Нагорный Карабах против азербайджано-турецкой террористической коалиции
Азербайджан в союзе с Турцией и с использованием тысяч исламских боевиков международных террористических формирований, нарушая нормы международного гуманитарного права и логику переговорного процесса, 27 сентября с.г. начал очередную военную агрессию и развязал широкомасштабную войну против армян Нагорного Карабаха. При этом безответственность политики президента И. Алиева проявилась и в том, что он проигнорировал призывы генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша и стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ о недопустимости нарушения режима перемирия и военных действий в условиях глобальной угрозы пандемии.
Особенностью новой карабахской войны является факт азербайджано-турецкой военной коалиции с использованием многочисленных иностранных наемников и боевиков международных террористических организаций стран Ближнего Востока и Азии (включая Сирию, Ливию, Ирак и др.). Целью коллективного агрессора является не решение карабахского вопроса, а массовое истребление армян Нагорного Карабаха, лишение их права жить на земле своих предков и оккупация армянских территорий.
Турция, Пакистан и Афганистан оказывают прямое содействие Азербайджану в карабахском конфликте. Тысячи исламских наемников и боевиков, участвующих в этой войне на стороне Азербайджана, способны интернационализировать конфликт и превратить Южный Кавказ в очередную зону региональной нестабильности и эпицентр международного терроризма.

Война против армян Карабаха, развязанная с лидирующим участием Турции, преследует далеко идущие геополитические амбиции Анкары, нацеленные на возрождение доктрины пантюркизма и реализацию планов неоосманизма, уничтожение «армянского клина» и установление собственного диктата на Кавказе и в Центральной Азии, что не только создает экзистенциальную угрозу для безопасности Армении и Нагорного Карабаха, но и вступает в противоречие с интересами ведущих стран Евразии (включая Россию, Иран и Китай).
Армия обороны Арцаха ведет неравную борьбу и оказалась на передовом рубеже цивилизационной борьбы с международным терроризмом, где боевые формирования ИГИЛ (запрещено в РФ. – Ред.) вошли в состав регулярной армии члена ООН Азербайджана и координируются членом НАТО Турцией. Превращение Азербайджана в логово международного терроризма несет угрозу миру, региону и самому азербайджанскому обществу.
И в этих условиях только Армения, будучи единственным гарантом безопасности Нагорного Карабаха, и мировая армянская диаспора оказывают всестороннюю помощь в противостоянии агрессору. Позорным явлением карабахской войны остается факт продолжения оказания военной помощи агрессору со стороны Израиля, а также позиция Грузии, создающая в дни войны благоприятные условия для транзита через свою территорию военных грузов (из Турции и Израиля) в Азербайджан при одновременном блокировании соответствующей поддержки армянской стороне. Последнее свидетельствует о соучастии Грузии в конфликте против Нагорного Карабаха.
Естественно, карабахская проблема сегодня стала главной политической темой мировых СМИ и международной дипломатии, которая требует безотлагательных мер по прекращению боевых действий и политическому урегулированию. Пока что из крупных стран только Франция в своих оценках адресно отмечает виновника новой военной эскалации в лице азербайджано-турецкого союза, именно президент Э. Макрон первым обозначил участие исламских боевиков при организующем и координирующем участии Турции и ее спецслужб в карабахской войне на стороне Азербайджана. Тот же Париж представил сущность азербайджанской агрессии в повестке ЕС и Европарламента, французская сторона полагает решение карабахского вопроса путем признания независимости Арцаха и возврата части территорий Азербайджану.
В то же время ряд экспертов в России и Израиле считают, что Франция вряд ли способна оказать существенное воздействие на ситуацию в регионе и помочь армянской стороне в военном противостоянии азербайджано-турецкой агрессии. Правда, те, кто об этом говорит, сами толком не называют, какая же страна готова противостоять этому произволу и терроризму.
Более того, становится крайне неубедительным мнение израильтян о военной импотенции Франции при условии, что Армия обороны Израиля, считающая себя мощной силой на Ближнем Востоке, не так давно участвовала в военных учениях в Средиземноморском бассейне совместно с той же Францией и Грецией против Турции. И если компетентный израильский эксперт Яков Кедми, оценивая ситуацию в зоне карабахского конфликта, некомпетентно заявляет, что армянская армия из-за политики Н. Пашиняна и якобы американских военных инструкторов (которых ни в Армении, ни в Карабахе не было и, полагаю, не будет) стала менее профессиональной и разучилась воевать, то возникает вопрос об осведомленности МОССАДа и АМАНа в карабахском конфликте. Ход военных действий в Арцахе показывает, что как раз Армия обороны НКР является самой боеспособной армией региона и противостоит коалиционным силам Азербайджана, Турции, Пакистана и исламских террористов, к тому же получающих достаточное вооружение от самого Израиля в дни войны. Наконец, если американцы являются плохими военными специалистами, почему же Яков Кедми не требует от властей Израиля прекратить стратегическое военное сотрудничество с Пентагоном, почему израильские офицеры проходят переподготовку в американских военных академиях, почему израильская военная промышленность интегрирована в американскую систему оборонных корпораций и технологий?
Расчет Азербайджана путем войны решить карабахский вопрос в свою пользу несостоятелен при любых раскладах и в первую очередь из-за провала собственной армии благодаря героическому сопротивлению Армии обороны НКР. Во-вторых, мир убедился, что политика армянофобии президента Ильхама Алиева не оставляет иного выбора, кроме как признание независимости Арцаха. И сегодня все больше стран в своих адресных заявлениях отмечают солидарность с борьбой армян Нагорного Карабаха (включая Францию, Грецию, Кипр, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию, Польшу, Австрию, Аргентину, Канаду). В-третьих, планы части внешних сил получить энергоресурсы Азербайджана взамен на возврат Карабаха в состав Азербайджана оказались под угрозой детонации существующих транзитных коммуникаций, расположенных вблизи зоны конфликта. И тот факт, что азербайджанская армия наносит военные удары по территории Армении (в том числе по мирным и военным объектам), развязывает армянской армии руки для нанесения адекватного ответа по всей инфраструктуре Азербайджана. И здесь никто не даст гарантии по части трубопроводов и иных важных объектов вблизи зоны карабахского конфликта. Наконец, страны, избравшие выжидательный путь либо соучастие в преступлениях против армян Карабаха, оказались перед выбором.

Россия, сохраняя внешне позицию равноудаленности в своих оценках нынешней войны в Карабахе, пока что ограничивается призывами к сторонам конфликта прекратить боевые действия. Благодаря призыву президента В.В. Путина российский МИД смог организовать встречу глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, добиться после 10-часовых переговоров подписания соглашения о гуманитарном перемирии для обмена пленными и телами погибших. Однако Азербайджан по указке Турции сорвал эти соглашения и продолжил боевые действия против Карабаха. Алиев не желает забирать тысячи трупов своих аскеров, ибо не знает, каким будет ответ азербайджанского общества. Его цель – добиться скорой победы и возврата потерянных территорий.
В сложившейся ситуации диктата Анкары Азербайджан вряд ли прислушается к декларативным призывам России либо другой страны о прекращении войны и тактики тотального уничтожения (и том числе мирных городов и гражданских объектов) армянского Карабаха. Одними призывами и декларациями еще никто не останавливал ожесточенные войны, тем более турок. Необходимы верификационные механизмы контроля за исполнением сторонами конфликта взятых обязательств. И подключение Министерства обороны России к процессу установления перемирия с заявлением министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова о целесообразности ввода российских военных наблюдателей в зону конфликта – это признаки активизации российской военно-политической дипломатии.
Россия если не в интересах своего союзника Армении, то исходя из соображений собственной безопасности на Кавказе и геополитических императивов на постсоветском пространстве в целом, обязана задуматься о превентивных мерах по локализации военного конфликта в Карабахе. В том числе уничтожении нового очага международного терроризма, формируемого в мягком подбрюшье РФ ее двумя «стратегическими партнерами» в лице Турции и Азербайджана. И на это Москва имеет полные правовые основания с учетом последних поправок в Конституцию РФ, где четко обозначено, что, во-первых, современная Россия является правопреемником СССР (следовательно, имеет свои жизненно важные интересы на постсоветском пространстве и несет определенную ответственность за безопасность); во-вторых, Россия признала верховенство национального законодательства над международным (особенно в части вопросов, касающихся ее безопасности); в-третьих, Россия является одним из ведущих сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому вопросу, стало быть, Москва не может оставаться вне темы карабахской войны; в-четвертых, Россия, помимо многосторонних обязательств в рамках ОДКБ, имеет двусторонние соглашения о военной помощи с Арменией (чья территория подвергается целенаправленным обстрелам со стороны Азербайджана); в-пятых, а на каких международных основаниях Турция вмешалась в карабахский конфликт на стороне Азербайджана. А самое важное, что Турция нарушает правовые соглашения с Советской Россией 1921 г. по ситуации в Закавказье. Последнее оставляет за Россией право расширить свое военное присутствие в данном регионе и денонсировать договоры 1921 г. А собственно, с чего начался карабахский вопрос?
Как известно, провозглашение независимых государств Закавказья в 1918 г. на обломках Российской империи благодаря Октябрьской революции привело к ситуации военной агрессии Турции и образованию впервые в истории азербайджанской государственности в форме Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Поскольку ранее в Закавказье, да и в любом другом регионе мира, не было государства с подобным названием, поэтому новое образование находилось в противоречиях со своими географическими соседями (Арменией, Грузией, Дагестаном) по части определения границ. Исторические армянские территории Карабаха, Зангезура и Нахичевана стали предметом спора между Азербайджаном и Арменией. В 1918–1920 гг. власти АДР так и не смогли установить военный контроль и включить названные армянские области в свой состав. В свою очередь Лига Наций в 1920 г. не приняла Азербайджан в свой состав именно по причине территориального спора с Арменией (включая спор по Карабаху). Следовательно, независимый Азербайджан в 1918–1920 гг. де-юре не имел в своем составе Нагорный Карабах. В свою очередь декларация о независимости Азербайджана 1991 г. признала правопреемственность от АДР 1918–1920 гг., а не Азербайджанской ССР 1920–1991 гг. Из этого следует, что международно-правовой принцип территориальной целостности по части Нагорного Карабаха на современную Азербайджанскую Республику – правопреемника АДР – не распространяется.
Карабахский вопрос стал следствием большевистско-турецкого Московского договора от 16 марта 1921 г., согласно которому Армения потеряла часть территорий в пользу Турции и Азербайджана. Именно в 1921 г. Советская Россия и кемалистская Турция провели разделительную линию по р. Аракс, Москва признавала политическое образование Азербайджан с частью армянских территориальных автономий – Нахичеваном и Нагорным Карабахом – под своим геополитическим контролем, Турция же получала часть территорий Восточной (Русской) Армении по факту проигранной армянами войны в сентябре – декабре 1920 г. и согласия большевистской России. Армянская ССР с Зангезуром в 29,9 тыс. кв. км оставляла России малый остров противостояния последующим пантюркистским амбициям Турции в регионе.
Весной 1920 г., когда Турция осознала угрозу полного территориального краха и возможной потери Армянского нагорья, а Красная армия вновь устремилась к бакинской нефти, Мустафа Кемаль-паша согласился на советизацию Азербайджана и передачу данного молодого тюркского образования под контроль России. В те дни мусаватистское правительство Азербайджанской Демократической Республики выражало естественное недовольство потерей суверенитета с согласия Турции, которая весной – осенью 1918 г. ценой военной агрессии армии Нури-паши фактически и создала Азербайджан со столицей в нефтяном Баку.
В этой связи турецкий генерал Февзи-паша направил циркуляр своему резиденту в Баку – консулу Мемдуху Шевкят-бею для передачи азербайджанским партнерам, в котором отмечалось: «Как бы хороши ни были наши отношения с Россией сегодня, мы должны подойти к этому вопросу с точки зрения завтрашнего дня и возможного изменения политического строя в России. Турции необходимо, чтобы между ней и Россией были буферные кавказские республики. Россия за Тереком и Дербентом – вот что определяет нашу политику. Этот план уже разработан, и результаты его скажутся скоро».
Прошло всего-то ничего – практически один век, и Россия сегодня в Закавказье столкнулась с реваншизмом Турции, опирающейся на буферный Азербайджан и нацеленной на установление собственного доминирования в данном регионе с последующим прорывом в богатейшую ресурсами тюркскую Центральную Азию. В этой обновленной стратегии неопантюркизма Анкара находит заинтересованных партнеров в лице сильного англосаксонского Запада (Великобритании и США) и нацеленного на финансовое доминирование в коммуникационно-энергетических проектах Израиля. Данная стратегия Турции используется мировой закулисой в качестве приводного инструментария в стратегически важные регионы Кавказа и Центральной Азии для последующего формирования коридора между Китаем и Россией, а также блокирования Ирана на севере. В этой стратагеме карабахский конфликт становится поводом для масштабных геополитических трансформаций.

Вслед за перемирием в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г. Азербайджан уже 20 сентября того же года заключил первые «контракты века» по каспийской нефти и газу с крупными энергетическими компаниями Великобритании, США и Турции. При этом основным проектировщиком и оператором «бакинской нефтяной игры» является Великобритания в лице СИС и «Би-Пи». И конечно, встал вопрос о маршруте их транспортировки. В то время основным маршрутом был советский нефтепровод Баку – Грозный – Новороссийск. Однако Запад и Турция вряд ли собирались усиливать Россию и сохранять ее геополитический контроль над Апшероном. Обходной же путь предполагал строительство новых энергетических коммуникаций вне контроля России через Турцию в Европу. С учетом российско-армянских союзнических отношений, армяно-турецких исторических проблем и сохранения карабахского вопроса в актуальной повестке Запад и Турция не могли рассчитывать на армянский маршрут транзита в ситуации, когда наиболее выгодный путь через Иран исключался ввиду ирано-израильских и ирано-(британо)американских противоречий. Этот маршрут определялся через Грузию, несмотря на его протяженность и финансовую затратность (так, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан обошелся почти в 3 млрд долл. США). Именно поэтому в ноябре – декабре 1994 г. спецслужбы стран Запада и Турции с использованием Азербайджана инициировали внутренний военный конфликт в России с эпицентром в Чечне, дабы блокировать российский нефтепровод.
Еще в период первой Карабахской войны в 1993 г., после прихода к власти в Азербайджане Гейдара Алиева, турецкие спецслужбы проводили операцию по переброске стрелкового вооружения в Чечню, а в начальный период конфликта – и боевиков из Турции и других стран Ближнего Востока (тот же эмир Хаттаб и др.). Искандер Гамидов (руководитель азербайджанских «серых волков» и бывший министр внутренних дел Азербайджана) публично заявлял о той помощи, которую они оказывают шехидам в Чечне.
Во второй половине 1990-х гг. под давлением Запада и Турции глава Грузии Э. Шеварднадзе согласился на антироссийский союз и транзит каспийской нефти в Турцию. Непосредственно территория Грузии (Панкисское ущелье, Ахмедский район) на границе с Россией (Чечней) стала активно использоваться для переброски боевиков и иной поддержки сепаратистам.
Как известно, вторая чеченская война началась летом 1999?г. с «похода» Шамиля Басаева на два соседних района Дагестана (Карамахи, Чабанмахи) якобы с целью формирования Исламской (Чечено-Дагестанской) конфедерации. В реальности же это наступление на Дагестан определялось не Шамилем Басаевым, а его зарубежными партнерами. Россия тогда в лице своего зам. министра по энергетике Бориса Немцова заявила о готовности построить обходной маршрут нефтепровода из Дагестана через Ставропольский край в Новороссийск, дабы успокоить внешних партнеров по части «взбунтовавшейся» Чечни (поскольку нефтепровод из Баку, прежде чем попасть в Грозный, проходил через Дагестан). И именно поэтому Запад, Турция и Азербайджан были соучастниками новой войны на Северном Кавказе с целью детонировать Дагестан и блокировать любые планы Москвы по установлению контроля над бакинской нефтью. Россия в итоге проиграла данную схватку, ибо на Стамбульском саммите ОБСЕ осенью 1999?г. с участием президента США Б. Клинтона было принято окончательное решение по маршруту нефте- и газопроводов из Каспия через Грузию и Турцию в Европу. Более того, Грузия потребовала вывода российских военных баз со своей территории. Так Москва оказалась аутсайдером в закавказской нефтяной игре, а новая власть после Бориса Ельцина в интересах сохранения относительной стабильности на Северном Кавказе пошла на политику умиротворения, вывела свои войска из Грузии и при согласии Запада получала дивиденды от продажи собственной нефти и газа на европейском рынке. Народ Чечни оказался одной из жертв войны, развязанной иностранными центрами и их службами.
Подобная ситуация сохранялась до августа 2008 г., то есть до конфликта с Грузией. Россия вновь оказалась под санкциями Запада из-за рельефного обозначения своих геополитических интересов на Южном Кавказе. Однако в ходе югоосетинского конфликта русские так и не ударили по азербайджанским нефте- и газопроводам. В ситуации же после марта 2014 г., то есть воссоединения Крыма с Российской Федерацией, антироссийские санкции ужесточились. Вместе с тем Россия в Закавказье остается важным игроком с учетом союза с Арменией и сохранением карабахского вопроса.
Попытки России использовать внешние противоречия Турции с США и Израилем в плане установления партнерства с Анкарой оказались недостаточно успешными. Русские стали продавать стране НАТО свое вооружение, строить за собственные же деньги (более 21 млрд долл.) первую в истории Турции АЭС «Аккую» в Мерсине и газопровод «Турецкий поток» в обход православной Украины. И на всех этих направлениях русская дипломатия потерпела фиаско, если не считать узкую группу протурецких лоббистов и рост коррупции отдельных чиновников.
Россия в данном контексте сама начала активно продавать союзнику Турции и противнику Армении Азербайджану собственные виды наступательных вооружений и боевой техники (включая РСЗО «Смерч», Тос-1 «Солнцепек», «Ураган», танки Т-90 и др.), которые использовались Баку в ходе военной агрессии в Карабахе в апреле 2016 г. и сейчас. Те же кассетные бомбы от разрывающихся в городах Арцаха снарядов РСЗО «Смерч», увы, имеют российское производство. Подобная военная дипломатия не может считаться проявлением равноудаленной и сбалансированной политики РФ на Южном Кавказе.
Аргументы российских экспертов о том, что это рынок торговли оружием и чистый бизнес, вряд ли могут быть приняты. Во-первых, подобные виды вооружения Азербайджан не смог бы закупить у других стран. Во-вторых, продажа оружия не есть продажа помидоров, а есть инструмент геополитики. В-третьих, сегодня Украина также нуждается в наступательных видах российского и белорусского вооружения против непризнанных (в том числе со стороны Москвы и Минска) Донбасской и Луганской народных республик, но вряд ли русские и белорусы станут продавать украинцам подобное оружие. В-четвертых, их активное применение Азербайджаном против армян Карабаха не вызывает в России жесткой оценки и соответствующих санкций в отношении режима Ильхама Гейдаровича. Однако превращение Азербайджана в плацдарм исламского терроризма бумерангом скажется на безопасности самой России (собственно, уже сказывается, если посмотреть на недавний факт переброски террористов в Чечню из Азербайджана, арест группы боевиков в Волгограде, а также попытки Азербайджана рекрутировать на карабахский фронт бойцов из Дагестана).
Анкара, согласившись на российский проект «Турецкий поток» и осознавая его бесперспективность для Европы с учетом позиции Лондона и Вашингтона, в то же время смогла реализовать новый масштабный азербайджанский проект газопровода TANAP в обход России. Р. Эрдоган намерен в обмен требовать вхождения в TANAP газовых ресурсов тюркских государств восточного берега Каспия – Туркменистана и Казахстана. И в этой связи соглашение прикаспийских государств в Актау
2018 г. вряд ли будет иметь обязательное значение для Анкары и ее западных партнеров.
Все это и стало прелюдией для начала новой агрессии и широкомасштабной войны Азербайджана против Нагорного Карабаха с участием Турции. Уже на протяжении двух и более лет спецслужбы заинтересованных стран владеют информацией о вербовке турецкими разведслужбами (МИТ и ГРУ) боевиков в Сирии, Ираке и Ливии для последующей их переброски в Азербайджан с целью использования в войне против Карабаха и Армении. Глава Совета безопасности Армении имел возможность ознакомиться с информацией своих российских коллег. Так что Сергей Нарышкин всего лишь публично подтвердил факт участия на стороне азербайджанской армии боевиков международных террористических формирований. Правда, в заявлении директора СВР России прозвучало и возможное наличие в карабахском конфликте курдских боевых отрядов.

Последнее позволяет отметить, что в рядах курдского сопротивления могут быть сторонники участия в карабахском конфликте. Однако если предположить, что курдские боевики планируют воевать на армянской стороне, то этому нет фактических доказательств (пленных, трупов, документальных подтверждений, перехвата радиоэфира и т.д.), чего не скажешь об участии наемников на стороне Азербайджана (в Карабахе уже уничтожено более 100 арабских и прочих боевиков, зафиксированы их переговоры в радиоэфире, имеются соответствующие видеосъемки). Наконец, глава российской разведки не может не знать, что внешние границы Армении охраняют российские пограничники. И вряд ли ФСБ России пропустила бы курдских боевиков на территорию Армении без ведома собственных властей. Другой вопрос, что на стороне Армии обороны Арцаха могут воевать добровольцы-армяне из стран зарубежья (включая и Ближний Восток), но они не являются наемниками и террористами, а защищают свою историческую родину от агрессии азербайджано-турецкого альянса и международных террористов. Никто с армянской стороны не говорит о том, сколько азербайджанцев из-за рубежа пришло воевать в армии Алиева.
Опыт сбалансированных оценок сторон карабахского конфликта не приблизил мир в регионе, поскольку нынешнее руководство Азербайджана во главе с президентом И. Алиевым прямо заявляет о военном методе решения карабахской проблемы в свою пользу без учета интересов армянской стороны. Более того, Азербайджан, совершая обстрел территории члена ОДКБ Армении, намеренно провоцирует российско-турецкое столкновение в регионе и призывает Турцию к более активному участию в антиармянской агрессии.
Странно слышать от России одинаковые призывы к перемирию к сторонам конфликта, когда армянская сторона подтверждает свою готовность и дает согласие на верификационный механизм контроля с направлением своих военных специалистов в Москву, а азербайджанцы отвечают отказом. Следовательно, Россия и все остальные должны адресно призывать, а в случае отказа – принуждать агрессора к миру.
Еще комичнее звучит мнение многочисленных экспертов о том, что Азербайджан является стратегическим партнером России. А собственно, в чем данное партнерство выражается – Россия имеет в Азербайджане свои военные базы и пограничников; азербайджанская нефть и газ проходят на внешние рынки через территорию России; Россия в далекой Сирии ведет борьбу против исламских террористов, а в Азербайджане допускает размещение тех же боевиков; кто содействовал чеченской войне в 1990-х гг. – Азербайджан или Армения?..
Развязанная азербайджано-турецкой коалицией современная война против армянского народа в Нагорном Карабахе с привлечением интернационала исламских террористов является геополитической бомбой замедленного действия, взрыв которой будет иметь серьезные последствия и для самой России, и для Ирана с Китаем.
История карабахского конфликта со всей очевидностью свидетельствует, что данная трагедия стала следствием большевистско-турецких соглашений (включая Московский договор от 16 марта и Карсский договор от 13 октября) 1921 г., в результате которых армянские территории были переданы проигравшей в Первой мировой войне Турции и ее детищу в Закавказье – Азербайджану. Новое противостояние российско-турецких геополитических интересов в Закавказье требует денонсации названных соглашений и исключения участия Турции в судьбе региона. Поскольку Турция нарушила свои же обязательства 1921 г. и перешла линию р. Аракс в Нахичевани и Аджарии, а сейчас диктует тактику агрессии против Карабаха, то Россия вправе отказаться от положений Московского и Карсского договоров и расширить свое военно-политическое присутствие в регионе. Однако планы Москвы разместить российские войска вокруг бывшего НКАО, то есть во всех семи освобожденных районах, и передать под контроль Азербайджана Кельбаджарский и Лачинский районы окажутся несостоятельными. Нельзя решить карабахскую проблему, закладывая в нее новую конфликтную географию.
Международное сообщество стоит перед необходимостью разрешения карабахского вопроса в форме признания независимости Нагорно-Карабахской Республики. Изначально Азербайджан в контексте разрешения карабахского вопроса, начиная с погромов в Сумгаите в 1988 г., использовал язык силы и варварства против армян. Впоследствии тактика погромов мирного армянского населения в Сумгаите, Кировабаде и Баку трансформировалась в стратегию военной агрессии против Нагорного Карабаха и тотального уничтожения армянского населения (война 1991–1994 гг., агрессия 2016 г., война 2020 г.). Убийца Рамиль Сафаров стал не только символом пещерного варварства и трусости офицера, но и выражением сути азербайджанской политики силового разрешения карабахского вопроса. Синдром геноцида армян в Османской Турции, отрицание данного факта преступления современной Турцией и террористическая антиармянская политика Азербайджана являются аргументом в пользу невозможности возвращения Карабаха в состав тюркского государства.
Алиев небезосновательно полагает, что прав тот, у кого больше силы. Что ж, карабахская война определит, у кого больше прав.
Александр Сваранц
Оставьте свои комментарии