№11 (343) ноябрь 2021 г.

Эпизоды армянской истории в изложении отцов-мхитаристов

Просмотров: 1393

Книга – лучший подарок себе, друзьям, родным и близким. Эта непререкаемая истина сегодня, в век цифровых технологий, приобретает особый смысл. Достойных изданий про Армению на европейских языках не так много. И вот недавно вышла в свет книга «Эпизоды армянской истории в иллюстрациях» на армянском, русском, английском и французском языках.

История переиздания этой уникальной книги такова. Известный российский врач, ученый, академик РАН Дмитрий Юрьевич Пушкарь, путешествуя по Греции, нашел на книжном развале в Салониках старую потрепанную временем книгу Episodes de l’Histoire Armenniene Illustres. Как оказалось, книга была издана в 1911 году в одной из первых типографий Италии в Венеции преподобными отцами-мхитаристами (армянский католический орден, основанный в 1712 году и обосновавшийся на острове Св. Лазаря – Сан-Ладзаро дельи Армени, близ Венеции. – Ред.).

У нового владельца книги профессора Геворга Касяна при поддержке Общества армянских врачей России родилась идея восстановить и напечатать ее полное издание, чтобы современники смогли не только узнать о наиболее важных событиях истории древней Армении, описанных монахами-мхитаристами, но и познакомиться с редкими иллюстрациями к ним.

Книга «Эпизоды армянской истории в иллюстрациях» вышла ограниченным тиражом 500 экземпляров в издательстве «Слово», основанном Григорием Ерицяном, председателем Фонда сохранения раритетов книжного искусства, выпускающем уникальные печатные издания. Этот проект направлен на сбор средств для образовательных программ для врачей Армении и Арцаха. Средства, полученные от продажи, будут аккумулированы на счетах фонда ВИВА (Врачи и волонтеры Армении) и Фонда содействия сердечно-сосудистой хирургии академика Баграта Алекяна. Десять приобретенных экземпляров позволят организовать стажировку одного врача из Армении и Арцаха в ведущих клиниках России в течение одного месяца.

«Эпизоды армянской истории» рассказывают о доблести, отваге и мудрости правителей древней Армении, их героической борьбе против чужеземных завоевателей, взаимоотношениях с соседними государствами, интересных фактах из их жизни.

Глава книги «Ара Прекрасный и царица Семирамида» посвящена истории любви царицы Ассирии Семирамиды к Аре, названному Прекрасным по причине своей исключительной красоты. Именно от его имени провинция со столицей Армавир получила название Арарат. «Прекрасному Аре были посланы богатейшие дары с мольбой приехать на встречу с царицей, – пишут авторы. – Но многочисленные посланцы, приезжавшие уговаривать Ару, были отправлены назад с отказом. Ара любил свою жену Нуарду. Семирамида, уязвленная в своем самолюбии, собрала многочисленное войско и развязала войну против Ары. Она хотела сделать его своим пленником. Война была разрушительной. Ара, сражавшийся во главе своей армии, встретил героическую смерть в окружении своих храбрецов».

В разделе под названием «Анушаван, посвященный сакральным платанам Армавира» рассказывается о том, что у наследника Ары родился сын Анушаван. Его называли Сос (платан), «ибо его отец согласно верованиям эпохи посвятил сына сакральным добродетелям платановых лесов Араманика в Армавире. Покачивание и шуршание листьев этих платанов при сильном ветре или легком дуновении долгое время оставались предметом магической науки в Армении». Анушаван стал мудрым царем и сделал Армению процветающей.

Книга повествует также о храбром принце Вагаршаке, ставшем царем и создавшем многочисленную армию Армении. «На трон Армении, огромная территория которой простиралась до того места, где Кавказ омывается Западным морем, Вагаршака посадил брат Великий Аршак», – пишут мхитаристы. – Принц Вагаршак, столь же осторожный, сколь и отважный, как только стал царем, поспешил создать многочисленную армию из самых непримиримых воинов Атропатены и Армении.

Некто Морфилиг поднял против Вагаршака все силы Лазиги, Понта, Фригии, Майага (Каппадокия) и отправился на его поимку. Две армии встретились недалеко от горной долины, сблизились и приготовились к сражению». Вагаршак одержал победу и установил в стране мир.

Отдельная глава посвящена царю Тиграну II и его взаимоотношениям с Римом. Царь Тигран не выдал римлянам Митридата, царя небольшого эллинистического государства Понта, одного из самых упорных и последовательных противников Рима, несмотря на то, что Рим угрожал войной. «Мое родство с Митридатом не позволяет мне предать его, даже если он мой враг. Я готов сражаться, если это угодно римлянам, – приводят слова царя Тиграна историки-мхитаристы. – Рим выдвинул свои легионы против Тигранакерта. Тигран, узнав об этом, собрал свои отряды. Бесстрашные солдаты неожиданно напали на римлян и вошли в осажденный город. Ночью они забрали сокровища и наложниц царя. Тигран и Митридат сражались с римлянами, в конце концов побежденными и изгнанными из захваченной ими страны».

Несколько разделов книги рассказывают об отдельных эпизодах жизни царя Арташеса II. Царь был любим народом, и его кончина стала для армян большим горем. Авторы книги приводят слова Мовсеса Хоренаци, описывающего церемонию прощания с Арташесом II: «Какое множество людей умерло во время смерти Арташеса, его любимые жены, наложницы и верные слуги! Как великолепны были последние почести, отданные его останкам! Все было устроено по обычаю самых культурных народов, а не на манер варваров. Гроб был золотой, на престоле – ложе из тонкой ткани. Тело облачено в золототканый плащ, на голове Арташеса корона, перед ним на подушке – золотой меч».

