№9 (342) сентябрь 2021 г.

Тараз: элементы идентичности

Просмотров: 2709

Летопись истории и образа жизни армян на выставке тараза

Уже не первый раз в центре Еревана проходит праздник национального костюма «Ереван. Тараз-фест», который считается одним из самых ярких событий в культурной жизни города. Кроме традиционной коллекции раритетов, свое творчество представляют и современные дизайнеры, использующие в работе над повседневной и вечерней одеждой элементы национального костюма. Причем это не винтаж, а органичное вплетение элементов национального колорита в изысканные творения актуального прет-а-порте. В гардеробе современной армянки сегодня особенно популярны такие национальные аксессуары, как пояса, украшения, головные уборы – порой стилизованные, порой авторские, но всегда выполненные по традиционным мотивам.

Нынешнее лето добавило в свой календарь еще и выставку – «Тараз: элементы идентичности», которая открылась в ереванском Музее истории Армении. По словам организаторов, на постоянной основе здесь представлено около двухсот экспонатов, а еще около восьмидесяти оригинальных образцов будут систематически обновляться. В экспозицию включены комплекты таразов, отдельные элементы одежды, предметы туалета, обувь, украшения, старые фотографии, на которых изображены не только армянские национальные костюмы XIX–XX веков, но и сам процесс их изготовления.

«Работая во время пандемии коронавируса в онлайн-режиме, мы обратили внимание на возросший интерес виртуальных посетителей к архивным снимкам, трогательным семейным фотографиям, где даже в композиции четко прослеживается аутентичный образ быта и обычаев наших предков, при этом народный костюм достаточно объемно подчеркивает национальную идентичность, – говорит директор музея Давид Погосян. – Армянская традиционная одежда имеет многовековую историю. Учитывая важность культурных и этнических аспектов, мы решили организовать своеобразный экскурс в историю национального костюма. Это выставка таразов из Еревана, Шуши, Муша, Шатаха, Константинополя, Ахалциха, Алюра. Многие экспонаты выставлены впервые, а самый древний из них найден в Киликии и датируется 1465 годом».

Богатая коллекция включает в себя женские, мужские и детские таразы, каждодневные и праздничные, традиционные и изготовленные под влиянием европейской культуры. И хотя каждый регион проживания наших соотечественников диктовал свои определенные требования, тем не менее аутентичность от этого не терялась. Несмотря на то, что в Восточной и Западной Армении армянские элементы украшения были разными, они все равно имели некие общие черты с точки зрения семантики, формы, цвета. Хотя для тараза характерна определенная цветовая гамма, где в основном доминируют красный, синий, зеленый, пурпурный и желтый цвета. Как отмечал в своих трудах армянский философ Средневековья, богослов, педагог и ректор Татевского университета Григор Татеваци, каждый из них символизирует определенную стихию: «Белый – воду, желтый – пламя, черный – землю. Позже к ним добавились новые цвета, где красный олицетворял храбрость, синий – небесную справедливость, а фиолетовый – мудрость».

Примечательно, что старинный наряд хотя и уступил со временем место европейской одежде, тем не менее сохранялся в повседневной жизни вплоть до середины ХХ века в отдаленных горных селениях Арцаха, Зангезура, Сисиана, Гориса. Впрочем, по словам этнографов, его и после еще долго носили в деревнях Карабаха и Сюника ровесницы века, считавшие тараз более комфортной одеждой, нежели унифицированные модели мировой моды. Главная составляющая женского тараза – это платье, которое имело прорези в рукавах, носилось с запхом и фиксировалось поясом, украшенным серебряными монетами или металлическими цепочками. Поверх платья надевался фартук, на котором набор цветовой гаммы и орнамент вышивки считались визитной карточкой малой родины его владелицы. Узор по большей части содержал растительные мотивы, геометрические фигуры, а также изображения бытовых предметов, животных, птиц и даже церковных сооружений в виде купола храма или креста. По словам научного сотрудника отдела этнографии Музея истории Армении Асмик Петросян, качество одежды зависело от социального положения ее носителей, природно-климатических условий того или иного региона. «Естественно, в жаркой Араратской равнине одевались не так, как в прохладных горах Сасуна или в приморской Киликии. Но всегда одним из обязательных атрибутов женской одежды, гармонично вписывающимся в образ, считались украшения. Особенно славились своим мастерством васпураканские ювелиры. В золотую или серебряную оправу они зачастую вставляли драгоценные или полудрагоценные камни глубоких тонов: изумруд, бирюзу, рубин, обсидиан. Однако мегринские женщины предпочитали сережки и подвески нежных коралловых цветов, напоминающие плоды созревающего кизила, – рассказывает собеседница. – Большим спросом пользовались голубые или красные бусы от сглаза. Хотя в большинстве регионов предпочтение традиционно отдавалось другому амулету – ачки улунк, выполненному в виде сине-белых бусинок».

Впрочем, по словам многочисленных посетителей, сглазить такое великолепие представленной старины просто невозможно. Туристы, а вернее, туристки признавались, что покорены старинными шедеврами и завидуют «белой завистью» тем, чьи бабушки и дедушки были обладателями всей этой роскоши. «Я действительно в восторге от увиденного на выставке. Узнала много нового для себя, а потому современные армянские реалии теперь рассматриваю через многовековую призму вашей национальной культурологии, которая сформировала такую красоту в столь сдержанном стиле, – говорит путешественница из Омска Татьяна Говорова. – Это своеобразная летопись истории и образа жизни армян. У вас есть чем гордиться. И прежде всего умением во все времена сохранять самобытность».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты