Сарасар Сарьян: Шушинцы не теряют надежды вернуться в свой город
Интервью «Ноеву Ковчегу» председателя общественной организации «Союз беженцев Нагорно-Карабахской Республики».
– Господин Сарьян, Общественная организация беженцев Нагорного Карабаха образовалась в самом начале Карабахского движения, когда вследствие армянских погромов в Сумгаите появились первые потоки беженцев. Практически в каждом городе Азербайджана проживали армяне, которые в связи с известными событиями были вынуждены покинуть насиженные места. Часть из них перебралась в Арцах и обосновалась здесь. Однако после прошлогодней 44-дневной войны появилась новая социально уязвимая категория – беженцы из Азербайджана, ставшие теперь еще и ВПЛ – внутренне перемещенными лицами. Уточнены ли списки этих людей, оценен ли ущерб, причиненный им?
– Армянские беженцы из Азербайджана в Республике Арцах – это, можно сказать, особая когорта армянства. Несмотря на то, что советская пропагандистская идеология «интернационалистического сосуществования» в какой-то степени нивелировала у армянства Азербайджанской ССР понятие национальной принадлежности, многие беженцы нашли убежище в эпицентре Карабахского движения. Большинство из них уже не владели родным языком, но они прекрасно осознавали, что родина предков находится в беде и нужно ей помочь.
Никаких проблем у нас с местным населением не возникало. Наоборот, всех спокойно разместили, «палаточных шоу», таких, как в Азербайджане, у нас не было. После провозглашения Нагорно-Карабахской Республики в сентябре 1991 года беженцы стали органичной частью местного населения и пытались наладить свою жизнь, строя себе жилье, устраивая карьеру и воспитывая детей. Потом все вместе отбили агрессивного врага, развязавшего против НКР широкомасштабную войну, и продолжили начатое по возрождению Родины.
Все изменилось 27 сентября 2020 года, когда Азербайджан при поддержке Турции и тысяч террористов-наемников снова грубо нарушил мирную жизнь в Арцахе. 44 дня народ, объединившись со своей армией, противостоял агрессорам. Только силы оказались неравными…
Пролить свою кровь за Родину – значит еще больше с ней связаться. Вот так и наши бывшие беженцы из Азербайджана оросили эту древнюю армянскую землю своей кровью, еще больше полюбив ее. Сегодня многим из них, увы, пришлось снова оставить нажитые места, стать внутренне перемещенными лицами. Но они и сейчас не покинули Родину, продолжают находиться вместе со своими соотечественниками. И потому все они нуждаются в особом внимании со стороны властей и общества.
Надо отметить, что в этот тяжелейший момент современной действительности наше государство все же изыскало возможности для оказания поддержки как беженцам, ВПЛ, так и всем арцахцам. Эти меры конечно же не покроют сполна все убытки, которые понесли люди в связи с имевшими место кровавыми разрушительными событиями, однако последовательные усилия руководства республики в данном направлении достойны уважения и нуждаются в поддержке. Именно осознание этого подстегнуло членов нашей организации еще больше сплотиться и постараться помочь властям в решении многочисленных сложных проблем вынужденно перемещенных лиц.
По данным на начало июля, у нас в организации зарегистрированы 3 тысячи семей беженцев из Азербайджана, 520 двойных беженцев и 2 тысячи 300 вынужденно перемещенных лиц. Объемы ущерба, понесенного этими людьми, уточняются. Мы регистрируем потерянное движимое и недвижимое имущество, хозяйство, земельные участки, технику, уточняем задолженности банкам.
После того как подсчитаем все эти убытки, представим предложения о компенсации как внутри нашего государства, так и на международной арене, в частности в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
– Удалось ли наладить эффективное сотрудничество с государственными структурами республики в вопросе решения разноплановых проблем беженцев? Что конкретно делается для их реинтеграции в общество? Какие льготы предусмотрены для них?
– Мы провели ряд встреч с руководителями государственных органов и неправительственного сектора. На встречах с президентом республики Араиком Арутюняном, представителями Министерства труда, социального обеспечения и миграционных вопросов представили существующие проблемы и наше видение путей их решения. Достигнута устная договоренность с главой государства и рядом чиновников включить так называемых двойных беженцев в льготный список вместе с семьями погибших, многодетными семьями и инвалидами первой группы. Мы также замолвили слово за беженцев, которые до сих пор проживают на квартирах, в общежитиях и ином временном жилье.
В МИДе совместно с нашими диаспоральными друзьями из Уругвая обсудили с министром Давидом Бабаяном сложившуюся ситуацию и возможности армянской диаспоры оказать необходимую помощь, навестили несколько семей, у которых погибли родные на этой войне.
Провели также встречу с министром территориального управления и инфраструктур НКР Айком Ханумяном, договорились о тесном сотрудничестве. Когда мы передали министру список первой партии беженцев, у нас возникла идея начать регистрацию и чисто ВПЛ. Мы исходим из принципа, что НПО – помощник государства, а потому и решили помочь властям в некоторых вопросах, требующих немедленного и комплексного решения.
Регистрируя беженцев и ВПЛ, мы создаем своеобразный реестр, в котором будет зафиксировано точное число проживающих в Арцахе беженцев из Азербайджана, сколько из них превратились еще и во внутренне перемещенных лиц, сколько в целом ВПЛ в Арцахе, места их проживания и т.д.
Особое внимание уделяем законодательному полю. В письме на имя председателя Национального Собрания Артура Товмасяна мы отметили, что одной из причин отсутствия у нас международного статуса беженца стало запоздалое принятие нашего внутреннего Закона о беженцах. Затем лично встретились с Артуром Товмасяном, обсудив проект внесения изменений в Закон о беженцах и ряд других актуальных вопросов.
– Да, к сожалению, карабахские беженцы по сей день не имеют международного статуса, по отношению к ним не выполняются обязательства, предусмотренные международным правом. Какая работа сегодня проводится с международными организациями для решения данного болезненного вопроса?
– В первые дни пребывания в послевоенном Ереване я дал себе слово не содействовать беженцам в получении статуса. Меня беспокоили длинные очереди во всевозможные посольства, стремление людей сдать документы для получения визы для выезда из Армении в качестве беженца.
В дальнейшем настроение понемногу, очень медленно, начало меняться, потому что мне встречалось также много людей, которые не поменяли своих взглядов и готовы были вернуться в места своего прежнего проживания, даже если последние были полностью уничтожены. А враг так и поступил с нашими населенными пунктами, начав свои варварства с разрушения армянских кладбищ, хачкаров и религиозных объектов.
Хочу отметить, что международное сообщество в лице Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в свое время не удостоило должного внимания армянских беженцев из Азербайджана. Сегодня, когда ситуация неуклонно развивается в направлении увеличения числа беженцев в регионе, наша организация вновь пытается привлечь внимание международных структур к проблемам этих людей. Пишем петиции, обращения и письма, в том числе в Международный Комитет Красного Креста.
Известно, что участь беженцев и ВПЛ еще больше усугубляется в связи с непризнанностью на международном уровне Нагорно-Карабахской Республики. Это недопустимо: гуманитарные вопросы, жизнь и судьба людей не должны приноситься в жертву политике. Между тем азербайджанским беженцам и ВПЛ был предоставлен международный статус – в соответствии с Уставом ООН, принципами о всеобщем пользовании Основными правами и свободами. А армянским – нет. Мы призываем международное сообщество и все компетентные международные организации, в частности Управление Верховного комиссара ООН, устранить эту вопиющую несправедливость и включить армянских беженцев и ВПЛ в свои программы по предоставлению соответствующей помощи.
Проблемы, связанные с новой волной ВПЛ, усугубили неразрешенные вопросы армянских беженцев из Азербайджана, гуманитарная ситуация резко ухудшилась. Неизмеримое горе, отчаяние в связи с потерей своих домов, гибелью родных и разлукой с близкими постигло этих людей. Они страдают от нехватки элементарных вещей, продовольствия, одежды и т.д. Оказание надлежащей международной социальной, финансовой, медицинской и иной помощи армянским беженцам и вынужденно перемещенным лицам позволит предотвратить дестабилизацию в регионе. В случае же игнорирования проблем этой уязвимой и беззащитной категории населения ситуация может обернуться катастрофическими гуманитарными последствиями.
– По итогам прошлогодней военной агрессии Азербайджана и Турции Республика Арцах потеряла значительную часть своей территории. Баку планирует заселить эти районы. Как, на Ваш взгляд, будет проходить данный процесс и возможно ли в дальнейшем налаживание добрососедских отношений?
– Война, развязанная Азербайджаном и осуществленная совместно с Турцией и тысячами наемников-террористов, носила вероломный и самый бесчеловечный характер. Первые удары, как обычно, пришлись по мирно спящим городам, поселкам и деревням. На протяжении всей войны имели место многочисленные факты зверств над людьми, глумления над армянскими пленными военнослужащими и мирными гражданами. В своем стремлении сломить волю армян к сопротивлению враг применил все дозволенные и недозволенные методы, в том числе средневековые зверства в стиле нынешних исламских радикалов. Под страхом быть зверски убитыми или подвергнуться нечеловеческим пыткам в случае попадания в плен мирные граждане оставили свои дома, где жило не одно поколение их предков.
То, что сейчас азербайджанская сторона творит на захваченных территориях, трудно представить нормальному человеку. Как можно после всего этого говорить о совместном проживании в условиях, когда не только нет никаких положительных сигналов с азербайджанской стороны, а наоборот, официальный Баку блокирует миротворческие инициативы, устраивает провокации на линии разграничения, в том числе против российских миротворцев, усиливает армяноненавистническую политику, последовательно нагнетая во всех слоях своего общества армянофобию. Вот почему я пока не вижу каких-либо перспектив для налаживания добрососедских отношений.
– До 44-дневной войны Вы, беженец из Баку, проживали с семьей в Шуши. Сейчас исторический культурный центр Нагорного Карабаха перешел под контроль Азербайджана, который, активно уничтожая все армянское в городе, объявил его своим «культурным центром». Как Вы прокомментируете это?
– Я, как и многие беженцы из Азербайджана, в свое время с удовольствием бросил якорь в Шуши. С детства мы слышали истории наших родителей, соседей и друзей о том, как их бабушки и дедушки жили в этом прекрасном и одновременно трагическом городе. Моя прабабушка рассказывала, как они бежали в Дагравские-Хаскские леса во время очередных армянских погромов в Шуши. Ее отец вынужден был вернуться в еще дымящийся от сожженных домов Шуши, чтобы принести замерзающим в лесной яме детям одежду.
Беженки-армянки из Шуши 1920 года произвели неизгладимое впечатление на мою другую бабушку, папину маму: они носили золотые цепочки с кулоном, сережки, браслеты и т.д. Кстати, головной убор моей бабушки украшала ленточка с царскими монетами с изображением российского императора. Бабушка не ленилась по случаю и без произносить имя царя Николая…
И вот спустя сто лет шушинцы снова стали беженцами. Надо сказать, что, вынужденно покинув Шуши, я встретил многих бывших жителей нашего города в Степанакерте. Они с теплом вспоминают родной город и не теряют надежды вернуться туда.
– Верите ли Вы в деоккупацию Шуши и Гадрутского района и возвращение их коренных жителей?
– Деоккупация арцахских земель, безусловно, окажет большое влияние на улучшение бедственного положения ВПЛ, позволит людям вернуться в свои дома, и это может стать шагом на пути установления добрососедских отношений в регионе.
Нельзя забывать, что оккупированные территории в советский период входили в состав общепризнанной автономной области – НКАО. Элементарная здравая логика и человеческая мораль просто обязывают вернуть данные территории…
Думаю, в конце концов восторжествует воля народа, стремящегося к свободе и отстаивающего свои исконные права. Пусть Бог рассудит, кто должен жить в местах, где сформировался генезис нашей нации…
– Каким Вам видится Арцах в целом, скажем, через пять или десять лет?
– У нас в семье растет внучка, очень забавная девчушка. Дочь носит еще одного представителя будущего поколения. Вся семья рада до седьмого неба и ждет с трепетом, когда она нас осчастливит. Искренне говоря, столько детей я раньше не замечал на улицах. Видимо, их стало вдвое больше, так как среди беженцев большое количество детей, не достигших 18 лет.
Имея такой огромный юный потенциал, невозможно не быть оптимистом. Я верю, что у нас будет хорошее будущее и мы внесем свой значимый вклад в дальнейшее развитие человечества. Иными словами, нас ждет путь через тернии к звездам. Я верю, что сообща мы преодолеем этот нелегкий путь.
Беседу вел Ашот Бегларян, Степанакерт
Оставьте свои комментарии