Авторы книги не обошли вниманием знаменитое сражение царя Трдата с предводителем гуннов и басилов Гедрехоном, вторгшимся на землю Армении и дошедшим до провинции Тарон: «Трдат, увидев, что он загнан в тупик, взял с собою те немногие войска, которые у него были, разделил их на несколько отрядов, направил их на врага, приказав идти в разных направлениях, а сам во главе 16-тысячного войска бросился в атаку на Гедрехона. Потрясение было таким сильным, что ему никто не сопротивлялся. Враг был отброшен в лес, где потерял большую часть своих людей».

Отцы-мхитаристы приводят в книге также рассказ знаменитого древнего армянского историка Фавстоса Бузанда о смерти князя Гнела, который был казнен по приказу царя Аршака из-за любви к жене царя.

О героической битве армян против персидской армии во главе с Себуктом, защите христианской веры рассказывается в разделе под названием «Князья Аршавир Камсарасан и Муше Димаксян атакуют персидскую армию». Князья Аршавир Камсарасан и Муше Димаксян, Хорен Хорхоруни и Димаяк Димаксян разбили врага, проявили отвагу и мужество в сражении с превосходящими силами персов.

Повествуя о спарапете Ваане Мамиконяне, историки-мхитаристы пишут: «Персидский царь понял, что трудно покорить армянский народ, ведомый такими героями, как непобедимый Ваан: ведь тот поднял всю страну, с кучкой бойцов победил царские отряды, особенно в последний раз, когда с тридцатью воинами напал на тысячное войско и обратил его в бегство. К Ваану были посланы гонцы для заключения мира. Ваан согласился и в сопровождении нескольких сатрапов приехал ко двору Вагаршака. Последний встретил его торжественно, в присутствии знатных персидских вельмож, похвалил его за верность, осыпал почестями и закрепил обещание исполнить его просьбы письменно, поставив на документе свою печать. Затем, желая выказать наибольшую степень уважения, которую испытывал к Ваану, царь нарек его главой Дома Мамиконянов, одновременно отдав под его командование армянскую армию».

Несколько страниц книги посвящено героическим событиям в древнем армянском городе Ани, когда его осадили греки во главе с полководцем Николасом. «Жители Ани, движимые любовью к родине, сплотившись, вышли из города, яростно атаковали греков, большое их число уничтожили, а остальных выгнали их страны», – повествуют монахи-мхитаристы.

О военном гении царя Тороса II, который остановил продвижение греческой армии в Киликии, повествует глава «Торос II и пленные греки»: «Торос, видя наступление греческой армии, расположил свою пехоту в начале пути, по которому должны были пройти греки. Потом вместе с кавалерией он встал в тылу греческого войска, чтобы исключить его отступление. Таким образом, греки, желая пройти, были неожиданно атакованы и спереди, и сзади. Множество греков были взяты в плен, среди них – довольно большое число принцев. Император, расстроенный ужасным разгромом, особенно пленением принцев, попавших в руки Тороса, отправил послов для договора о выкупе. Когда послы доложили о своей миссии, Торос ответил им: «Так эти пленники столь драгоценны, что я заставил императора предлагать мне выкуп за них? Во сколько же вы цените тех, о ком просите? Если бы я оценивал этих людей, я бы не вернул их вам. Дайте же мне столько, сколько хотите, и забирайте с собой моих пленников». Послы, поразмыслив, что для чести принцев надо предложить большой выкуп, преподнесли щедрые дары. Торос немедленно распорядился разделить эти подношения среди солдат».

Отдельные страницы издания посвящены коронованию царя Левона II. «Выдающийся, мудрый и отважный принц Левон II был самым великим и самым знаменитым из рода Рубенидов, – говорится в главе «Коронование царя Левона II». – После победы над султаном Икониума он завоевал Исаврию, заняв провинцию Аррасус, и завладел большой крепостью Баграс. Он захватил Сирию, занял город Адалию, осадил Цесарию в Палестине. Историки говорят, что за короткое время Левон захватил семьдесят два укрепленных замка. Он улучшил свое государство, построив больницы, приюты для бедных, восстановив города и замки, лежавшие в руинах.

Когда в 1187 году Юсуф Саладин д’Алеп покорил Египет и взял Иерусалим, латиняне объединились и под командованием императора Фридриха отправились в Палестину, чтобы отвоевать ее. Папа Целестин III написал принцу Левону и Католикосу Григорию просьбу оказать помощь европейским братьям-христианам. В 1190 году император Фридрих из Икониума снова написал принцу Левону, прося о помощи. Левон сразу же отправил богатую провизию голодающим и солдатам. Император Фридрих поблагодарил Левона за великодушие и обещал ему пожаловать царский титул. После смерти Фридриха его сын Генрих не забыл обещание отца и сообщил о своем согласии Папе. Тот направил в Киликию Конрада, майенского епископа, передав ему великолепную царскую корону, предназначенную для Левона. Со своей стороны император послал царю Армении чудесный штандарт, на котором был вышит лев в прыжке, это был намек на имя Левона. Такое геральдическое изображение с тех пор всегда фигурировало на флагах армянских царей, заменив старые, изображающие орла, голубя и дракона.

В 1198 году, шестого января, в день Богоявления, в городе Тарсе, в церкви Святой Софии в присутствии бесчисленной толпы гонцов и послов всех стран Католикос Григорий торжественно нарек Левона царем всех армян».

Эти и другие описанные в книге исторические события иллюстрированы замечательными гравюрами.

Отдел информации «НК»

Приобрести книгу можно в интернете по адресу: admin@armrusmed.org, направив заявку, или на сайте издательства «Слово» (www.slovobooks.ru), или обратившись в фонд ВИВА (Врачи и волонтеры Армении).

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля