№9 (342) сентябрь 2021 г.

Армяне в Германии живут интересами исторической родины

Просмотров: 1825

Несмотря на то, что армянские диаспоры обосновались по всей Европе еще в период раннего Средневековья, тем не менее на немецких землях первой признанной организацией стала «Армянская колония Берлин», получившая официальный статус лишь в 1923 году. В основном она объединяла беженцев из Османской империи, спасшихся во время резни 1915 года. Возможно, миграционный поток мог быть более значимым, если бы кайзеровская Германия не выступала в тех кровавых событиях на стороне Турции, явно способствуя как подготовке, так и сокрытию последствий геноцида.

Что касается новейшей истории, то миграционные процессы второй волны были достаточно динамичными. К началу восьмидесятых годов армянская община заметно расширила свои географические границы, создав своеобразные землячества в Гамбурге, Берлине, Кельне, Франкфурте, Штутгарте, Мюнхене, Бремене, Нюрнберге. За это время сюда переселились более 20 тысяч армян из неспокойных тогда Ирана, Ирака, Ливана. Последний массовый наплыв можно назвать классическим, поскольку был связан с распадом СССР. В тот период в Германию устремились около 15 тысяч наших соотечественников из Армении, Азербайджана и даже Турции, в которой опять начинались националистические преследования.

По оценкам международного экспертного сообщества, сегодня в Германии проживают более 65 тысяч наших соотечественников, хотя немецкая статистика говорит о присутствии не более сорока тысяч, из которых только две трети имеют немецкое гражданство. Причем половина из них по праву рождения. Столь противоречивые сведения объясняются тем, что у значительной части переселенцев остались паспорта третьих стран: Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана, Ливана, Турции и т.д. Согласно немецкому законодательству национальность приравнивается к гражданству, и соответственно многие из переселенцев проходят как иранцы, азербайджанцы, узбеки, ливанцы и даже турки. В последнем случае речь может идти о криптоармянах и о стотысячной хемшилской общине армян-мусульман, прибывших с Черноморского побережья Турции. Впрочем, они придерживаются замкнутого образа жизни, пытаясь дистанцироваться как от турок, так и от армян.

По мнению некоторых исследователей, именно Германия сегодня является европейским центром исламизированных армян. Но получив возможность открыто говорить о своей идентичности, около тысячи человек уже вернулись в лоно Армянской Церкви, среди которых есть и хемшилы. Несмотря на то, что армянская вера в Германии представлена в основном католической конфессией, тем не менее деятельность Армянской Апостольской Церкви, имеющей 15 религиозных общин, достаточно активна. Так, переданный Армянской епархии немецкий протестантский храм в Кельне вскоре был перестроен в церковь Сурб Саак-Месроп, которую в 1999 году освятил Католикос всех армян Гарегин I. В 2010 году в городе Галле состоялось освящение еще одной армянской церкви – Св. Воскресения. Несколько позже там установили хачкар. «ХХ век ознаменовался массовыми убийствами, этническими чистками и геноцидами, которые были совершены самыми нечеловечными и варварскими способами. Память об этом преступлении против человечности побуждает нас выступать с призывом к человеколюбию и миру. Сегодня это актуально как никогда, поскольку в мире продолжаются религиозные, политические и национальные конфликты. Армянский хачкар символизирует призыв к миру и человеколюбию», – отметил на торжественной церемонии мэр города Галле Бернд Виганд. Это не единственные армянские святыни на немецких территориях. В 2017 году благодаря богоугодным делам общественного деятеля и благотворителя из Санкт-Петербурга Грачьи Погосяна в Кельне был установлен еще один хачкар в память о святых новомучениках, жертвах кровавой резни в Османской Турции. В дар армянской общине была передана икона Всех Святых, которую меценат приобрел в Иерусалиме. Это уже седьмой памятник Грачьи Мисаковича по тематике геноцида, а Германия стала одиннадцатым государством, куда распространилась география его добрых дел. Глава немецкой епархии Армянской Апостольской Церкви архимандрит Серовбе Исаханян поблагодарил Грачью Погосяна за бесценный подарок, который, по его словам, являет собой Божий символ воскрешения и единения всего армянства.

Как отмечают в Центральном Совете армян Германии, по численности немецкая община занимает в европейской диаспоральной иерархии второе место после Франции. При этом состав общины неоднороден, поскольку представляет собой сообщество мигрантов из разных концов Евразийского континента. Своеобразные культурные традиции и ментальные особенности на первый взгляд, казалось бы, не должны были способствовать сплочению тамошних армян. Однако за несколько десятилетий переселенцы не только объединились, но и сумели настолько интегрироваться в немецкое общество, что превратились в достаточно мощную общественно-политическую силу. Примером может стать принятие в 2016 году большинством голосов немецкого Бундестага резолюции «101 год памяти геноцида армян и других христианских меньшинств», где «массовое истребление армян в Османской империи» названо геноцидом. Действующий на тот момент президент Германии Йоахим Гаук также признал частичную ответственность своей страны в этом вопросе.

«За официальное признание геноцида армян немецкий парламент голосует в едином порыве. В зале зачитывают официальные результаты: всего один голос против. На балконе появляются армянские флаги и плакаты со словом «данке» – за то, что не побоялись назвать вещи своими именами», – транслировал то памятное заседание немецкий «ТВ Центр». Как и следовало ожидать, после этого Турция не только отозвала своего посла, но и резко отреагировала на документ, отметив, что данное решение лишено для нее юридической силы и стало индикатором «экзамена на дружбу».

Прилетевшая в Ереван на внеочередные парламентские выборы предприниматель и кандидат в депутаты от Социал-демократической партии федеральной земли Мекленбург Гаяне Киракосян отметила: «Около шести лет я была членом партии «Христианско-демократический союз». Моя карьера стремительно шла в гору, я пользовалась уважением госпожи Меркель. Однако была вынуждена покинуть ряды этой структуры и перейти в партию социал-демократов, поскольку узнала, что одна из депутаток партии Меркель от нашего района является близкой подругой Мехрибан Алиевой и любыми способами содействует провалу всех резолюций по Арцаху в Европарламенте. Естественно, за взятки от Алиевых. Не буду называть ее имени, дама недавно скончалась. Но, к сожалению, это не единичный пример». Кстати, наша соотечественница уже начала свою агитационную кампанию за депутатский мандат, а в ее программе, как и следовало ожидать, есть пункты по армяно-немецкому сотрудничеству. «Я армянка и хочу, чтобы наша страна жила достойно. Для этого задействую все свои возможности. Стараюсь донести правду об Армении до каждого гражданина страны, в которой сегодня проживаю», – говорит собеседница.

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что армяне по большей части организовывают свой бизнес в коммерции или строительстве, наши немецкие соотечественники предпочитают более академическую среду. Здесь есть политики, ученые, артисты, спортсмены международного класса. Например, Артур Абрахам, выступающий под немецким флагом, или Сюзи Кентикян – чемпионка мира по боксу в наилегчайшем весе среди женщин-профессионалов. Впрочем, у прославленной спортсменки есть и другой отличительный «бренд», по которому многочисленные фанаты узнавали ее в любой точке планеты. Королева бокса обычно выходила на ринг под песню Killer Queen рок-группы Queen. Но несмотря на столь грозное прозвище, в жизни она очень позитивный и коммуникабельный человек. Ей нравится заниматься шопингом или смотреть фильмы в домашнем кинотеатре. Спортивные достижения сделали Сюзи одной из популярнейших спортсменок Германии. И хотя, по слухам, в 2016 году она завершила боксерскую карьеру, ее до сих пор узнают на улицах, в супермаркетах, ресторанах не только родного ей Гамбурга, но и по всей Германии. Даже строгие немецкие полицейские не штрафуют за дорожные нарушения. «Люблю скорость. Это дает ощущение свободы, – признается собеседница. – А еще люблю нашу армянскую кухню, особенно хашламу, которую очень вкусно готовит моя тетя из Эчмиадзина. Но в повседневной жизни совершенно не люблю светиться. Однажды перед вылетом в Ереван я попыталась спрятаться за огромными темными очками. Но уже у трапа ко мне стали подходить пассажиры за автографом. В самолете я долго беседовала с ними. Многое открыла для себя впервые. Ведь на момент отъезда нашей семьи из Армении мне было всего пять лет. И хотя я не чувствую себя в Германии чужой, все же твердо решила, что когда-нибудь обязательно вернусь на свою историческую родину».

Возможно, эти планы и осуществились бы, но «бархатное» лихолетье, пандемия коронавируса, а затем война отодвинули их на неопределенный срок. В те дни армянские общины Германии и Франции направили в Армению 25 тонн гуманитарного груза. Как отмечает бывший фотокорреспондент нашей газеты, ныне проживающий в городе Нордерштедт, местные активисты отправили в Армению восемь фур с необходимым снаряжением. Помощь оказывали не только тамошние армяне, но и немцы, а также представители других национальных меньшинств. «Мы обращались к разным людям. Они уже знали о сложившейся на арцахско-азербайджанской границе ситуации. И никто нам не отказывал. Многие приходили сами, иногда просили не упоминать их имени. Но не из боязни, а из скромности. Меня же потрясла история мусульманки, скромной дагестанской девушки-инвалида, которая передала 20 евро с просьбой купить необходимое для Арцаха. Хотя ей самой они совершенно не лишние для лечения, – рассказал ветеран первой Арцахской войны Срапион Геворгян, чей сын принимал участие в боевых действиях 44-дневной войны. – Мы укомплектовали машины в основном медицинскими принадлежностями, аптечками и препаратами, среди которых были бинты, вата, йод, тонометры, стетоскопы, бинокли, маскировочные халаты, а также новая одежда для гражданского населения приграничья». К сожалению, помощь вовремя не дошла до места назначения из-за бюрократических проволочек. А позже ее частично можно было увидеть на популярном армянском сайте List.am, который в народе называют «купи-продай». Прокуратура потом начала расследование, однако итоговой информации, которую ждут в армянской диаспоре Германии, до сих нет.

Община продолжает жить интересами исторической родины. Как говорит член комитета по культуре при армянской общине Шушан Сукиасян, еще до всех «до», в планах были экскурсионные поездки в Армению. Ведь примерно пятьдесят процентов немецких армян никогда не были на родине. Теперь с этим придется повременить. «Но мы не теряем времени зря и продолжаем популяризировать национальную культуру внутри сообщества. Это концерты, воскресные школы, пресса, летние лагеря для детишек. Сотрудничаем с местными общественными армянскими организациями, которые координируют различные направления», – рассказывает она. По словам докторанта исторического факультета Рурского университета Азата Ордуханяна, подобных объединений и инициативных групп насчитывается около 40. Среди них Союз молодых ученых, Гильдия врачей, Альянс предпринимателей, основанный в 1914 году и возрожденный спустя 58 лет. Есть даже Общество гурманов армянской кухни и армянского коньяка, штаб-квартирой которых считается ресторан «Ани» в Дюссельдорфе. А еще есть Содружество поклонников армянского радио. Но это скорее ностальгическая шутка тех, кто приехал в Германию из советских республик в начале девяностых, считают в общине. Хотя… Ученые, возможно британские, обнаружили в средневековой немецкой поэме XI века «Песнь Ана» указание, что отважное племя баварцев пришло из Армении. «Ну вот, с армянскими корнями Баварии вроде бы разобрались», – шутит «Армянское радио» Германии. Как бы там ни было, но документально подтвержденных исторических свидетельств армянского следа в этой стране нет. А отрывочные сведения предполагают, что в первом тысячелетии нашей эры здесь, возможно, и появлялись христианские миссионеры, но это всего лишь версия. Вместе с тем известно, что в XVIII веке представители знатного баварского рода Аретин (Арутюн) на своем родовом знамени изобразили Ноев ковчег на фоне горы Арарат, которую окаймлял девиз «Во имя Бога, во имя Армении». Однако этот вопрос лучше оставить историкам для более досконального изучения, поскольку на гербе немецких баронов армянского происхождения изображен только Ноев ковчег.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля