№8 (352) август 2022 г.

Судьба Армении продолжает решаться за ее пределами

Просмотров: 22063

Сперва о властных разборках. Здесь примечателен скандал с обнародованием записи разговора экс-председателя Высшего судебного совета Рубена Вардазаряна с недавно ставшим тоже экс-председателем того же совета Гагиком Джангиряном. Запись была сделана более года назад, но опубликована только недавно. В этом разговоре зафиксирован шантаж: Джангирян предлагает Вардазаряну добровольно отказаться от должности председателя – и тогда возбужденные против него уголовные дела полетят в мусорную корзину, тем более что шиты они белыми нитками.

Это обычная постреволюционная практика, ничего в ней особенного нет, дела шьют по поводу и без повода. Но тут почему-то случился скандал. Естественно, мотивы тут чисто политические и объяснения лежат в плоскости власти. И если оппозиция действует открыто, то внутри властного монолита в лице правящей партии «Гражданский договор», захватившей в стране всю полноту власти, тоже неизбежно возникают оппозиционные течения, усиливающиеся во времена, когда над их лидером нависают опасности. Что грозит этой массе неожиданно получивших власть оказаться предоставленной самой себе? Внутри всякого властного монолита образуется крыло, которое начинает претендовать на власть или желает просто застраховаться от потерь. Внутривластную оппозицию логичнее всего возглавить человеку с большим собственным ресурсом, связями во всех ветвях власти и т.д. И таким человеком сегодня является депутат-олигарх Хачатур Сукиасян, у которого, кроме дружественных, существуют еще и родственные отношения с другими видными фигурами как из нынешней, так и прошлых властей. Среди депутатов и прочих должностных лиц есть его бывшие сотрудники, и т.д. Не говоря о том, что олигархический взлет у него начался во времена Левона Тер-Петросяна и он оказал действенную моральную и материальную поддержку попытке «цветной революции» еще в 2008 году. Что делает его в определенном смысле предтечей революционного процесса. Даже нынешний президент был его сотрудником. Понятно, что функции президента ограничены, но тем не менее какие-то права у него есть, и если им хорошо управлять, то он может оказать определенные услуги одним и строить козни другим.

Гагик Джангирян тоже имеет достаточно древнюю историю, начавшуюся еще в советские времена, которая временами достаточно тесно переплеталась с историей Сукиасяна, и легко предположить, что удар по Джангиряну – это удар по Сукиасяну. Пашинян скорее всего почувствовал определенную опасность, исходящую от него, и принял определенные меры. Причем почувствовал опасность не тогда когда была сделана запись, а теперь, по прошествии года с лишним. Тогда, видимо, отношения были шоколадные, интересы по приватизации судебной системы совпадали. Сукиасян, как и Пашинян, активно продвигал идею беззаветной дружбы с Турцией, и последний, видимо, был не против назначения протеже Сукиасяна председателем Высшего судебного совета. Теперь Джангиряном этот пост утерян. Насколько далеко пойдет Пашинян, прореживая ряды сукиасяновцев, пока неясно. Но интересно то, что в вопросах личной власти Пашинян обрел определенную гибкость. Другой олигарх, Гагик Царукян, связанный с Сукиасяном родственными узами – их дети состоят в браке, – мало того что не подвергся репрессиям, но еще и был определенным образом награжден. В частности, принадлежащее ему казино «Шангри ла» постановлением парламента будет реанимировано за счет бюджета, т.е. налогоплательщиков. Обойдется это в 4,2 млрд драмов, что составляет 10 млн $. Т.е. классическая схема кнута и пряника, что говорит об обретении определенного политического опыта. Правда, за счет бюджета, т.е. граждан Армении. А насчет полярных подходов к олигархам пусть они разбираются сами.

