№8 (352) август 2022 г.

Премьеры Национального театра оперы и балета радуют ереванцев

Просмотров: 1378

Яркое ереванское лето внесло в культурную жизнь столицы не менее яркие впечатления от премьер мировой классики, поставленных в Национальном театре оперы и балета им.

А. Спендиарова. На суд зрителя было представлено сразу три спектакля – обновленная версия оперы Джузеппе Верди «Травиата», одноактный балет «Симфонические танцы» и опера «Алеко» Сергея Рахманинова. Такого изобилия новых постановок здесь не было давно.

И хотя аншлага не случилось – видимо, сказались сезон отпусков и политические волнения в стране, – тем не менее отзывы критиков и поклонников были одинаково позитивными. Экзамен был выдержан достойно, о чем свидетельствовали искренние аплодисменты и восторженные крики «Браво!» А эпитеты «красочный», «динамичный», «эмоциональный» можно отнести в равной степени к каждому из спектаклей. «Эти постановки уже вошли в репертуар нашего театра и, надеюсь, надолго останутся в театральной афише», – говорит худрук оперного театра и музыкальный руководитель спектаклей Карен Дургарян, одновременно отметив, что возрождение «Травиаты» на армянской сцене стало отчасти данью памяти Гегаму Григоряну – известному оперному певцу, много лет возглавлявшему театр. «Мировая звезда! Он уже ставил в Ереване «Травиату», которая шла на сцене более двадцати лет. Поэтому для меня было очень важно сохранить его имя на афише, тем более здесь прослеживается преемственность поколений. За дирижерским пультом управлял оркестром его сын Вардан Григорян, для которого выступление в столь сложном формате состоялось впервые. Спектакль не просто восстановлен. За 24 дня мы практически создали его заново, с новыми костюмами и декорациями. Но при этом дух Гегама Григоряна незримо присутствует в нашем оперном действе», – говорит приглашенный к сотрудничеству заслуженный деятель искусств России, режиссер Иркин Габитов, связанный с армянским артистом дружбой и совместной работой в Мариинском театре.

Преемственность поколений прослеживается и в балете «Симфонические танцы», впервые поставленном на армянской сцене молодым хореографом Ара Асатуряном. Большой успех пришел к нему в прошлом году после модерн-балета «#44» о второй Карабахской войне.

«Мой отец Ашот Асатурян был студентом Петербургской консерватории, долго работал в России, а затем около двадцати лет служил в Ереванском оперном театре. «Симфонические танцы», как хореограф и режиссер, он поставил в Харькове в далеком 1997 году. Это произведение стало последним большим балетом в творческой биографии отца. Я посчитал своим долгом восстановить его в нашем оперном театре. Когда обратился к господину Дургаряну с таким предложением, то он ответил, что есть возможность поставить вместе с «Алеко» и этот спектакль, – рассказывает собеседник. – Имеющиеся видеозаписи помогли сохранить почерк отца. И хотя после харьковского показа прошло более двадцати лет, балет по-прежнему актуален, современен и свеж».

На премьере разные по жанру опера «Алеко» и балет «Симфонические танцы» были объединены в одном общем вечере, который по праву можно назвать рахманиновским. По замыслу организаторов в такой последовательности и заключалась концепция презентованных постановок. Ведь «Алеко» – первая опера Рахманинова, написанная им в качестве дипломной работы по поэме Пушкина «Цыганы», а «Симфонические танцы» стали последним шедевром композитора. В нынешней версии успеху во многом содействовали молодые артисты, на которых сегодня делается ставка. В частности, главные роли Виолетты и Альфреда в «Травиате» исполнили Ованес Андреасян и Лусине Макарян. Как отмечали критики, певице полностью удалось передать трагедийный пафос своей героини. В ее прочтении переходы от веселости к печали, от безмятежного покоя к отчаянному смятению покоряют достоверностью переживаний.

«Я рад, что здесь очень много молодых певцов. Блестящие сопрано, которые поют на мировом уровне. И если Бог дал голос, то его надо непрерывно шлифовать до уровня высокого профессионализма. Поэтому мы совершенствовали на репетициях каждое слово, каждый звук, открывая новые оттенки и краски. Думаю, зритель остался доволен», – поделился своим мнением с журналистами Иркин Габитов. Впрочем, в августе поклонников высокого искусства ждет еще один сюрприз. Легендарный балетмейстер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России Олег Виноградов представит премьеру балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. И хотя четыре новые постановки за лето можно считать серьезной заявкой на достойное место в репертуарной афише Национальной оперы, руководство театра считает, что это еще не предел.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты