Талант Фрунзика выше национальной принадлежности, а его герои понятны на любом континенте
Недавно в ереванском кинотеатре «Москва» состоялась премьера 40-минутной документальной ленты «Фрунзик Мкртчян: Индия помнит меня», созданной благодаря усилиям Палаты культурных связей Грузии и Индии совместно с общественной организацией «Армяно-индийская дружба» и при поддержке посольства Индии в РА.
По словам организаторов, после показов в Ереване фильм будет представлен на малой родине актера в Гюмри, а затем в Тбилиси, Москве, Дели, Мумбае. Уже есть договоренности о демонстрации картины на телеэкранах Армении, Индии, Грузии, России, после чего она станет доступной в виртуальном пространстве для миллионов пользователей соцсетей.
Идея проекта принадлежит давнему поклоннику творчества армянского артиста, основателю общества «Армяно-индийская дружба» Рананджаю Ананду. Именно он обратился с предложением о сотрудничестве к грузинскому продюсеру Давиду Бежиташвили, которого за роман с болливудским кинематографом называют неофициальным послом Грузии в Индии. «Сколь велико было мое удивление, когда выяснилось, что уже много лет Давид тоже вынашивает подобную идею. Вскоре к проекту подключились режиссер Отар Микеладзе и сценарист Шушаник Саакян, – рассказывает господин Ананд. – Из отдельных воспоминаний удалось создать фильм о блестящем и неповторимом актере, сыгравшем в жизни еще и роль дипломата в строительстве моста индийско-армянской дружбы. Учитывая, что в этом году исполняется 10 лет нашей организации, юбилей решили отпраздновать в Ереване премьерой о народном любимце и просто гении!»
Фильм построен на переплетениях художественной и документальной хроники, воспоминаниях Вахтанга Кикабидзе, Софико Чиаурели, Дхармендра, Хема Малини, Тиграна Мансуряна и многих-многих коллег и друзей Мгера Мкртчяна. Немало интересных и совсем неизвестных историй из жизни актера в быту и на съемочной площадке рассказал гид музея в Гюмри Александр Айвазян, одновременно отметивший, что два года назад к 90-летию актера к званиям заслуженный артист Армянской ССР и народный артист СССР земляки добавили титул «Почетный гражданин города Гюмри». По словам жителей культурной столицы Армении, это лишь малая толика того, что они могут сделать для увековечивания памяти именитого соотечественника, которого и без звездных статусов всегда считали народным самородком. «Мои родители рассказывали, что он выступал когда-то на сцене Ленинаканского театра им. А. Мравяна. Но я этого, естественно, не помню, – вспоминает Эрмине Григорян. – Однако в нашем городе вы не найдете ни одного человека, который не знал бы наизусть все роли и фильмы, в которых играл Фрунзик».
По словам грузинского участника проекта Давида Бежиташвили, он с детства тоже обожал картины с участием известного артиста. А приезжая в Ереван, обязательно приходил на его могилу, чтобы возложить цветы. Признается, что всегда мечтал снять фильм о своем кумире, особенно о малоизвестных эпизодах его болливудской фильмографии. «Новое поколение не знает, что он с успехом снимался в индийских фильмах. Очень хотелось восполнить этот пробел. А когда появилась такая возможность, то мы решили не акцентировать внимание на его личной жизни и семейной трагедии. Нам важно было показать малоизвестные страницы творческой биографии с другого ракурса, – говорит собеседник. – Ведь на индийском кинематографическом небосклоне, несмотря на небольшое количество ролей, он загорелся яркой звездой».
Первая встреча армянского актера с индийским зрителем состоялась в 1979 году в нашумевшем советско-индийском фильме «Али-Баба и сорок разбойников», где Мгер Мкртчян снялся с такими известными болливудскими актерами, как Дхармендра и Хема Малини, а также звездами советского кинематографа Софико Чиаурели, Роланом Быковым, Еленой Санаевой… После знакомства на съемочной площадке создатели фильма решили переписать небольшую роль второго плана караван-баши Мустафы на нечто большее, поскольку экспромты актера на репетициях были настолько искрометны, что не включить их в сценарий было просто невозможно. Необычная внешность и проказы Мустафы, конечно, запомнились зрителю, а Фрунзик Мкртчян стал своеобразным божеством для индийских киноманов. Кстати, из советской версии по непонятным соображениям был вырезан значительный музыкальный эпизод с участием армянского артиста и индийской танцовщицы. Но тамошние цензоры не нашли в нем ничего предосудительного, а потому в оригинале фильм идет на 24 минуты дольше.
Через несколько лет Мкртчяна снова пригласили на съемки другого советско-индийского фильма – «Легенда о любви», где он сыграл разбойника Барманду. И вновь успех артиста был ошеломительным, а отношение еще более восторженным. Как-то, опаздывая на съемку, он подозвал рикшу, которые в Азии популярны как местное такси. Им оказался очень худой мальчик по имени Пракаш. Заплатив нужную сумму за провоз, артист попросил извозчика сесть в повозку, а сам, взявшись за оглобли, побежал по дороге. При этом наказал мальчугану выкрикивать свое имя. По воспоминаниям искусствоведа и кинокритика Коры Церетели, люди, увидев такое зрелище, пытались понять, за что простой работяга удостоился столь высокой чести от популярного зарубежного актера. А Фрунзик хотел лишь подарить мальчику лучик надежды на то, что однажды, невзирая на трудное ремесло, тот тоже сможет стать важным человеком. Ведь в переводе «пракаш» означает «свет». И таких эпизодов в жизни артиста было немало. По мнению зрителей, пришедших на премьеру, талант Фрунзика Мкртчяна выше национальной принадлежности, а его герои понятны на любом континенте.
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии