Кто разжигает армянофобию в российском обществе?
В последнее время армянский сегмент фейсбука больше похож на растревоженный улей, где в один клубок переплелись статистика по коронавирусу, междоусобные политические распри и, конечно, сводки с фронта. Их ждут с особым нетерпением и надеждой, поскольку в каждой семье на передовой есть свой защитник Отечества, а то и двое-трое.
Тем не менее в столь напряженное для Армении время появилась еще одна проблема, которая с экранов российских телеканалов плавно перетекла в тот же фейсбук и которая в очередной раз расколола общество, но теперь уже на так называемых русофобов и русофилов. В принципе можно не обращать внимания на различные ток-шоу, в том числе политические, поскольку внутреннюю ситуацию в Армении прекрасно знают те, кто живет или работает здесь, а не чужие дяди и тети из телевизора, облеченные статусными регалиями. Но проблема в том, что в российской глубинке, да и в мире, в основном смотрят «первую» и «вторую» кнопки российского ТВ, а значит, внушительная армия телезрителей может поверить в то, что говорят господа Калашников, Коротченко, Михеев и другие маститые эксперты. А говорят они, в частности, о том, что в Армении якобы нет ни одной русской школы. Говорят о том, что в Армении существуют льстивые СМИ для российского потребителя на русском языке и СМИ для внутреннего пользования на армянском, где нелицеприятно отзываются о стратегическом партнере. Такое убеждение строится лишь на том странном основании, что политологи не полиглоты, а потому не могут понять, о чем идет речь (!). Хотя при нынешних технических возможностях даже примитивный перевод Google может представить общий смысл любого текста. Апофеозом стало утверждение о том, что в Армении нет ни одного российского телеканала, что опять-таки свидетельствует о недружественном отношении к своему союзнику России.
Между тем буквально на следующий день председатель национальной комиссии по телевидению и радио Армении Тигран Акопян направил официальное письмо, в котором отмечалось следующее: «Сергей Михеев в программе «60 минут» и господин Коротченко на «Вечере с Владимиром Соловьевым» в эфире заявили, что в Армении не транслируются российские телепрограммы. Подобные заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности. В общественном цифровом мультиплексе Армении вещают три российских телеканала: «Россия-Планета», «1-й канал» и «Культура». Все они будут продолжать вещание до очередного конкурса на выдачу лицензий на слоты мультиплекса. Более того, Армения является единственной страной постсоветского пространства, где в общественном мультиплексе с общенациональным покрытием вещают российские каналы. Сюда можно добавить еще и Межгосударственную телерадиокомпанию «Мир», созданную в 1992 году Соглашением глав государств – участников СНГ. Однако их наличие в эфирной сетке еще не означает, что проблемы не существует, и наша газета не раз обращалась к данной теме.
Как отметила руководитель Службы лицензирования Лиана Дохикян, все транслируемые на сегодняшний день в Армении российские каналы имеют лицензии, действующие минимум до 20 января 2021 года. Если к этому моменту будут заключены межгосударственные договоры, то телеканалы смогут продолжить свою работу. А пока остается процитировать довольно ехидную реакцию пользователей соцсетей по поводу трансляции подобных ток-шоу: «Сию скандальную передачу я, как и многие наши жители, смотрели в Армении по обычному, а не кабельному телевидению. Оказывается, российские каналы у нас все-таки работают, причем в круглосуточном режиме на протяжении почти тридцати лет. Ай, как неудобно получилось, господа!»
Впрочем, фейсбук на этом не остановился, а потому количество комментариев просто зашкаливало: «При отсутствии русских школ, каким образом в Ереване действуют филиалы многих ведущих вузов России, в том числе МГУ? Вам кажется, что в них учатся россияне, специально приехавшие для этого к нам? Уверяю вас, там учится местная молодежь, причем на русском языке», «Не объясните, почему Армения постоянно входит в тройку–пятерку приоритетного отдыха для россиян по категориям оптимальной бюджетности, ментальной комфортности и языковой доступности?», «К сожалению, спад тиражей печатной прессы сегодня является печальным мировым трендом. Но российские гости всегда смогут купить в наших газетных киосках местную и привозную русскоязычную периодику», «Слава Богу, хотя бы упомянули русского депутата, представляющего молоканскую общину, которая мирно проживает в Армении более двухсот лет. Кстати, Алексей Сандыков не единственный парламентарий от нацменьшинств», «Для сведения «знатокам» от политологии: в Армении около шести православных храмов. А года три назад в Ереване освящена новая церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня», «Приезжайте сюда на Масленицу, чтобы увидеть, как ее отмечают на улицах армянской столицы», «У нас работает более двухсот предприятий с российским или совместным российско-армянским капиталом, что позволяет говорить о стабильности взаимовыгодного сотрудничества», «Господа, поймите, у нас Армения, а не Россия, однако русские школы есть, в том числе «Славянская». Русский язык проходят в национальной школе до 12-го класса». Можно долго комментировать статусы пользователей фейсбука, но, судя по рассерженному тону, многим показалось, что некоторые гости в студии вели себя не только некорректно, но и ангажированно.
Кстати, что касается школ, то довольно развернутую справку представила президент Армянской ассоциации учителей русского языка и литературы Лилия Баласанян, отметив, что после распада СССР «функционирование 50 школ/классов с русским языком в армянских учебных заведениях не прерывалось». Преподавание в них ведется по программам и учебникам РФ. «А с 2000 года работает 65 школ с углубленным обучением русскому языку. Наши ученики постоянно принимают активное участие в Международных олимпиадах стран СНГ, откуда привозят многочисленные дипломы победителей. В реализации программ русско-армянского сотрудничества большая поддержка оказывается посольством РФ в РА, а также Российским центром науки и культуры в Ереване, – говорит собеседница. – Многие школы носят имена русских ученых, писателей и поэтов: А .Пушкина, А. Грибоедова, А. Блока, А. Чехова, Л. Толстого, А. Сахарова... Очень хочется пригласить всех этих политологов к нам, чтобы они могли воочию убедиться, как на самом деле обстоят дела с русским языком в Армении».
Но возвращаясь к теме телевидения, стоит отметить, что в последнее время на нескольких российских телеканалах, кроме «штатных» политологов, «прописался» еще и азербайджанский писатель Чингиз Акиф оглы Абдуллаев. Со слезой в голосе он заявляет в эфирах, что в Армении и в Арцахе не сохранилось ни одной мечети. Наглая ложь, за которую никто из присутствующих в студии его не одернул. То ли по незнанию, то ли из соображений избирательной политкорректности. А ведь в самом центре Еревана еще с 90-х годов отреставрирована и действует Голубая мечеть, которая считается крупнейшей в регионе. Многих туристов поражает, что страна, первая в мире принявшая христианство на уровне государственной религии, заботливо относится к мусульманской святыне. И это на фоне усиливающихся межрелигиозных противостояний. «Ничего удивительного нет, – отвечают иранцы, служители Голубой мечети. – Мы веками живем рядом. Может, будет звучать немного пафосно, но наша мечеть является символическим перекрестком двух основных религий – христианства и ислама». Но, видимо, господин Абдуллаев изначально был нацелен на искажение фактов, а потому просто «забыл» об этом. Как «забыл» сказать и о разрушении в Нахичевани древних армянских хачкаров. Как «забыл» сказать о разгроме армянского кладбища в Баку, где теперь разворованными могильными плитами вымощены городские тротуары. Как «забыл» сказать и о том, что в Арцахе имеется пять мечетей. Одна из них – Гоар-Аги – полностью восстановлена по эскизам ее первых архитекторов. Кстати, это вызвало в конце прошлого года яростную реакцию наших географических соседей. «В отличие от Азербайджана, мы не пошли по пути вандализма и сохранили в Шуши мечети и медресе. Часть из них отреставрирована, часть находится на стадии реставрации. Все мусульманские объекты на территории республики, наравне с многочисленными монастырями, церквями и другими христианскими объектами и историко-духовными памятниками, значатся под охраной государства. Логически трудно объяснить, почему представители бакинского режима протестуют по поводу… возрождения мечети в городе Шуши», – написал в одной из своих статей писатель и публицист из Арцаха Ашот Бегларян. При таком пренебрежительном отношении к своим собственным святыням стоит ли удивляться тому, что сотрудница ТАСС Саадат Кадырова в программе у Владимира Соловьева на телеканале «Россия 1» назвала христианский храм «сортиром», оправдывая при этом нанесение двух авиаударов по церкви Святого Христа Спасителя в Шуши. Правда, потом оказалось, что ее неправильно поняли. Но из песни слов не выкинешь.
Во всей этой надуманной истории с фальсификацией сегодняшних реалий остается очень неприятное послевкусие, которое заставляет всерьез задуматься, кому и зачем выгодно разжигать в столь нестабильной ситуации очередной очаг ненависти в армянском обществе, а заодно вбивать клин вражды между двумя братскими народами, разделяя их на русофобов и русофилов, армянофобов и армянофилов. Вопрос в первую очередь нужно адресовать политикам и юристам, которые могли бы объективно оценить ситуацию, когда откровенно ведется пропаганда межнациональной розни. Хотя, с другой стороны, ответ здравомыслящих граждан Армении уже весьма и весьма красноречив. «Отделять мух от котлет необходимо даже в наше тяжелое время. Русские – это не только Коротченко, Рогозин, Сытин, Марков и Ко,
– отметила президент общественной организации «Во имя армянского будущего» Армине Саакян. – Русские – это еще и Константин Затулин, Владимир Соловьев, Валерия Олюнина, Виктор Коноплев, Семен Пегов и многие-многие другие, кто стоит на стороне правды и справедливости».
Оставьте свои комментарии