Главное – репрессировать Сукиасяна без последствий Пашинян не в состоянии. Он пробовал сделать это с другим олигархом, с Царукяном, но у него не получилось. Так что приходится бить по окружению, а не по самому Сукиасяну. И еще. Плохое управление всегда вызывает вопросы у окружения – типа, а почему он, а не я? И у меня отсутствует управленческий бэкграунд, и я тоже подвержен порокам потребления. И т.д. Не говоря о том, что мотивы ревности могут быть упакованы в патриотизм. И тут уже внешняя поддержка может сыграть большую роль. Конечно, если она сопоставима с той, благодаря которой Пашиняну удалось захватить власть и избирательную машину.

Из внешнеполитических обстоятельств отметим, что в последнее время Канада демонстрирует определенную активность на территории республик бывшего СССР. В частности, намеревается открыть посольство в Армении с целью, согласно заявлению канадского МИДа, участия Канады в деле противостояния «дестабилизирующей деятельности России». Т.е. Армения, согласно канадским планам, становится полигоном этого самого противостояния. Как говорится, «где Кура, и где твой дом?» Т.е. Канаде явно не хватает борьбы с российским влиянием у себя и она решила поближе подобраться к России. Поскольку Канада в той или иной степени управляется генерал-губернатором ее британского величества, то канадский проект, надо полагать, находится в русле британского. Более общо – англосаксонского. Раньше представленность Канады в Закавказье выражалась на уровне консульства в Грузии, а теперь будет посольство в Армении, не исключено, что с сотнями сотрудников с многообразными функциями. На заре «цветной революции», кстати, Армению одним из первых посетил премьер Канады Джастин Трюдо, за год до этого отметившийся в масштабном гей-параде на улицах Торонто, подобрав к своему костюму носки в радужной раскраске ЛГБТ. Пашинян, то ли отметив наклонности коллеги, то ли из уважения к его «носочной дипломатии» подарил ему носки, почему-то выбрав при этом цвета национального флага. Кто бы мог подумать, что эти теплые отношения зайдут так далеко и Армения первой в Закавказье примет канадское посольство с продекларированной антироссийской миссией. Тут и до гей-парадов рукой подать.

Можно быть уверенным, что под крышей канадского посольства Британия совьет новое разведгнездо, а в более продвинутом варианте это будет один из форпостов борьбы с Россией, и в этом смысле у Канады не самая лучшая история. Именно в этой стране находится крупная украинская колония, сформировавшаяся после Великой Отечественной войны, члены которой имеют вполне определенную, сперва антисоветскую, ныне трансформировавшуюся в антироссийскую направленность, и вполне логично предположить, что англосаксонские методы на Украине с проникновением в государственные институты могут быть применены и здесь. Причем определенным образом синхронизированы с событиями на Украине.

Российское посольство выразило свое неприятие по этому поводу, квалифицировав его как вмешательство во внутренние дела, надо полагать, владея неозвученной информацией о планирующейся деятельности молодой Канады на нашей древней земле.

Посольства и США, и Британии по всей планете отметились подготовкой и содействием «цветным революциям». Не исключено, что Канада тоже решила не остаться в стороне и скоро начнет управлять назревающими в Армении процессами. В частности, недавно Жирайр Сефилян, соратники которого известны захватом полка Службы госоохраны в июле 2016-го с жертвами среди полицейских, объявил о необходимости освобождения террористов и организации восстания против власти. Пашинян тогда, в 2016-м, отметился в митингах оппозиции по поводу теракта, явно или неявно симпатизировавшей террористам, но, получив власть, освободить их от ответственности не смог – слишком явно просматривалась бы террористическая линия «бархатной революции». Радикал Сефилян полагает террор методом политической борьбы, и не исключено, что он имеет в виду силовую операцию по освобождению соратников. Типа «и братья меч вам отдадут». В свое время тогдашний президент Серж Саргсян был очень напуган терактом, надо полагать, что он и сегодня не исчерпал свой дестабилизирующий потенциал. И тут могут вступить в дело западные посольства, чтобы суметь выдать силовую операцию за всенародное возмущение, если, конечно, у них созреет желание произвести изменения во властной верхушке. Сегодня это кажется ненужным, достаточно прочитать теплейшее поздравление Пашиняна Байдену по поводу Дня независимости США, в котором он отметил, что «лидерство Штатов в вопросе демократии играет существенную роль не только в установлении прав человека и верховенства закона в разных уголках мира, но и в формировании предсказуемой и мирной среды развития народов регионов». Лучше не скажешь, особенно в свете происходящего и у нас, и на Украине. Не исключено, что этот выспренный, хотя и очень старомодный текст является благодарностью Пашиняна за его открытую поддержку Байденом.

С одной стороны. С другой – новым послом США в Армении предложена Байденом Кристина Квин при полном одобрении армянской стороны. Ей остается пройти утверждение сенатом, а далее покинуть пост временного поверенного в делах США на Украине – и с украинским опытом в Армению! Как-то нехорошо все сходится...

Итак, один из сценариев: радикалы захватывают власть под диктовку Запада с обещанием Пашиняну гарантий безопасности. Естественно, всякий договор – это в первую очередь кусок бумажки, а устный – вообще ничто, хотя бы потому, что велеречивый Пашинян опасен. Далее формируется «правительство народного доверия», первым делом отменяющее все достигнутые послевоенные договоренности под кураторством России. Что развязывает руки Азербайджану и дает ему возможность превентивных ударов, ибо договоренности похоронены. Потом вступает в дело ОДКБ, а тут уже на арену выходит Турция. И таким образом, Россия и Турция приходят к военному столкновению. Кому-то такой сценарий кажется фантастическим, но не будем забывать, что против России готовятся несколько направлений удара. Это, кроме Украины, Закавказье, где конфликт уже сотворен, далее – северо-запад России, где подобные попытки взяла на себя Литва, далее в борьбу могут вступить Швеция и Финляндия, рвущиеся в НАТО, и уже полностью заблокировать российский Калининград. ЕС вроде бы против радикального сценария, но очаг напряжения может сохраниться, вынудив Россию к ответным действиям, не исключено – к военным. Далее традиционный очаг напряженности – Центральная Азия. Здесь она сегодня перешла в Узбекистан, в котором жителей Каракалпакстана хотели лишить суверенного статуса республики и лишить права на выход из состава Узбекистана. Естественно, случился серьезный конфликт с погибшими и с введением чрезвычайного положения. Остается выяснить, почему президент Шавкат с труднопроизносимой фамилией Мирзиёев решил спровоцировать этот конфликт, тем более что каракалпаки не собирались выходить из Узбекистана.

Еще один фронт – сирийский, на котором активизируется Турция. Россия на днях, уведомив об этом американцев, была вынуждена нанести удар в районе военной базы Эт-Танф, находящейся в провинции Хомс на юго-востоке Сирии. Объект принадлежит силам международной коалиции и используется как американскими военными, так и бойцами сирийской оппозиции. Продолжаются скопления боевиков, по которым российские войска наносят удары. Можно предположить, что с целью отвлечения России от украинских дел здесь начинается эскалация боевых действий. Как далеко она зайдет – зависит от успешности спецоперации на Украине.

Одним словом, борьба англосаксов за сохранение колонизаторского статуса естественным образом вступила в параноическую фазу, в которой все средства хороши, и мы вполне можем стать объектом этой борьбы. В основе которой поражение России в 1991-м и переход ее в колониальный статус. Теперь приходится отвоевывать то, что было потеряно – суверенитет и независимость. Противодействуя при этом всему НАТО, чем дальше, тем больше кажущемуся реинкарнацией Третьего рейха с переехавшим за океан центром управления.

Получается, что при таких усилиях по сохранению англосаксонской доминанты в мировой политике и наша судьба определяется не столько внутренним состоянием, сколько отношением к нам держав. Протестная волна, возглавленная АРФ «Дашнакцутюн», ничего не дала, и то, что она стухла, усилило положение власти, правда, до поры до времени. Партия Пашиняна отстранила от должностей вице-спикера от оппозиции дашнака Ишхана Сагателяна и главу комиссии по экономическим вопросам Ваге Акопяна. Другие оппозиционные депутаты сами отказались от своих парламентских постов. На очереди, надо полагать, полное выдворение оппозиции из парламента. Американское посольство уже проявило свое мягкое отношение к происходящему, мол, разбирайтесь сами. Представляю, какой бы поднялся вопеж, если бы такое случилось во времена допашиняновской власти.

Итак, если удастся в очередной раз взорвать Армению изнутри... Если к власти приведут радикалов типа Жирайра Сефиляна и иже с ним, то они должны будут объяснить оболваненной части населения, что во всем виновата Россия, а Запад нам поможет. И оружием, и специалистами, и чем-то еще. По их расчетам, Запад будет воевать против своего же союзника Турции и его сателлита – Азербайджана. Кажется идиотизмом, но есть достаточное количество людей, способных после определенной обработки в это поверить. Азербайджан постоянно провоцирует конфликты по границам Армении, но мне опять-таки не кажется, что Азербайджан прямо-таки стремится развязать новую войну с Арменией, которая может вылиться в войну с ОДКБ, как бы Пашинян, по опыту прежней войны, ни препятствовал этому. Выйти на прямое столкновение с Россией Азербайджан, скажем так, не жаждет. Тем не менее проект еще одного фронта против России в силе, и Азербайджан здесь выступает в качестве инструмента. А инструмент – это не то, что приобретает, это то, что теряет. Как минимум – власть, и Алиев, я думаю, это сознает. Турция в условиях, когда Россия погружена в спецоперацию на Украине, может позволить себе некоторые вольности, но скорее всего в качестве предмета торга на других фронтах «взаимодействия» с Россией. До прямой атаки на Армению ей, по примеру Сталинграда, когда Турция, сделав выводы из сокрушительной победы Красной армии, отказалась от своих союзнических обязательств перед Германией, еще рано. Алиев понимает, что, даже имея в армянской власти лузера в лице Пашиняна и имея колоссальный инструментарий воздействия на него, он тем не менее может растратить все свои военные приобретения. И несмотря на подзуживания турок и англосаксов, он пытается ограничиться провокациями, не развивая их до объемной конфронтации. Естественно, скидывая вину на армянскую сторону. Мол, это они пальнули из рогатки, и мы были вынуждены подтянуть авиацию и артиллерию. Получается и нашим, и вашим – провокация есть, ну а до войны, извините, недотянули. В силу различных обстоятельств. Одно из них – это февральский договор между Россией и Азербайджаном. Как кажется, этот договор призван остановить становление Азербайджана британо-турецким инструментом против России. Эдакая смирительная рубашка для Алиева, которая позволит ему объяснить отсутствие фанатической воинственности, ссылаясь на договор. Который, что характерно, был заключен накануне спецоперации.

Кстати, как обстоятельство может быть приведена и недавняя отставка Бориса Джонсона, который слишком погрузился в свой бизнес с Зеленским на откатах и несколько ослабил свои стати ястреба со спутанными волосами. Мол, пусть ситуация сначала устаканится. Правда, смена европейских лидеров при дальнейшем углублении конфронтации Россия – НАТО может привести к власти и суицидальных радикалов, помешанных на русофобии.

Несмотря на то, что судьба Армении решается на Украине, о чем я уже писал, внутри Армении власть тоже как-то реагирует на ситуацию. Например, закон об обороне изменен, и управление армией сегодня от Генштаба полностью передается министру обороны, а начгенштаба становится первым заместителем министра обороны и тем и должен удовлетвориться. Закупки оружия и прочие финансовые потоки, касающиеся армейских структур, передаются министру обороны, т.е. своему, в недавнем прошлом учителю истории. Подобная подчиненность была и во время первой Карабахской войны, тут вопрос упирается не столько в саму структуру, сколько в личности. Не исключен вариант, что, если открытие фронта против России станет реальностью, она, будучи втянутой в войну, употребит свои союзнические обязательства для смены министра-педагога на военного специалиста. Не до конца исключено, что и сама власть предпочтет специалиста дилетанту, но это уже, увы, за пределами революционной логики.

Айк Наапетян, политолог, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. По моему судьба Армении сегодня решается в Турции при помощи предательской политики властей Армении. Иначе, чем объяснить все те уступки на которые идёт Пашинян и его полуграмотная команда.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты