№9 (332) ноябрь 2020 г.

Хримян Айрик. Отцу всех армян – 200 лет

Просмотров: 9806

5 мая 1892 года на Священном совете Эчмиадзина, согласно Положению об избрании Католикоса, епископ Мкртич Хримян единогласно – 72 голосами за, что было символично, ибо Мкртичу I исполнилось в то время 72 года – избран был главой Армянской Апостольской Церкви, став 125-м по счету Католикосом Всех Армян. Значимость Мкртича I Хримяна получила отражение в душевном возвышении армянского народа. Если первокреститель армян святой Григорий I (годы правления 302–325) получил титул Просветитель армян, а Католикосы Нерсес I Великий (353–373) и Нерсес V Аштаракеци (1842–1857) – Отец Отечества и Защитник Отечества, то Хримян удостоился народного почитания титулом Айрик (Отец).

Результаты избрания тотчас переданы были народу, который, как свидетельствует история, воспринял известие об избрании Мкртича I всеобщим ликованием.

8 июня 1893 года избрание Мкртича I утвердил всероссийский император Александр III. Католикосу Всех Армян высочайше был пожалован алмазный крест на клобук и знаки ордена Святого Александра Невского.

Османский султан Абдул-Гамид II вынужденно признал избрание Мкртича I на Эчмиадзинский престол, но с издевательским условием, что Католикос не будет покидать пределов Османской империи. Однако Мкртич Хримян, будучи в почетной ссылке в Иерусалиме, нашел блестящий выход из создавшегося положения: 3 августа 1893 года он отправился в Египет (на тот момент входивший в Османскую империю лишь номинально), откуда кружным путем, через Триест и Вену, прибыл в Восточную Армению, в Эчмиадзин. Здесь 26 сентября 1893 года Мкртич I вступил на престол главы Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Произошло это в праздник Креста Варага, через 17 месяцев после избрания.

«НЕНАВИДЯ ВСЯКУЮ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ И ПЫШНОСТЬ, МКРТИЧ I ТЕМ ЛЕГЧЕ МОГ СБЛИЗИТЬСЯ С ПРОСТОЛЮДИНОМ»

Мкртич I (имя при рождении – Мкртич Хримян), также известный как Хримян Айрик и Мкртич I Ванеци, Верховный Патриарх, Католикос Всех Армян (1892–1907), родился 4 апреля 1820 года в районе Айгестан города Ван (Османская империя). Начальное образование получил у своего дяди Хачатура, в родовом селении, религиозное образование – в духовных школах Лима и Ктуца (Васпуракан), продолжал занятия в Константинополе и посвятил себя учительству.

Отрывок из статьи «Мкртич?I» («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», Санкт-Петербург, 1890–1907):

«В 1854 г., испытав тяжелое семейное горе и желая стать ближе к весьма религиозному армянскому крестьянству, он постригся в монахи, получил сан священника и своим редким проповедническим талантом обратил на себя общее внимание. Он был последовательно настоятелем Варагского монастыря (в Ванской области), епископом Мушским (1862–69), константинопольским патриархом (1869–73), ванским епископом и, наконец, назначен Католикосом Всех Армян (с 1892)... Когда после Русско-турецкой войны 1877–78 гг. в опустошенной Армении начался страшный голод, он выступил главным организатором помощи голодающим, в короткое время собрал громадные денежные суммы, устроил благотворительные комитеты и лично отправился в глубь Армении, чтобы раздавать пособия, помогая одинаково и христианам, и магометанам. В эпоху Берлинского конгресса Мкртич I предпринял путешествие по Европе, всюду раскрывая перед дипломатами тяжелую участь христиан в Армении и умоляя их сделать что-нибудь для его родины, но ввиду тогдашнего настроения дипломатии его миссия не имела успеха. В 1895?г., уже будучи католикосом, он посетил Петербург, где был принят с большим почетом. Одною из целей его поездки было ходатайство перед Государем императором о заступничестве за христианское население турецкой Армении, за несколько времени перед тем вынесшее известную Сасунскую резню. В своих проповедях Мкртич I обличал эгоизм и беспринципность высших классов армянского народа, ставящих нередко свои сословные выгоды выше всего и готовых идти на компромиссы с турецким строем. Сам Мкртич I в буквальном смысле слова отдавал свою одежду бедняку, посещал глухие, заброшенные кварталы, помогал деньгами, советами, утешением самому скромному переселенцу-армянину или «хамалу» (носильщику тяжестей) в Константинопольской гавани. Нося всегда простую, грубую рясу, совершая прогулки не иначе, как пешком, ненавидя всякую торжественность и пышность, он тем легче мог сблизиться с простолюдином. Народ дал своему другу и защитнику название «Айрик» (отец, батюшка). Мкртич I неизменно настаивал на том, чтобы значительная часть церковных и монастырских доходов шла на устройство новых школ, причем старался содействовать расширению программы и поднятию уровня армянских школ. Когда он был настоятелем Варагского монастыря, он основал там образцовую школу, ввел в ней преподавание агрономии, посылал окончивших в ней молодых людей за границу, организовал музей, библиотеку, типографию и перенес в Вараг издание основанного им еще в Константинополе журнала, который прежде назывался «Византийский орел», а потом получил имя «Васпураканский орел» (Васпуракан – древнеармянское название области, где находится Вараг). Этот журнал представляет собою почти единственную попытку создать армянский орган печати не в Константинополе, а в центре турецкой Армении; он рассылался бесплатно всем, кто только просил об этом, и прекратился, главным образом, вследствие стеснений со стороны турецкого правительства. Мкртич I – автор нескольких богословских, поэтических и педагогических сочинений; особенно известны его поэмы «Привет Арарата» и «Привет Обетованной Земли», написанные под влиянием путешествий по Армении и Палестине, и дидактическое сочинение «Райская семья», излагающее взгляды автора на семейную жизнь и ее

основы...»

ОБ ЭЧМИАДЗИНСКОМ СИНОДЕ, ЗАКОНЕ 12.06.1903, А ТАКЖЕ КАНЧЕЛИ И ФРАНКЕЛЕ

Эчмиадзинский Армяно-Григорианский Синод был создан в 1836 году, когда волею всероссийского императора Николая I Армянская Апостольская Святая Церковь стала называться в России Армяно-Григорианской, получив куцие права.

На места членов Эчмиадзинского Синода Католикос представлял через министра внутренних дел императору двух кандидатов на каждое место. Император выбирал из них одного членом Синода, подведомственного правительствующему Сенату и Министерству внутренних дел империи.

При Эчмиадзинском Синоде состоял особый прокурор (с годовым жалованьем в 3500 руб.), который назначался «высочайшим приказом» по представлению министра юстиции и по соглашению его с министром внутренних дел и с главноначальствующим гражданской частью на Кавказе.

Прокурор наблюдал за делами судными и распорядительными, производящимися в Синоде. Он мог опротестовать решения Синода по делам судным – министру юстиции, а по всем остальным – министру внутренних дел, с представлением протестов и отчетов, касающихся Кавказского края, главноначальствующему гражданскою в нем частью.

Существующий состав Эчмиадзинского Синода его прокурор Христофор Христофорович Канчели (согласно «КК на 1890 г.», служил в должности мирового судьи в мировом отделе Казахского уезда Елисаветпольской губернии) находил сознательно подобранным Католикосом Мкртичем I. Желательным сочтено вмешательство высшей власти в кадровый состав Эчмиадзина, чтобы трансформировать его в послушный инструмент: «По моему глубокому убеждению, если патриарху угодно заполнять Синод всякими бездарностями, чтобы сделать из членов Синода личное орудие произволов (это было всегда и теперь есть), царящих в настоящее время в Синоде, не исключая и корыстолюбия в широких размерах, то правительству следовало бы пойти на помощь в этом вопросе и неустанно заботиться о поддержании в Синоде всегда большинства сторонников своих, то есть таких, которые могли бы поддерживать в Синоде известную законность, порядочность и известную честность». Источником всего происходящего в Синоде Канчели постарался представить Католикоса Хримяна: «К сожалению, в этом отношении сам глава духовенства выказывает мелкие послабления и даже как бы поощряет их своей властью и безразличным отношением, лишь бы делали так, как это желает он…»

Все эти обвинения в адрес Католикоса и членов Эчмиадзинского Синода были бездоказательны, но они носили политический характер и затем оставили отпечаток на процессуальных требованиях высшей власти к Католикосу.

* * *

12 июня 1903 года император Николай II на основании мнения 5 из 18 членов Комитета министров утвердил закон «О сосредоточении управления имуществами Армяно-Григорианской церкви в России в ведении правительственных учреждений и о подлежащих передаче в ведение Министерства народного просвещения средствах и имуществах означенной церкви, коими обеспечивалось существование армяно-григорианских церковных училищ».

30 июня 1903 года министр внутренних дел Российской империи В.К. Плеве утвердил «Правила о порядке передачи имущества и капиталов Армяно-Григорианской церкви в заведывание подлежащих министерств».

Чрезмерное усердие прокурора Эчмиадзинского Синода Х.Х. Канчели (в 1890–1904 гг.) в захвате имущества и капиталов Армяно-Григорианской церкви привело к открытой конфронтации с Католикосом Всех Армян Мкртичем I. Верховный Патриарх 4 и 22 августа 1903 года дал Синоду кондаки (указы) о том, чтобы не делать никаких распоряжений без его инструкций по поводу закона 12 июня, а Канчели предал анафеме (отказ Патриарха снять с него анафему и «расстроенное здоровье» прокурора обусловили его отставку).

Архиепископ Сукиас Парзянц стал одним из лидеров оппозиции, активно сопротивлявшейся закону от 12 июня 1903-го. 3 августа в Эривани (Ереване) перед многотысячным собранием верующих он произнес эмоциональную речь против закона, после чего народные массы вместе с ним отправились в Эчмиадзин и потребовали от Синода не выполнять решение российского правительства. Под давлением протестующих 4 августа Верховный Патриарх и издал свой знаменитый кондак, запрещающий священнослужителям передавать церковное имущество в казенное управление.

9 августа архиепископ Сукиас Парзянц в числе 9 иерархов ААЦ подписал специальное обращение с требованием отмены закона. В случае отказа члены Эчмиадзинского Синода выразили твердую готовность подать в отставку, так как «церковное имущество было оставлено им предками, собиравшими его на протяжении 1600 лет и наказавшими соблюдать Святой Божий завет».

За активное сопротивление секуляризации (изъятию церковной собственности в пользу государства) 13 сентября 1903 года император Николай II повелел сослать архиепископа Сукиаса Парзянца на 2 года в Оренбург. Накануне его прибытия министр внутренних дел В.К. Плеве шифрованной телеграммой предписал оренбургскому губернатору принять «меры по предупреждению слишком большого общения его с посторонними лицами и, в особенности, по недопущению приезжающих армянских агитаторов».

Сопротивлялся указу Николая II о конфискации церковного имущества и закрытии приходских школ и архимандрит Хорен Мурадбегян (будущий Католикос Всех Армян), за что был отправлен в ссылку в Орловскую губернию, откуда вернулся в 1905 году.

Крайне недовольный решениями Патриарха, главноначальствующий Кавказской администрации, ярый армянофоб Г.С. Голицын 25 августа предложил всем губернаторам Кавказского края повсеместно начать с 1 сентября прием имущества Армянской Церкви, а в случае сопротивления принудительно принимать при содействии полиции.

Прием церковного достояния происходил в атмосфере насилия. 5 сентября 1903 года священник Месроп Тер-Микаелян был приглашен бакинской полицией для сдачи имущества церкви Св. Просветителя. В присутствии собранных чиновников, полицейских чинов и двух приведенных свидетелей-армян священник Месроп по предписанию Католикоса Всех Армян отказался от участия в сдаче церковной собственности: «Я, как армянский священник, должен быть верен интересам армянской церкви и считаю себя вольным не участвовать в деле ко мне не относящемся». Ответ вызвал раздражение исполнительных чиновников, заявивших: как он смеет нарушать закон «белого царя» и выполнять волю «какого-нибудь католикоса».

Голицын резко негативно относился и к армянскому национальному движению. Журналист А.В. Амфитеатров сохранил для истории одну из голицынских острот: «Доведу до того, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в Тифлисском музее!» Главным идеологом голицынского курса стал беспринципный публицист В.Л. Величко, редактор официальной газеты «Кавказ».

ДЕЯТЕЛИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ (ААЦ), служившие своему народу под началом Верховного Патриарха, Католикоса Всех Армян Мкртича I Хримяна (слева направо):

Бархударян Макар (1832–1906), епископ (1894), предводитель Шемахинской епархии (1895–1897), член Эчмиадзинского Синода (1900–1904); Зограбян Усик (1871–1942), архимандрит (1904), епископ (1924), архиепископ (1932), член Эчмиадзинского Синода (1904–1907), духовный пастырь армян Москвы и Санкт-Петербурга (1913–1918). В 1931 г. сформировал Румынскую епархию ААЦ;

Мелик-Тангян Нерсес (1866–1948), архимандрит (1901), епископ (1914), архиепископ (1917), викарий Татевского духовного правления Эриванской епархии (1901–1906), глава Васпураканской епархии ААЦ в Иране (1917–1948). Автор трудов «Грамматика ашхарабара», «Церковное право армян» в 2 томах. Мурадбегян Хорен (1873–1938), епископ (1911), викарий Горийского духовного правления Тифлисской епархии (1906–1907), викарий Араратской патриаршей епархии (1909–1924). Хорен I Мурадбегян – Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян (1932–1938);

Парзянц Сукиас (1837–1914), епископ (1875), архиепископ (1893), управляющий Эриванской епархии (1886–1890), член Эчмиадзинского Синода (1886–1891), глава Атрпатаканской епархии ААЦ в Иране (1893–1895), редактор журнала «Арарат» (1897–1899). В 1899–1904 гг. снова занимал должность управляющего Эриванской епархии;

Суренянц Геворг (1846–1930), епископ (1882), архиепископ (1895), предводитель Тифлисской епархии (1894–1904), член Эчмиадзинского Синода (1906–1907). Геворг V Тпхисеци Суренянц – Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян (1912–1930).

14 октября 1903 года на Коджорской дороге близ Тифлиса генерал Голицын был тяжело ранен членами армянской социал-демократической партии «Гнчак».

В январе 1904-го Верховный Патриарх Мкртич I принял исполняющего обязанности нового прокурора Эчмиадзинского Синода, надворного советника Леонида Александровича Френкеля, бывшего «исправляющего должности старшего нотариуса Елисаветпольского Окружного Суда» («КК на 1904 год», Тифлис, 1903). В своей справке, представленной в 1907 году Святейшему Синоду Российской Православной Церкви, этот невежда-прокурор, выкормыш Голицына и Величко, напишет: «Исторические судьбы армянского народа... доказали полную несостоятельность этого народа в деле восприятия истинных начал высшей цивилизации, т.к. на протяжении нескольких тысячелетий история не записала ни одного имени в рядах светил наук и искусства...»

Известно, что в конце 1907 года публицист и журналист Минас Иванович Берберов (Берберян), двоюродный дядя известной писательницы русского зарубежья Нины Николаевны Берберовой, был назначен ректором Эчмиадзинской духовной академии. Допрошенный в качестве свидетеля на этот счет бывший прокурор Эчмиадзинского Синода Френкель объяснил это тем, что назначение Берберова ректором было подготовлено Тифлисским центральным комитетом партии «Дашнакцутюн», который воздействовал на «братию Эчмиадзинского монастыря». И, несмотря на протест Френкеля, знавшего Берберова как активного члена этой партии, он все-таки был назначен ректором академии.

* * *

По инициативе Католикоса Всех Армян Мкртича I Хримяна в январе 1905 года в Санкт-Петербург отправилась особая делегация, уполномоченная вести с высшими сановниками империи переговоры о судьбах Армянской Церкви. В столице они встретились с великим князем Владимиром Александровичем, министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, графом И.И. Воронцовым-Дашковым, уже назначенным наместником Кавказа, председателем Комитета министров С.Ю. Витте.

22 марта член делегации вардапет Месроп Тер-Мовсисян (Месроп Магистрос) телеграммой сообщил в Тифлис: «Сегодня мы представились наместнику Кавказа. Прием был весьма радушным. Указ от 12 июня будет пересмотрен, как и дело о сосланных духовных лицах, и они будут отпущены на волю. Упорядочен будет и вопрос о школах» (газета «Мшак», №53, 24 марта 1905 г.).

В июле граф Воронцов-Дашков пишет из Тифлиса Николаю?II, предлагая пересмотреть закон, ограничивающий права Армянской Церкви. На его докладной записке император 1 августа 1905-го черкнул: «Согласен». В тот же день было утверждено законоуложение о возвращении церковного имущества и приходских школ армянскому народу.

КАТОЛИКОС МКРТИЧ I ХРИМЯН: «ПРОСТОМУ РАБОЧЕМУ ВЫ ОБЯЗАНЫ ВСЕМ…»

В начале 1898 года Католикос Всех Армян Мкртич I в сопровождении заместителя Иерусалимского Патриарха ААЦ Геворга Ерицяна посетил Баку.

Утром 7 февраля «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» в «черном» городе устроило предводителю армянского духовенства торжественный прием, переросший в акт благотворительности: английская компания «Джеймс Вишау» на благие цели пожертвовала Католикосу 15.000 руб., из коих сразу 5000 было направлено «Армянскому благотворительному обществу» и 5000 – в пользу армян-беженцев, спасшихся от бесчинств головорезов султана Абдул-Гамида II.

Побывал Верховный Патриарх на промыслах Манташева, братьев Мирзоевых, Арафелова, Тумаева, Цатурова и других, где ему были представлены армяне, служившие мастерами.

На обеде, данном в его честь нефтепромышленниками-армянами, Хримян Айрик произнес тост:

«Вижу, люди вы состоятельные, пребываете в неге и удовольствии. Но кто на вас трудится день и ночь, умножает ваши богатства? Простой рабочий. Это ему вы обязаны всем... Создавая вам роскошную жизнь, сам он влачит жалкое существование, перебиваясь с хлеба на воду. Кто должен заботиться о материальном положении рабочего, его быте, образовании и воспитании его детей, если не вы, хозяева?!»

На его словах поднимается с места Аракел Цатуров, бакинский первой гильдии купец, и предлагает в пользу Святого Эчмиадзина недельную выручку от добычи принадлежащих ему промыслов. Выждав, пока гул в зале утихнет, он так же степенно и вселюдно обязывает своего племянника Ованнеса Цатурова сделать то же самое, добавив: «Непременно ежегодно – с 9 по 15 февраля. Вне зависимости от того, будешь ли ты жив или нет». Племянник поклялся исполнить волю родного дяди.

Эхом на предложение Аракела Цатурова прозвучало обещание присутствующих на обеде нефтяных воротил отдать Эчмиадзину дневную выручку с добычи. В увековечение памятного визита Верховного Патриарха и его пребывания в Балаханах решено было открыть библиотеку-читальню для всех рабочих без различия национальности и вероисповедания.

«ГАЛИДЗОРЦЫ СЕЙ КАМЕНЬ ПОСТАВИЛИ В ПАМЯТЬ О КАТОЛИКОСЕ ХРИМЯНЕ АЙРИКЕ…»

Классик армянской литературы Аксель Бакунц отметил в «Автобиографии» (1932 г.):

«Летом 1910 г. в книжном магазине Сасун (клубе в Горисе, где собиралась городская интеллигенция) дружно решили, что в семинарию Эчмиадзина отправят меня. В устах матери название это звучало как Эшмиадзи, она плакала навзрыд и говорила, что я еду к Айоц Айрику (Отцу армян). В 1910?г. я был-таки зачислен в семинарию».

Бохчагюль – мать Акселя – помнила каждый приезд Айоц Айрика – Католикоса Всех Армян Мкртича I Ванеци в Горис. И было это в 1898, 1903 и 1904 годах. В ушах ее все еще звенели детские голоса, славящие Верховного Патриарха песней Комитаса. Она не могла забыть улыбки Айрика, подкупающе мягкой и теплой. Мудрый старец уже ушел из жизни, да только Бохчагюль не хотела этому верить.

29 июля 1898 года в свой первый визит на пути в Зангезур Мкртич I в сопровождении викария Эриванской епархии архиепископа Нерсеса Худавердянца посетил Севанский монастырь, а в город Нор Баязет (ныне Гавар) выехал на коне 1 августа. На другой день Патриарх отправился в Татевский монастырь. Долго стоял на высоком утесе, окидывая орлиным взором горные выси. Объехав окрестности монастыря, он осмотрел места поклонения Веры Христовой и 14 августа в окружении викария Татевского духовного правления архимандрита Григора Тер-Акопянца, членов правления архимандрита Степана Коляна, священника Саркиса Саакянца и письмоводителя Петроса Тер-Арутюняна прибыл в Горис. Их сопровождала свита в 400 всадников, в которую входили чиновники, врачи, адвокаты.

Встречать Хримяна Айрика высыпал весь Горис. Первыми припали к руке Патриарха старший помощник уездного начальника коллежский советник

Л. Бронфельд, мировой судья Николай Бабиевский, мировой посредник коллежский асессор Леон Меликов, полицейский пристав коллежский секретарь Дмитрий Потапов, главный уездный врач Станислав-Франц Яголковский, уездный сельский врач Тигран Геворгбекянц, уездный казначей коллежский советник Агабек Шахназаров и делопроизводитель уездного управления титулярный советник Амбарцум Хуршудян.

В почтительном поклоне застыли стражники и местная полиция. За ними толпились любопытные крестьяне. Выезжал в уездный центр Хримян Айрик через «триумфальную арку» из живых цветов, возведенную горожанами в юго-западной части Гориса в его честь.

От общественности с приветственной речью к Патриарху обратились почетные граждане

М. Мелик-Гусеинян и А. Петросянц. Выслушав теплые слова в свой адрес, Хримян Айрик сошел с коня и пересел в карету: видимо, сказалась усталость.

Директор Зангезурского отделения Елисаветпольского губернского Попечительного о тюрьмах комитета Манучар-бек Мелик-Гусеинян настоял, чтобы Католикос Всех Армян гостил под его кровом. Вечером того же дня, после службы в сельской церкви Сурб Рипсимэ, хлебосольный Мелик-Гусеинян накрыл столы на 50 персон. В пиршестве, за слабым недомоганием, Патриарх участие принимать не стал, но под конец застолья к собравшимся вышел и благословил всех на добрые деяния.

16 августа при той же многочисленной свите, в сопровождении архиепископа Нерсеса Худавердянца и архимандритов Месропа Тер-Мовсисяна (Месропа Магистроса), Сатуняна, Матевоса и Тирайра Патриарх прибыл в Шушу. Город расцвечен был флагами и коврами, свисающими с балконов зажиточных шушинцев.

Задушевный, звучный голос Мкртича I Ванеци поплыл под сводами собора Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), или Агулецоц (основан в 1822 г.), уже более полувека не видевшего в своих стенах Патриарха армян: «Проезжая по селам, я то и дело слышал жалобы на священников и сетования о бедственном положении крестьян. И сердце мое переполнилось горечью и болью... Я побывал в Татеве и своими глазами видел, как с годами уходят в землю и исчезают могильные плиты митрополитов Сюника. Да и сам монастырь являет плачевный вид...»

Летом 1903 года, во второй приезд Хримяна Айрика в Зангезур, когда он вновь пожелал посетить Татевский монастырь, подъезжая к Галидзору, Патриарх был нежданно обрадован высыпавшим ему навстречу сельчанам с детишками, которые преподнесли духовному предводителю хлеб-соль.

Осенью того же года на том месте, где Патриарх благословил свою паству, местный священник Тер-Степан воздвиг стелу из темно-сероватого базальта. На стеле, притулившейся на обочине, и сегодня четко проступает надпись: «Галидзорцы сей камень поставили в память о Католикосе Хримяне Айрике, бывшем здесь в 1903 году. Сурб Татев, Господи, помилуй».

ПЕРЕД ОТЦОМ САРГИСОМ СКЛОНИЛСЯ АЙРИК ВСЕХ АРМЯН

Предлагаем вниманию читателей рассказ Ованеса Туманяна «Два отца»:

«Это было зимой 1896-го – в год резни армян. Группа беженцев из Сасуна добралась до Эчмиадзина. Среди них был и старый священник, отец Саргис из села А.

– Я бы хотел поцеловать десницу Айрика, – попросил он в патриарших покоях. И его впустили.

– Здравствуй, отец, – и Айрик протянул ему десницу.

Священник приложился к деснице и отступил назад, встал посредине зала, уставший и подавленный.

– Откуда ты?

– Из Сасуна. Я отец Саргис из села А...

– Священник из А?

– Да, Айрик.

– Что скажешь?

– У меня была семья из двадцати душ, Айрик: сыновей моих убили, невесток забрали, внуки потерялись, дом мой ограбили и все сожгли, один-одинешенек я остался...

– И что же теперь?

– Я ничего не хочу, Айрик. Я... просто так пришел... я пришел сказать Айрику... сказать, что я ничего больше не хочу.

Перед Айриком стоял человек, который всего лишился и ничего не хотел.

Оба молчали.

– Сколько детей ты потерял, отец Саргис? – Католикос поднял голову.

– Всего их было двадцать, Айрик.

– Ты потерял двадцать, а я – двадцать тысяч, – ответил Айрик, – и еще твои двадцать – всего двадцать тысяч двадцать... Чья потеря больше, отец Саргис?

Священник вздрогнул и промолчал.

– Чье горе велико, отец Саргис?

– Ваше, Айрик.

– Так подойди же ко мне, отец Саргис, поближе и возложи свою десницу на мою голову, и помолись, и благослови, чтобы я выдержал это горе.

Сказал так Айрик и склонил голову.

Священник подался вперед, положил десницу на голову Владыки и зашептал слова молитвы, и слезы навернулись ему на глаза...

Он благословлял Католикоса Всех Армян...

Перед ним склонился Айрик всех армян».

МКРТИЧ I ПРИЗВАЛ ВСЕХ АРМЯН ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

Самой главной целью и мечтой Мкртича I Хримяна всегда было освобождение армян от гнета и спасение их от физического уничтожения. Он хотел собрать армян, разбросанных по всему свету, на родной земле и создать для них такие условия, при которых армянам больше не нужно будет покидать свою родину. 10 марта 1905 года патриотическим кондаком он призвал всех армян, живущих на чужбине, вернуться обратно на родину.

Католикос Всех Армян Мкртич?I скончался 29 октября 1907 года на 87-м году жизни в Эчмиадзинском монастыре. Хримяна Айрика похоронили 6 ноября в подворье храма Святого Эчмиадзина, рядом с Защитником Отечества – Католикосом Всех Армян Нерсесом V Аштаракеци.

Аветик Исаакян о Хримяне Айрике:

«Сквозь века он будет взирать на армянский народ и говорить с ним на близком, родном языке о его заветных помыслах и бессмертных целях. Народ никогда его не забудет, потому что он был рожден сердцем народа и устремлен к этому сердцу».

ПАСТЫРИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН МКРТИЧА I

ДУХОВНОЕ ВЕДОМСТВО АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ («Кавказский календарь» на 1893–1908 гг., Тифлис, 1892–1907 гг.)

ЭЧМИАДЗИНСКИЙ АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКИЙ СИНОД

Председатель Синода: Верховный Патриарх, Католикос Всех Армян Мкртич I (1893–1907).

Члены: епископ, архиепископ (с 1896 г.) Еремия Калстянц (1892–1898), епископ Аристакес Седракян (1892–1895), епископ Григорис Авганян (1892–1894), епископ, архиепископ (с 1898 г.) Саркис Тер-Каспарян (1892–1900), епископ, архиепископ (с 1898 г.) Аристакес Давтян (1892–1907); архимандрит Нерсес Айказуни (1892–1894), архимандрит Вахан Тер-Григорянц (1892–1898), архимандрит Ашот Шахянц (1895–1905), архиепископ Есяи Аствацатурян (1898–1900), архимандрит, епископ (с 1901?г.) Иусик Мовсесянц (1898–1903), епископ Макар Бархударянц (1900–1904), архимандрит Баграт Тавакелян (1901–1902), архимандрит Мхитар Тер-Мкртчян (1901–1904), епископ Иоаннес (Оганес) Ширакуни (1904–1907), архимандрит Иусик (Усик) Зограбян (1904–1907), архимандрит Матевос Тер-Матевосян (1904–1906), архимандрит Бабген Агавелян (1904–1907), архиепископ Кеворк Суренянц (1906–1907), епископ Нахапет Нахапетянц (1906–1907).

Казначеи Синода: архимандрит Вахан Тер-Григорянц (1894–1897), архимандрит Ашот Шахянц (1897–1898), архимандрит Бабкен Агавелянц (1898–1899), иеромонах, архимандрит (с 1900?г.) Егише Агаронянц (1899–1905), вакансия (1905–1906), архимандрит Амазасп Амазаспян (1906–1907).

Прокуроры Синода: статский советник, действительный статский советник (с 1894 г.) Христофор Христофорович Канчели (1892 – сентябрь 1903); надворный советник, коллежский советник (с 1906 г.) Леонид Александрович Френкель (с января 1904 – 1907).

ЭРИВАНСКАЯ (ЕРЕВАНСКАЯ) ЕПАРХИЯ

Управляющие епархией – епископ Григор Карнакарянц (1892–1893), архимандрит Кюрег Срапян (1893–1895), епископ Ананий Амазаспянц (1895–1896), епископ, архиепископ (с 1898?г.) Нерсес Худавердянц (1896–1899), архиепископ Сукиас Парзянц (1899–1904), архимандрит Карапет Тер-Мкртчян (1904–1905), епископ Иусик Мовсесянц (1905–1907).

Духовные правления:

Татевское

Викарии – архимандрит Ананий Амазаспянц (1892–1893), архимандрит Оганес Ширакуни (1893–1895), архимандрит Григорис Тер-Акопянц (1895–1899), архимандрит Товма Багдасарянц (1899–1900), вак. (1900–1901), архимандрит Нерсес Мелик-Тангян (1901–1906), архимандрит Индзак Ягчиян (1907).

Нахичеванское

Викарии – архимандрит Григорис Тер-Акопянц (1892–1893), вак. (1893–1894), архимандрит Григорис Тер-Акопянц (1894–1895), архимандрит Арсен Глджян (1895–1896), архимандрит Кюрег Кюрегянц (1896–1899), архимандрит Сион Тер-Мануэлянц (1899–1903), архимандрит Саак Тер-Микаелянц (1903–1905), архимандрит Товма Багдасарянц (1905–1906), архимандрит Левон Псерян (1906–1907).

Александропольское

Викарии – архимандрит Гарегин Сатунянц (1892–1894), архимандрит Ашот Шахянц (1894–1895), архимандрит Баграт Тавакелян (1895–1896), вак. (1896–1899), архимандрит Мхитар Тер-Мкртчян (1899–1900), архимандрит Матевос Тер-Матевосян (1900–1901), вак. (1901–1902), архимандрит Тирайр Иоаннесян (1902–1903), архимандрит Саак Багдасарян (1903–1904), вак. (1904–1905), архимандрит Кюрег Кюрегянц (1905–1906), архимандрит Арсен Глджян (1906–1907), архимандрит Матевос Тер-Матевосян (1907).

Карсское

Викарии – иеромонах, архимандрит (с 1894 г.) Нахапет Нахапетянц (1892–1896), вак. (1896–1897), архимандрит Егише Мурадян (1897–1901), архимандрит Кюрег Кюрегян (1901–1905), архимандрит Мамбрэ Мелик-Адамянц (1905–1907).

ТИФЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ

Епархиальные начальники и председатели консистории – вак. (1892–1894), епископ, архиепископ (с 1896?г.) Геворк (Кеворк) Суренянц (1894–1904), епископ Гарегин Сатунянц (1904–1907).

Духовные правления:

Ахалцихское

Викарии – архимандрит Оганес Ширакуни (1892–1893), вак. (1893–1894), архимандрит Ананий Амазаспянц (1894–1895), архимандрит Петрос Айвазян (1895–1900), архимандрит Кюрег Кюрегянц (1900–1901), вак. (1901–1902), архимандрит Бабген (1902–1904), вак. (1904–1905), архимандрит Сион Тер-Мануэлянц (1905–1907).

Горийское

Викарии – вак. (1892–1895), архимандрит Егише Мурадянц (1895–1896), вак. (1896–1897), архимандрит Оганес Ширакуни (1897–1899), архимандрит Исаак Тер-Микаелянц (1899–1901), архимандрит Оганес Тер-Григорянц (1901–1902), Оганес Тер-Геворкянц (1902–1903), вак. (1903–1906), архимандрит Хорен Мурад-Бекянц (1906–1907).

Елисаветпольское

Викарии – вак. (1892–1893), архимандрит Погос Тер-Маркарян (1893–1895), архимандрит Оганес Шаракуни (1895–1896), архимандрит Баграт Тавакелян (1896–1900), епископ Ананий Амазаспянц (1900–1903), архимандрит Беник (1903–1904), вак. (1904–1905), архимандрит Корюн Саакянц (1905–1907).

КАРАБАХСКАЯ ЕПАРХИЯ

Епархиальные начальники – архимандрит, епископ (с 1894 г.) Карапет Айвазянц (1892–1896), архимандрит Гарегин Сатунянц (1896–1898), вак. (1898–1900), епископ Грикор Гарнакерян (1900–1905), епископ Ашот Шахянц (1905–1907).

Духовное правление

Нухинское

Викарии – вак. (1892–1894), архимандрит Саак Багдасарян (1894–1899), архимандрит Григорис Тер-Татевосян (1899–1900), архимандрит Григорис Тер-Акопян (1900–1901), архимандрит Исаак (Саак) Тер-Микаелян (1901–1903), архимандрит Сион Тер-Мануэлянц (1903–1905), архимандрит Егише Агаронянц (1905–1907).

ШЕМАХИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Епархиальные начальники – архиепископ Месроп Смбатянц (1892–1895), епископ Макар Бархударянц (1895–1897), епископ Карапет Айвазянц (1897–1898), вак. (1898–1900), архиепископ Есяи Аствацатурян (1900–1901), вак. (1901–1903), епископ, архиепископ (с 1906 г.) Ананий Амазаспянц (1903–1907).

Кроме вышеуказанных четырех епархий в юрисдикции Армяно-Григорианской Церкви в Российской империи находились епархии: Нахичевано-Бессарабская (духовные правления: Санкт-Петербургское, Московское, Григориапольское, Нахичеванское-на-Дону) и Астраханская (Кизлярское духовное правление).

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хримян Айрик один из немногих наших священников, который думал о народе, а не о церковных сокровищах и превелегиях.
  2. Католикос Хримян Айрик экономическую стабильность считал основой улучшений. Он призывал крестьян иметь оружие, чтобы те могли защитить своё имение, считая это естественным. Также он считал, что самое важное, что должен делать человек - платить свои долги. Это было его стремлением остановить крестьян от взятия в долг огромных сумм и проблем с оплатой налогов. Он также призывал отказаться от иностранной обуви и одежды и открывать собственные производства для развития труда и бизнеса. К сожалению, в то тяжёлое время многие не смогли услышать его слов и призывов. Но, может быть, слова Айрика будут услышаны сейчас?
  3. В 1895—1896 годах во время массовых убийств армянского населения в Западной Армении, которые были организованы турецкими властями, Мкртич I Хримян не раз письменно обращался к русским политикам и даже к самому Николаю II с просьбой вмешаться и заставить турок прекратить резню. В эти дни католикос лично помогал и прятал западно-армянских беженцев в Эчмиадзине, собирал пожертвования с целью размещения беженцев в Восточной Армении. Хримян Айрик призвал армянский народ вооружаться и самостоятельно бороться за своё будущее.
  4. ХРИМЯНУ АЙРИКУ Вставай, святейший, вставай, о приветливый Айрик,/ И нас обнадеживай словом своим, - мы ждем/ Весомых слов твоих евангельских./ Бушуй пред нашими глазами, опьяни нас вновь,/ Всели в нас веру,/ Ибо после стольких кровопролитных битв/ Наши мысли, взгляды и уставшие души - души твоих сыновей,/ На камнях священных дорог восстания/ Уловить хотели биенье твоих шагов и посоха золотого звучание./ Но ты не пришел, Айрик, не согнулся, как прежде,/ Под неописуемыми бедствиями Родины нашей,/ Не поклонился разрушенным городам, полям испепеленным,/ Поселкам, где груды трупов невинных, -/ Не явился, не обезумел от моря нашей крови./ Не пришел и не бился рядом с верными мечами родных сыновей/ Твой благословенный, справедливый меч Васпуракана...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты