№7 (330) сентябрь 2020 г.

По древнеармянскому календарю отметили приход 4513 года

Просмотров: 5129

11 августа армянские язычники традиционно отметили свой Новый год (Навасард) в окрестностях храма Гарни. Это один из тех редких праздников дохристианской эпохи, который Армянская Апостольская Церковь так и не адаптировала под титульную религию, несмотря на то, что свое летоисчисление армянский народ ведет с момента этой даты.

Обычай восходит к 2492 году до Рождества Христова, когда, по преданию, прародитель армян Айк Наапет разбил в сражении войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству. Как писал известный историк Мовсес Хоренаци, именно после этого сражения от эпонима Айк произошло самоназвание нашего народа – «hay». С тех пор в день августовской победы армяне стали отмечать Навасард, где «нав» означает новый, а «сард» – год. Обычно праздник начинался с того, что верховный жрец на высокой горе зажигал факел, который верующие несли к берегам реки Арацани. Для участия в народных гуляньях, длившихся до 9 сентября, сюда приезжали члены царской фамилии, придворная свита, полководцы, смелые воины и простой люд. В эти дни на столе обязательно были виноградное вино из армянских сортов винограда и хлеб из пшеницы, выращиваемой в Армении. Эту лепешку называли, да и сегодня продолжают называть «тари хац», что в переводе означает хлеб года. Очень часто при запекании в нее клали фасолину или монетку на счастье и процветание. Третьей и весьма важной составляющей в этой традиции был цветок «нгатцахик», который рос на склонах горы Арарат. Его собирали те, кто жил рядом, а потом сушили и распространяли по всей Армении. Поэтому на Новый год на столе в каждой семье обязательно была эта приправа, как символ их сакральной связи с Араратом. Кстати, сам смысл новогоднего торжества заключался не только и не столько в застолье и веселье, сколько в национальном единении народа.

Наши предки верили, что в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани, а потом наблюдали за празднеством с заоблачных высот заснеженных гор. Чтобы угодить им, люди приносили в жертву домашних животных и первые плоды урожая. Но после принятия в стране христианства на государственном уровне языческий календарь в Армении стал забываться. Правда Армянская Апостольская церковь, начиная с IV века, постепенно адаптировала некоторые языческие ритуалы (Затик, Вардавар, Трндез) под христианские праздники – Пасху, Преображение Господне, Сретение Господне. Однако Навасард в их число не вошел. С переходом в XVI веке на григорианский календарь древний праздник и вовсе был забыт, а спустя еще два столетия Католикос Всех Армян Симеон Ереванци повелел отмечать Новый год 1 января. И все-таки в течение долгого времени не раз предпринимались попытки реконструкции древнеармянского Нового года.

Всерьез об этом заговорили в начале 90-х. Но лишь в 2009 году по инициативе фракции АРФ «Дашнакцутюн» парламент Армении признал 11 августа Днем национальной идентичности в статусе государственного праздника. При этом официальное празднование Навасарда Армянская Апостольская церковь отвергает, мотивируя это тем, что положивший начало армянскому государству прародитель Айк не был христианином. После принятия христианства в 301 году история жестоко обошлась с приверженцами старой религии: были убиты языческие жрецы, сожжены крамольные книги солнцепоклонников, разрушены все их храмы, кроме Гарни. И все же современные последователи относятся к главной религии страны с уважением, как к «неотъемлемой структуре государственности». Кроме того, они считают, что сегодня «играют» на одном поле, поскольку орден ведет борьбу с наводнившими страну религиозными движениями и сектами, в том числе с самой многочисленной «Свидетели Иеговы». Несмотря на разногласия и проблемы, дети солнца или, как они себя называют, арорди, вот уже несколько лет подряд отмечают Навасард по древнеармянскому календарю. Но если в те далекие времена торжества начинались на горе Немрут, находящейся ныне на территории Турции, то сегодня свой новогодний праздник они встречают в тех местах, где сохранилась древняя история. Например, в храме Гарни, на раскопках храма богини Анаит близ города Мецамор, у храма урартского бога Халди на развалинах крепости Эребуни, на территории древней обсерватории Караундж (Зорац Карер). По мнению язычников, в этом зашифрован особый смысл: ведь именно отсюда 7,5 тысяч лет назад наши предки наблюдали за  небесными светилами, а жрецы определяли начало главного праздника года по красному сверхгиганту «Рука Айка». Это нынешняя альфа Ориона, которая по-прежнему продолжает ежегодно появляться на звездном небосклоне в один и тот же день и час.

Впервые Навасард в новейшей истории Армении отметили 11 августа 2007 года. По древнеармянскому календарю он соответствовал юбилейному 4500 году. Как правило торжества начинались около памятника Айку с традиционного шествия солнцепоклонников под знаменами Армении. Сначала выносится синее знамя Айка Наапета с восьмью звездочками, затем флаги Араратского (Ванского) царства, царства Ервандуни, династий Арташесидов, Аршакуни, Багратуни, царства Киликии, а также стяги новой Армении и Арцаха. Однако в этом году из-за пандемии торжество получилось не особенно масштабными. В условиях чрезвычайного положения в храме Гарни собрались всего несколько десятков язычников, хотя в стране их насчитывается не одна сотня. В специальных сосудах жрецы-язычники разожгли огонь, вознося к прародителю единственное пожелание: чтобы этот священный огонь освещал сердца и души верующих. В ответ хор голосов вторил: «Пусть сила наших богов будет всегда с нами! Пусть солнце возродится в каждом из нас!». Поздравив друг друга и всех армян с новым 4513 годом, жрецы освятили вино и «тари хац», испеченный по традиции супругой одного из жрецов. За трапезой речь о религии плавно перетекла к теме патриотизма, что в нынешних условиях весьма актуально. И конечно, не обошлось без молитв о выздоровлении заболевших коронавирусом, который хотя и отступает, но все еще продолжает свирепствовать в стране.

Многие что-то нашептывали над традиционными нагрудными амулетами «аревахач», символизирующими собой языческий знак вечности. Этот вихревой круг очень часто можно встретить в армянской архитектуре – на фасадах церквей, зданий, памятников. Примером может служить установленный в районе парка Победы величественный обелиск «Возрожденная Армения». В общей сложности на нем высечено семь знаков вечности: пять – в основании и два на вершине. Кстати, по опросам местных гидов, «аревахач», что переводится как «солнечный крест», вошел в топовую семерку самых узнаваемых символов Армении наряду с хачкаром, Араратом, дудуком, коньяком, абрикосом и гранатом.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты