Доброволец из диаспоры: Мне три тысячи лет, и я знаю, что значит тысячелетиями защищать свою землю
После длительного карантина, связанного с коронавирусом, открытие культурных центров стало для истосковавшихся по привычному образу жизни жителей Еревана глотком свежего воздуха. Но, как оказалось, это была всего лишь небольшая передышка перед новыми испытаниями. Война разом перечеркнула все планы, резко разграничив былую безмятежность на «до» и «теперь».
И хотя внешне столица продолжает жить своей обычной жизнью, тем не менее приметы военного времени уже можно увидеть повсюду: из крутых автомобилей не орет на повышенных децибелах веселая музыка. Кругом, даже на балконах горожан и капотах машин, вывешены флаги Арцаха и Армении. К баннерам с фотографией героя войны Альберта Ованнисяна люди приносят цветы. В Гематологическом центре имени Р.О. Йоляна большие очереди добровольцев для сдачи крови. А еще очень много волонтеров, которые, сгруппировавшись в отряды, в поддержку госструктурам оказывают прибывающим из Степанакерта беженцам помощь. Среди добровольцев можно заметить даже иностранцев.
«Как только мы узнали, что в Ереван стали прибывать беженцы из Арцаха с детьми, то сразу решили организовать для них благотворительные спектакли. «Доктор Айболит», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» – это именно те детские сказки, которые прививают малышам любовь к добру и веру в победу над злом. А уж знаменитый припев песенки смелых поросят «Нам не страшен серый волк», который с удовольствием подхватывают детишки в зале, вообще может стать лейтмотивом к тому, что происходит сегодня, – говорит директор Ереванского русского драматического театра им. К.С. Станиславского Марианна Мхитарян. – Самому младшему нашему зрителю, когда он «пришел» с мамой на спектакль, было чуть больше недели. Мы решили присвоить ему звание «Почетный зритель», так как в истории нашего театра такое случилось впервые».
Уже у входа зрителей встречают сказочные персонажи, чтобы заботливо провести их в фойе, где ребятишек ждут любимые конфеты и чипсы. Этим мальчишкам и девчонкам с грустными глазами пока трудно понять, что такое настоящая война, поскольку она совсем не похожа на дворовую войнушку. Но они уже знают, как воют сирены, как рвутся снаряды, как рушатся их дома, в которых было спокойно, мирно и много игрушек. Может быть, именно поэтому, попав в добрую атмосферу театра, они расслабились и даже стали смеяться.
Это не единственная инициатива станиславовцев. На брошенный ими клич ереванцы стали приносить к служебному входу театра одежду, продовольственные и бытовые товары. Ведь люди, спасаясь от бомбежек, приехали буквально в домашней одежде, не успев прихватить с собой даже самого необходимого. В перерывах между репетициями и спектаклями артисты совместно с волонтерами сортировали по ящикам провиант, составляли списки, уточняли координаты и разносили по временным квартирам пострадавших все самое необходимое: медикаменты, продукты питания, одежду, средства гигиены. Признаются, что после увиденного и услышанного им трудно прийти в себя: слишком тяжело бывает на душе от того, что в мирную жизнь в очередной раз вторгается агрессор. Впрочем, об этом говорят все, кто непосредственно общался с арцахцами. В основном приехали женщины и дети, а мужчины остались защищать свою землю. «Мы организовали благотворительную столовую с четырехразовым питанием. Помещение безвозмездно выделил владелец кафе, а продукты приносят волонтеры. Ведь нам надо накормить в течение дня в общей сложности 600 человек. Поэтому ни от чего и ни от кого не отказываемся. Любая помощь – подмога. У нас даже «белые воротнички» вечером приходили мыть посуду, подметать полы, чистить картошку, – рассказывает активистка Нане. Фамилию просила не называть, поскольку вместе с друзьями организовала волонтерскую помощь не для пиара. – Сложнее разносить обеды тем, кто не может прийти к нам сам. В большинстве это люди пожилого возраста. Им трудно не физически, а морально. Многие слегли от нервного напряжения. Еще страшнее смотреть на молоденьких женщин с младенцами. По их безучастному лицу можно понять, что все их мысли на фронте, рядом с мужем».
Сегодня в навязанной нам войне участвуют и соотечественники из дальнего и ближнего зарубежья. Узнав о нависшей над Арменией угрозе, многие не раздумывая приехали в Арцах. «Я – умудренный опытом армянин. Мне три тысячи лет. И я горжусь этим. Я генетически помню и знаю, что значит тысячелетиями защищать свою землю. Поэтому приехал сюда, – говорит двадцатилетний Гор из Красноярска. Впрочем, под его словами может подписаться каждый армянский воин, независимо от того, сколько ему лет и где он проживает: в Армении, Арцахе или диаспоре. – Главное – отстоять нашу землю. Победа будет за нами! Хотя, конечно, будут и потери». Да, потери есть. Каждый день скорбный список увеличивает число своих жертв. Среди них совсем юные мальчики, которым еще жить и жить. В этих списках значится имя Айка Казаряна, армянина из Сиэтла, воевавшего еще в первую Арцахскую войну. Спустя четверть века он снова приехал на защиту родной земли, оставив вполне благополучную жизнь, семью, дом, бизнес. Говорят, это был очень счастливый человек. У него была своя теория смыслов. Но 5 октября его жизнь оборвалась. Не остался в стороне и певец из Ливана Геворг Хаджян – добровольцем ушел на фронт и геройски погиб в первые дни войны за освобождение высоты Варангатаг. Как отмечают поклонники, им уже не суждено встретиться со своим кумиром на сцене, но в марше Победы будет звучать и его голос.
«Я преклоняю голову перед нашими воинами. Я скорблю вместе с нашим народом о погибших. Я горжусь нашей нацией, сплотившейся в этот трудный час в едином порыве. Мы – одна семья. В беде не оставляем друг друга, подставляя плечо помощи, – подчеркнул легендарный Коммандос, Герой Арцаха Аркадий Тер-Тадевосян. – Очень хорошо, что в любой точке планеты это осознает каждый армянин и вносит свою лепту. В таком единении – залог нашего успеха».
О том, что в эти дни единение чувствуется особенно, говорить не приходится. Финансовая и гуманитарная помощь идет из России, США, Европы. Помогают все и всем чем можно, кстати, не только армяне. Например, российский дирижер греческого происхождения Теодор Курентзис присоединился к инициативе Ассамблеи армян и перечислил в фонд помощи детям Арцаха свой гонорар за недавний концерт. А ветеран первой Арцахской войны Срапион Геворгян организовал из Германии отправку нескольких фур с медикаментами для армии и жителей приграничных районов. «Мы обращались к людям разных национальностей. Как оказалось, здесь хорошо осведомлены о ситуации на арцахско-азербайджанской границе. Нам никто не отказал в помощи. Многие приходили сами и порой просили не упоминать их имен. Но не из боязни преследований, а из скромности. В этой связи хочу рассказать об одной истории, которая потрясла меня до глубины души. Мусульманка, скромная дагестанская девушка-инвалид передала нам 20 евро с просьбой купить от ее имени что-нибудь необходимое для Арцаха. Хотя ей самой эти деньги нужны для лечения. Наш отказ категорично не принимала и даже обижалась, – рассказывает Срапион, чей сын сегодня защищает рубежи Родины. – Мы укомплектовали машины аптечками и медицинскими препаратами, среди которых бинты, вата, йод, тонометры, стетоскопы. Отдельно идет партия новой одежды для взрослых и детей».
Но самой эмоциональной поддержкой стало, пожалуй, выступление бельгийского виолончелиста Севака Аванесяна в разрушенном бомбардировками храме Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц) в Шуши. Музыкант выбрал знаковую для армян мелодию «Крунк», что в переводе означает «журавль». Народная песня в обработке великого композитора Комитаса уже давно стала визитной карточкой Армении и диаспоры. По признанию самого Аванесяна, произведение очень близко к его личному восприятию жизни спюрка. «Кстати, мало кто задумывался, откуда пошло это слово. От корня «спрвел», что означает «рассеяться». После трагедии 1915 года, после геноцида армян в Османской Турции, оно как нельзя точно отражает судьбу разбросанного по всему свету армянства. Но я верю в Победу и в то, что в один прекрасный день мы соберемся на нашей земле все вместе», – говорит он. Примечательно, что после концерта в церкви Казанчецоц Севак Аванесян сыграл персидскую мелодию у входа в мечеть, заметив при этом, что армяне уважают чужую религию, сохраняют чужие храмы, а не бомбят их.
Оставьте свои комментарии