличию особых отношений с Турцией. Именно стремление заручиться голосами американских армян, одновременно поддержав при этом имидж передовой демократии мира и дав Турции очередной раз по голове, год от года побуждает американских политиков доставать с полки очередную резолюцию.
Однако, дальнейший сценарий остается практически неизменным – на резолюцию на том или ином этапе накладывается вето. Причины неизменности сценария следует искать в практически неизменных на протяжении всех последних десятилетий отношениях США с Турцией. Анкара являлась форпостом и восточной границей НАТО со времен начала холодной войны с СССР. И продолжает выполнять эти функции и сегодня, через 28 лет после распада СССР. Необходимо констатировать, что геополитическое противостояние между США и Россией никуда не делось. Соответственно никуда не делась и роль Турции в данном противостоянии. Роль, по-прежнему требующая от США в отношениях с Турцией прагматизма. Изменение американской элиты в отношении международного признания геноцида станет возможным исключительно в случае резких изменений в геополитической роли и функциях Турции. До этого все действия США в направлении признания трагедии армянского народа геноцидом будут носить половинчатый характер.
Впрочем, используют геноцид в собственных целях не только иностранцы. К великому сожалению, массовое убийство собственных предков используют сами армяне. Как в Армении, так и в диаспоре. Однако, делают это далеко не во имя общей цели – достижения исторической справедливости и наказания Турции. В Армении международное признание геноцида было объявлено одним из приоритетов внешней политики с приходом к власти Роберта Кочаряна. Объявлено, как представляется, с целью отвести внимание общества от другого, более насущного приоритета – международного признания независимости Арцаха. Шаги в данном направлении не предпринимались и при предшественнике Кочаряна – Левоне Тер-Петросяне. Однако, именно Кочарян нанес удар по самой идее независимости Арцаха, став самолично представлять арцахцев на переговорах в рамках МГ ОБСЕ. При этом, как мы видим, особо не преуспев и в деле международного признания геноцида. В самой диаспоре проблему признания независимости Арцаха также замечают крайне редко. И те же структуры старейшей армянской политической партии АРФ «Дашнакцутюн» предпочитают добиваться признания столетних исторических реалий, игнорируя крайне актуальную сегодня проблему признания независимости Арцаха. Более того, признание геноцида давно стало для высшего руководства АРФД своеобразным придатком собственных бизнес-интересов. А бизнес-интересы старейшей армянской партии, по некоторым данным, весьма обширны.
О необходимости усилий в направлении выработки полноценной государственной концепции международного признания геноцида твердят многие эксперты. Признание исторических реалий, трагедии армянского народа не должно оставаться объектом геополитических манипуляций других стран и самих армян в собственных шкурных интересах. Признание геноцида армян должно и может стать результатом исключительно государственной политики армянского государства, проводимой в тесной координации с диаспорой. Политики, имеющей четкую цель, достижение которой будет служить исключительно во благо Армении и армянства. И в условиях отсутствия подобной общей, четкой цели и концепции все усилия в направлении международного признания факта геноцида льют воду на мельницу США, Израиля, крупного бизнеса, кого угодно, но только не Армении и армянского народа.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии