№10 (333) декабрь 2020 г.

«Он вместе с тобой поет…»: К 115-летию Александра Мелик-Пашаева

Просмотров: 3764

23 октября 2020 года исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося советского дирижера Александра Шамильевича Мелик-Пашаева, народного артиста СССР, главного дирижера Большого театра СССР с 1953 по 1962 год.

Среди плеяды великих дирижеров первой половины ХХ века Мелик-Пашаев занимает особое место. Жанром, в котором ему не было равных, стала опера. Оперному театру посвятил Мелик-Пашаев свою жизнь. «Для меня опера – не концерт в театральных костюмах, а действенный спектакль, в котором пение и музыка тесно связаны драматургической сущностью», – писал Мелик-Пашаев. Этим принципом руководствовался дирижер при создании оперных спектаклей. Под его дирижерской палочкой все составляющие музыкального действа – солисты, хор и оркестр – становились единым организмом.

Мелик-Пашаев обладал уникальным даром чувствовать певца, жить его эмоциями, дышать вместе с ним. «Очень дорого и радостно бывает нам, вокалистам, когда оперный дирижер крупного масштаба понимает, чувствует и любит певца, – вспоминал знаменитый тенор Большого театра, народный артист СССР Сергей Лемешев о работе с Мелик-Пашаевым. – Александр Шамильевич любил нас и дирижировал всегда с таким увлечением, вдохновением и темпераментом, будто он пел вместе с нами».

Александр Мелик-Пашаев родился в армянской семье в селе Шулаверы, в 40–50 километрах от Тифлиса (ныне Тбилиси). Александр Мелик-Пашаев был самым младшим. Его отец, мировой судья, был уважаемым человеком. Мать Екатерина Георгиевна происходила из древнего рода Калантаровых. Отец рано умер. Заботы о многодетной семье легли на плечи жены. Старшие сыновья рано начали работать и помогать матери.

Старшие братья были большими любителями театра, музыки и оперы. Вечера проводили в основном в Тифлисской опере. Молодые певцы театра стали их частыми гостями и приятелями. Будущий дирижер рано приобщился к музыке. С пяти лет научился ставить пластинки на старом граммофоне, чаще всего слушал увертюру к опере «Кармен» Жоржа Бизе. Через некоторое время братья стали брать с собой в театр младшего. Опера увлекла его сразу. Все свободное время он посвящал музыке и театру и самостоятельно принялся осваивать музыкальную грамоту.

Первые шаги к вершине

Позже начал брать уроки, но главным оставалось музыкальное самообразование. Александр Мелик-Пашаев обнаружил поразительную работоспособность, мог часами сидеть за роялем, быстро научился читать с листа и даже начал сочинять оперы. Со своими произведениями он пришел к известному педагогу и композитору, большому музыканту Николаю Черепнину, возглавлявшему в то время Тифлисскую консерваторию.

Николай Черепнин зачислил молодого Мелик-Пашаева в класс композиции. Он понял, что мальчик 14 лет, сам линовавший партитурную бумагу для своих произведений, серьезно увлечен музыкой. Но учиться в консерватории юный Мелик-Пашаев не смог. Многочасовое сидение за партой, выполнение сложных заданий было не по силам подростку, и он продолжил самообразование.

«Почти каждый день после реального училища (я занимался в вечерней смене) я сломя голову мчался в театр, смертельно боясь пропустить хотя бы одну ноту из партитуры «Аиды» или «Пиковой дамы», тогда уже моих любимых опер… – вспоминал Александр Мелик-Пашаев. – К шестнадцати годам я уже настолько хорошо знал весь оперный репертуар, что смог начать работу в театре в качестве пианиста-концертмейстера. В то же время я стал мечтать о дирижерстве. Спустя два года (в 1923 году) моя мечта осуществилась. В этом мне помог главный дирижер Тифлисской оперы народный артист Грузинской ССР Иван Петрович Палиашвили. «Ну-ка, попробуй свои силы», – сказал он мне однажды, поручив провести без репетиции спектакль «Фауст». Этот вечер решил мою судьбу».

Окончив школу, Александр Мелик-Пашаев стал работать в опере. У него сложились прекрасные отношения с певцами. Работавшие с ним вокалисты отмечали, что Мелик-Пашаев поет вместе с певцом, знает, какой знак подать, как поддержать... Именно в Тифлисской опере сформировался главный принцип работы будущего маэстро – принцип единства вокального и дирижерского искусства. «Было такое ощущение, что мы выступали с ним (с Мелик-Пашаевым) уже сто раз, – вспоминал о работе с Мелик-Пашаевым знаменитый итальянский певец Марио Дель Монако. – Он вместе с тобой поет...»

В театре, в который Александр Мелик-Пашаев пришел 15–16-летним, он занимался всем – суфлировал, играл на фортепиано отсутствующие в оркестре партии, дирижировал хором за сценой. Руководство обратило на молодого пианиста-концертмейстера внимание. Ему стали давать самые разные поручения – провести отделение в торжественном концерте по случаю приезда известного композитора или спектакль, иногда даже без подготовки. Мелик-Пашаев справлялся с колоссальным объемом творческих задач. Работа в театре стала для молодого музыканта бесценной практикой, которую вряд ли можно было приобрести в учебном классе.

Дирижерский дебют Александра Мелик-Пашаева в Тифлисском театре оперы и балета состоялся в 1923 году. Спектакль-опера «Лейла» Виктора Долидзе имел большой успех у публики. Молодой дирижер отличался внешней привлекательностью, был пластичным, темпераментным. К 19–20 годам Мелик-Пашаев стал самым популярным в Закавказье молодым дирижером с большим талантом и широкими перспективами.

Руководитель Тифлисской оперы Иван Палиашвили, выпускник Петербургской консерватории, ученик Николая Римского-Корсакова, предоставлял Александру Мелик-Пашаеву большую творческую самостоятельность. Именно Палиашвили настоятельно рекомендовал молодому дирижеру учиться дальше. Мелик-Пашаев оставляет успешную карьеру в Тифлисском театре и поступает в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Вступительные экзамены он сдал очень легко. Основной курс прошел за два года. Учился у педагога и композитора, народного артиста РСФСР Александра Гаука. В 1930 году Мелик-Пашаев окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования на отлично и вернулся в Тифлис, как оказалось, ненадолго.

Большой театр

В Тифлисском театре вместе с известным оперным режиссером Владимиром Лосским Мелик-Пашаев создает спектакль «Князь Игорь» Александра Бородина. Сотрудничество дирижера и режиссера оказалось успешным. Когда Лосский вернулся в Москву, стал энергично хлопотать о приглашении молодого дирижера в Большой театр. Вскоре Александр Мелик-Пашаев получил приглашение с предложением дирижировать в Большом театре на выбор несколькими спектаклями. Но неожиданно Мелик-Пашаев отказался. Последовала вторая телеграмма из Москвы, в которой спрашивалось: каким спектаклем дирижер хотел бы дирижировать? «Оперой Верди «Аида», – был ответ. Оперой «Аида» Мелик-Пашаев дирижировал в Тифлисском театре очень редко. Но для своего дебюта в Большом выбрал именно этот спектакль, который считал и трудным, и красивым.

Дебют Александра Мелик-Пашаева в Большом театре состоялся 13 июня 1931 года и стал триумфальным. Как обычно, перед началом спектакля погасли лампы электрического освещения, и в оркестровой яме стало почти совсем темно. Между рядами музыкантов прошел молодой человек и встал за дирижерский пульт. К удивлению своих коллег, он отложил в сторону партитуру и начал дирижировать «Аидой» Верди наизусть. За пультом стоял зрелый музыкант, пластичный, темпераментный дирижер, поражающий публику красотой звучания оркестра, изысканностью музыкальных фраз, поразительным контактом с исполнителями. В последующие годы спектакль «Аида» занимал в творческой жизни Мелик-Пашаева главное место и был любим многими выдающимися исполнителями.

Работы в Большом театре было много. Мелик-Пашаев вошел в большой, преимущественно итальянско-французский репертуар, став специалистом по романской музыке. Постепенно шло сближение дирижера с русской оперой, которой он затем стал дирижировать гораздо чаще, и не менее успешно, чем западноевропейской. Среди легендарных спектаклей Мелик-Пашаева – оперы «Садко» и «Черевички», за работу над которыми он был удостоен Государственной премии СССР, «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Отелло», «Гугеноты». За работу над оперой «Вильгельм Телль» дирижер получил вторую Государственную премию. Параллельно с работой в Большом театре в 1933–1934 годах Александр Мелик-Пашаев руководил Оперной студией при Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Во время войны Большой театр разделился: часть труппы осталась в Москве, спектакли шли в филиале, а часть оказалась в Куйбышеве, где постановки шли на сцене местного дворца культуры. Несмотря на эвакуацию, военное положение, работа продолжалась. Коллектив Большого театра, эвакуированный в Куйбышев, вместе с Александром Мелик-Пашаевым передал полученную Сталинскую премию в Фонд обороны. К осени 1943 года театр вернулся в Москву.

Главный дирижер

В 1953 году Александр Мелик-Пашаев был назначен на должность главного дирижера Большого театра.

«У него не было спектаклей неярких, «служебных», будничных, – писал друг и коллега Александра Мелик-Пашаева дирижер, народный артист СССР Борис Хайкин. – Он сам говорил, что такие спектакли играть не умеет и не мог бы этому научиться. Его авторитет был непререкаем».

Мелик-Пашаев создал в Большом театре целый ряд замечательных спектаклей – «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Фиделио», «Отелло», «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Кармен», «Абесалом и Этери». Немало потрудился он и над советским репертуаром Большого театра. Значительным его достижением стала постановка оперы Прокофьева «Война и мир». Среди лучших спектаклей были «Руслан и Людмила» Глинки, «Пиковая дама» и «Черевички» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, «Вильгельм Телль» Россини. В общей сложности в репертуаре дирижера было более 32 опер русских и зарубежных композиторов.

Одним из выдающихся событий культурной жизни столицы стала постановка в Большом оперы Юрия Шапорина «Декабристы». «10 лет не сходит с афиши этот спектакль, – писал в своих воспоминаниях дирижер. – И каждый раз опера волнует исполнителей, потрясает слушателей громадным диапазоном чувств, высоким драматизмом, широтой мелодического дыхания». Спектакль ставили 69 раз. На каждом вплоть до своей кончины в 1966 году присутствовал композитор Юрий Шапорин.

Ни года без премьеры – таким было творческое кредо Мелик-Пашаева. В то же время он не брался за спектакли, которые его коллеги сделали бы лучше. Так, режиссеру Борису Покровскому не удалось уговорить его дирижировать оперой «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова. Мелик-Пашаев также никогда не дирижировал двумя спектаклями подряд: он ненавидел автоматизм, «поточный метод». К каждому спектаклю готовился, как к премьере.

Большой праздник своим поклонникам дирижер подарил постановкой оперы «Фиделио» на музыку Бетховена в 1954 году. Он готовился к ней долго и тщательно. «За всю мою многолетнюю дирижерскую практику еще ни одно сочинение так не захватывало и не волновало меня», – признавался позже дирижер. Он вникал во все детали, постоянно обсуждал их с Покровским. Через полгода после премьеры этим спектаклем дирижировал немецкий дирижер Герман Абендрот. Ему даже не понадобились репетиции. В каждом такте чувствовалась замечательная выучка, осуществленная Мелик-Пашаевым. Оркестр стал образцовым художественным аппаратом.

В Большом театре вокруг Мелик-Пашаева сложился творческий коллектив. В этот круг входили певицы Галина Вишневская, Ирина Архипова, баритон Павел Лисициан, бас Иван Петров, тенор Зураб Анджапаридзе, Борис Покровский. Творческому союзу Мелик-Пашаева и Бориса Покровского удивлялись многие. Как могли гармонично взаимодействовать резкий, вспыльчивый, жесткий в работе Покровский и идеально воспитанный, уважительный, ранимый и мягкий Мелик-Пашаев? Творческий тандем оперного режиссера и дирижера создал за годы совместной работы в Большом целый ряд успешных постановок.

В Москве Александр Мелик-Пашаев подружился с писателем Михаилом Булгаковым и его женой Еленой Сергеевной. Знакомство состоялось в Большом театре на спектакле «Фауст». Дирижер ценил дружбу с писателем. «Очень жаль, что ты не застал двух людей: моего старшего брата Георгия, который вырастил меня, и Михаила Афанасьевича Булгакова, с которым тебе было бы очень интересно пообщаться...» – говорил Александр Мелик-Пашаев своему сыну Александру Мелик-Пашаеву. Сын дирижера стал доктором психологических наук, членом Союза художников, главным редактором журнала «Искусство в школе».

Творческая деятельность Мелик-Пашаева не ограничивалась оперным театром. Его имя часто можно было видеть на концертных афишах. Симфонический репертуар артиста включал монументальные произведения Бетховена и Верди, Шуберта и Брамса, Чайковского и Римского-Корсакова, Шостаковича и Шебалина. Как симфонический дирижер Александр Мелик-Пашаев стал лауреатом на Всесоюзном конкурсе дирижеров еще в 1938 году. Он выступал с симфоническими программами с большим успехом. Часто на этих концертах исполнялась Вагнеровская программа: вступления к 1-му и 3-му актам «Лоэнгрина», увертюра и романс Вольфрама из «Тангейзера», Траурный марш из «Гибели Богов», Полет Валькирий из оперы «Валькирия». Исполнялись 5-я и 6-я симфонии Петра Ильича Чайковского. В симфонических концертах Мелик-Пашаева принимали участие выдающаяся советская оперная певица, народная артистка РСФСР Елизавета Шумская, народный артист РСФСР, известный оперный баритон Евгений Кибкало.

Александр Мелик-Пашаев создал замечательную фонотеку. Его записи симфонической музыки входят в сокровищницу мирового исполнительского искусства. Запись 6-й симфонии Чайковского дирижер считал лучшей своей работой, своеобразным музыкальным памятником своему творчеству. Другие известные записи дирижера – «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова, «Большая» до мажорная и «Неоконченная» симфонии Шуберта, «Реквием» Джузеппе Верди, 9-я симфония Людвига ван Бетховена. Пластинка, записанная Мелик-Пашаевым с Марио Дель Монако, стала образцом творчества двух мастеров. За запись оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» дирижеру посмертно была присуждена в 1965 году премия Американской академии искусств.

С 1953 по 1964 год Мелик-Пашаев дирижировал спектаклями в Тбилиси и Ереване, был на гастролях с Большим театром в Киеве. Его приглашали многие театры Европы. Александр Мелик-Пашаев был первым советским дирижером, выступившим на Западе. Под его управлением состоялись спектакли «Князь Игорь» и «Кармен» в Праге, «Евгений Онегин» в Брно, «Пиковая дама» в Лондоне и Остраве, «Фауст» в Будапеште. В 1961 году он дирижировал оперой «Пиковая дама» Чайковского в Королевском театре Ковент-Гарден. Мелик-Пашаев очень понравился английским музыкантам своей «сдержанностью и элегантностью». Английская пресса писала, что «опера под его дирижерской палочкой звучит намного лучше обычного».

Необычайная скромность Мелик-Пашаева не позволяла ему афишировать свой композиторский талант. Он написал оперу «Двенадцатая ночь», симфонию, струнный квартет, романсы. Камерные произведения Александра Мелик-Пашаева прозвучали в марте 1971 года на вечере творческого клуба Большого театра, посвященном его памяти. Симфония, созданная в годы войны, при жизни Мелик-Пашаева исполнялась всего один раз на репетиции в Куйбышеве. Ее премьера прошла в октябре 1972 года на торжественном вечере в Большом зале Московской консерватории в исполнении оркестра Большого театра под управлением Юрия Симонова. Среди сочинений Александра Мелик-Пашаева – оперы «Печорин» и «Двенадцатая ночь», Симфония до минор, романсы на стихи Пушкина и Эренбурга и другие произведения.

Александр Мелик-Пашаев ушел из жизни 18 июня 1964 года. Ему было 58 лет. В Москве на доме 25 на Тверской улице, где жил Александр Мелик-Пашаев, установлена мемориальная доска.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты