Искусство не должно прогибаться под политическую конъюнктуру
Фильм армянского режиссера Дживана Аветисяна о нагорно-карабахском конфликте начала 90-х годов вызвал в октябре нынешнего года конфликт на 42-м Международном московском кинофестивале.
Конечно, там скандалов хватало всегда. Однако отстранение от участия во внеконкурсном показе ленты «Врата в рай», да еще в последний момент, не лезет ни в какие ворота.
По мнению заместителя министра образования, науки, культуры и спорта РА Ара Хзмаляна, принятое организаторами ММКФ решение неприемлемо и может негативно сказаться на авторитете кинофестиваля. На это уже негативно отреагировали деятели киноискусства из разных стран мира.
Учитывая обострение ситуации на арцахско-азербайджанской границе 27 сентября, руководство фестиваля в срочном порядке в тот же день приняло решение изъять ленту из программы, дабы избежать конфликта между армянами и азербайджанцами в Москве. Во всяком случае, так заявил программный директор фестиваля Кирилл Разлогов.
«Картина исключена в связи с тем, что напрямую связана с Карабахом, с армяно-азербайджанским конфликтом, с военными действиями. Мы воздержимся от показа картины, хотя она хорошая. Это такая мера предосторожности по отношению непосредственно к картине, которая напрямую связана с Карабахом, – сказал он Интерфаксу, при этом уточнив, что ранее в адрес организаторов поступала просьба посла Азербайджана об исключении фильма из программы просмотра. – Однако на его требования мы среагировали спокойно, сообщив, что картина касается лично судеб людей, там показаны военные действия 90-х годов. Но сюжет в основном не об этом, а потому мы собирались ее сохранить в программе».
Также Разлогов пообещал показать фильм на следующем фестивале, «если конфликт утихнет хотя бы до уровня перемирия. Несмотря на столь путаные объяснения и отсылку к военному конфликту, тем удивительнее, что в конкурсе оставили российско-азербайджанскую картину «Дочь рыбака» о жизни небольшой рыбацкой деревушки на Апшероне.
«Фильм «Врата в рай» был просмотрен и приглашен к участию отборочной комиссией кинофестиваля. В нем нет ничего похожего ни на ненависть, ни на пропаганду, – написал в Instagram журналист и сотрудник «Фестивального центра ИФ» Алексей Медведев. – И если кто-то думает, что ММКФ оскорбил своим решением только Армению, то глубоко ошибается. Список гораздо длиннее. Ведь в международной копродукции участвовали Литва, Германия, Франция, Италия, Чехия, Болгария, США».
А в съемках, которые проходили в Армении, Арцахе, Франции, США, была задействована международная команда актеров – Татьяна Спивакова из Франции, Рихард Заммель и Нина Кронягер из Германии, Наира Закарян из США, Сос Джанибекян из Армении. А в роли массовки выступили местные жители, которым даже играть не приходилось, настолько все было для них органично. Но в целом фильм не о войне, а о людских проблемах на фоне войны, поскольку подобная сюжетная коллизия фильма может случиться в жизни с каждым человеком независимо от национальности. Поэтому главный посыл заключается в том, что нужно вовремя осознать содеянное, признать и раскаяться. Это фильм про общечеловеческие ценности. И тем не менее картину отстранили от участия в Московском кинофестивале, причем без предупреждения, без предварительного обсуждения, без поиска альтернативных путей...
«Буду искренен. Это очень оскорбило меня как человека и как автора фильма. Фестивали, на мой взгляд, никогда не должны поддаваться политическому влиянию, насколько бы сильным это влияние ни было. В противном случае, кинофестивали перестали бы быть лучшим звеном представления искусства общественности. Я глубоко сожалею о таком решении», – заявил режиссер после случившегося. Стоит напомнить, что солидные фестивали в подобных ситуациях обычно руководствуются не политическими аргументами, а исключительно художественными критериями. В частности, в самые сложные времена Каннский кинофестиваль никогда не снимал запланированный показ картин, даже если к его дирекции обращались руководители заинтересованных в этом стран. Так случилось, например, с острополитическим фильмом канадского кинорежиссера Атома Эгояна «Арарат» о геноциде армян 1915 года. Против показа выступила тогда турецкая сторона, однако в официальной программе «Канны-2002» его показали, поскольку акцент был сделан не на политику, а на искусство.
Действие фильма «Врата в рай» разворачивается в 2016 году в Арцахе, куда командирован известный немецкий журналист Роберт Стернвал. Здесь он знакомится с молодой оперной певицей Софией. Они влюбляются друг в друга. Но вскоре Роберт узнает, что она является дочерью попавшего вместе с ним в 1992 году в плен фотожурналиста Эдгара Мартиросяна. С тех пор Эдгар считается пропавшим без вести. Роберт тогда даже не попытался спасти армянского коллегу. Он просто забрал у Эдгара фотографии, сделанные на поле боя. Много лет спустя, выдав их за свои, стал представлять на международных выставках под своим авторством. И в итоге получил мировое признание за высокий профессионализм. По мнению Рихарда Заммеля, его герой просто запутался в своих человеческих слабостях и теперь в силу сложившихся обстоятельств оказался на перепутье судьбы. Любовная история, обещавшая сделать фильм мелодрамой, превратилась в человеческую драму с далекими отголосками прошлой войны.
«И хотя картина о толерантности, тем не менее из-за участия в съемках мне запретили въезд в Азербайджан. Оказывается, мое имя внесли там в какие-то «черные списки». Я был во многих странах – Италии, Франции, Канаде, Австрии, Германии, Великобритании, где снимался в кино или играл на театральных подмостках. Но никогда и нигде не сталкивался с подобными ограничениями свобод. Мое участие в фильме «Врата в рай» обусловлено не тем, что режиссер армянин. Скорее меня заинтересовал сюжет, несущий в себе общечеловеческую, гуманную идею, призывающую к миру в этом неспокойном регионе. Наша картина может стать послом культуры в цивилизованном мире», – говорит сыгравший главную роль известный актер Рихард Заммель, уже знакомый зрителям по фильмам Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Кстати, ровно год назад он специально приехал с интернациональным составом съемочной группы на премьеру, которая состоялась в рамках международного 1-го форума «Аврора-2019» в Ереване и Степанакерте.
Между тем в связи с отстранением армянской ленты от участия в кинофестивале Национальный киноцентр Армении направил письмо президенту Московского международного кинофестиваля Никите Михалкову, где, в частности, говорится: «Уверены, что кинофестиваль подобного уровня не должен прогибаться под политическую конъюнктуру и смешивать политику и искусство. Любая цензура, возможно принятая под давлением сторонних игроков, может подорвать авторитет международного кинофестиваля и заставит усомниться в независимости его организаторов». Однако организаторы остались непреклонными в своем мнении, что позволяет делать определенные выводы. Об этом недвусмысленно заявил Ара Хзмалян: «Культурная политика Азербайджана давно заключается в том, чтобы создавать препятствия для культуры иных стран. Для нас это неудивительно. Но дело здесь в том, что международные фестивали являются уникальной площадкой для диалога между странами в условиях сложной политической ситуации. Если мы политизируем их, мы закрываем еще одно окно для диалога. Поэтому организаторы подобных мероприятий не должны допускать подобные провокации и не позволять политике вмешиваться в искусство».
Оставьте свои комментарии