№11 (367) ноябрь 2023 г.

Дружат школы – дружат народы!

Просмотров: 3591

История дружбы между ереванской школой №69 им. Сахарова и нижегородской школой №134 началась года два назад с виртуального общения, которое весной этого года переросло в реальное знакомство. Тогда школьники из Еревана побывали в гостях у своих сверстников из Нижнего Новгорода, откуда привезли массу впечатлений и сувениров. К чести россиян, гостей встретили по всем законам русского гостеприимства, а в график насыщенного визита входили не только школьные будни, но и большая программа межкультурного обмена, включающая знакомство с историей, духовными ценностями, научными достижениями, народным творчеством.

Как отметила директор ереванской школы Марианна Мелян, это прямая возможность межнационального общения ребят из Армении и России, тем более в нижегородской школе учатся и наши соотечественники. А в ереванской школе есть классы с обучением русскому языку. Причем с учетом нынешней ситуации, когда в страну приехали российские релоканты и жители Арцаха, классы значительно увеличились и, естественно, потребность в качественном преподавании русского языка значительно возросла.

«Наша поездка в Россию была настолько плодотворной, что в результате родились интересные идеи, которые было решено постепенно воплощать в жизнь совместными усилиями при содействии Русского дома в Армении, Ереванской мэрии и департамента образования администрации Нижнего Новгорода», – говорит собеседница, одновременно отметив, что к ответному визиту гостей готовились долго, с особой тщательностью продумывая каждую мелочь в ежедневном расписании. В программе были предусмотрены школьные занятия, познавательные и исторические экскурсии по Армении. Важными и традиционными стали возложение цветов к Вечному огню у монумента Мать Армения в Парке Победы и к Мемориалу памяти жертв геноцида – Цицернакаберд, а также поездки в Музей города Еревана при столичной мэрии, хранилище древних рукописей Матенадаран, Историко-археологический музей Эребуни. Обязательным было посещение христианских святынь – Св. Эчмиадзина и древних храмов Хор-Вирап, Гарни, Гегард, поход к знаковым местам, в частности к арке Чаренца, откуда открывается потрясающий вид на библейский Арарат.

Не забыли и о спорте, присутствие которого в программе отметили проведением шахматного турнира. Особое внимание уделили знакомству с армянскими обычаями и культурой. А приобщение к национальной кухне решили организовать непосредственно через процесс приготовления традиционных блюд. Например, секрет выпечки лаваша в тандыре, а не в электрической печке стал для россиян настоящим открытием. А еще были экскурсии на озеро Севан и в Дилижан, где ребята познакомились с храмовой архитектурой средневековых зодчих. Кстати, там же, в Тавушской области, сфотографировались у скульптурной композиции героям известной советской ленты «Мимино». И хотя копии этих скульптур одновременно установлены в Грузии и Москве, тем не менее лучшей композицией, по мнению специалистов, считается именно армянская. Возможно, потому, что герой Фрунзика Мкртчяна – Рубик джан был родом из этого курортного городка. Как признавались ребята, они много читали о том, что Армения – это страна памятников, но то, что их так много, не представляли. «По ним можно изучать историю, ведь здесь есть памятники архаичной культуры, сакральные для армян хачкары, современная скульптура. А уважение к памяти русского поэта, прозаика, драматурга и дипломата Александра Грибоедова, памятник которому установлен в центре Еревана, говорит о многом», – считают они.

Каждый день становился для российских школьников не только ярким событием, но и открытием новых граней малознакомой страны, большую часть сведений о которой они черпали из интернет-источников. А потому не скрывали искреннего восхищения тем, с какой любовью и гордостью их армянские друзья рассказывают о своей родине. «Мне здесь все интересно: красивый город, величественные горы и доброжелательные люди. И совсем не чувствуется языкового дискомфорта», – говорит Безухов Роман, впервые приехавший в Армению. Впрочем, удивлялись не только россияне. Старшеклассница Екатерина Гнускина удивила буквально всех, поскольку разговаривали с собеседниками на армянском языке, который выучила самостоятельно у себя на родине. «Меня сначала заинтересовала сама Армения, ее история, культура. Стала читать все, что встречалось о вашей стране. А когда смотрела фильмы или ролики на армянском языке, то постепенно стала осознавать, что влюбилась в его мелодичность. Вот так получилось выучить ваш язык без репетиторов. Потом помогли виртуальные друзья, – рассказала свою историю на чистом армянском языке россиянка. –

Я просто очень люблю Армению. Давно познакомилась с хорошими людьми, они все армяне. Мы стали больше общаться. Я рада, что наконец приехала в Ереван. Хочется переехать сюда жить навсегда».

Конечно, акцент был сделан не только на достопримечательности, но и на учебно-познавательный процесс, представленный мастер-классами, открытыми уроками, интеллектуальными турнирами в занимательной игровой форме.

Особенно запомнились российским школьникам открытый урок «Город моего сердца – Ереван», посвященный дню рождения города Еревана, мастер-класс по теме «Применение интерактивных технологий для визуального решения квадратных неравенств», интегрированный урок предметов «Технология», «Национальный танец и песня», «Музыка» на аутентичную тему «Выпечка гаты по национальному обряду», совместный урок тематической направленности «Эндемика и экология Армении и России», завершившийся чаем, приготовленным из целебных горных трав. А неординарный проект учителя русского языка и литературы Светланы Григорян «Во имя Любви, Вечности и Жизни», посвященный героям Великой Отечественной войны, не оставил равнодушными ни взрослых, ни ребят. Это еще раз показало, что ни время, ни расстояния не сотрут историческую память о подвигах тех, кто в 1945 году победил коричневую чуму. «Мой дед тоже был участником Великой Отечественной войны. И то, что я сегодня увидела, тронуло до сердца, до слез. Это историческая память и ее надо бережно хранить», – отметила специалист отдела иностранных языков и естественных наук фонда «Национальный центр развития образования и инноваций» Карине Тамироглян. Тема взаимных интересов в ракурсе армяно-российской дружбы была продолжена в Русском доме в Ереване, где состоялась интеллектуальная викторина «Армения и Россия: диалог культур». Причем в подсказке залу участвовали даже учителя, когда их подопечные затруднялись с ответами.

Итоги армяно-российской встречи двух школ, как и полагается, подвели за круглым столом, где состоялся обмен мнениями. Подчеркивалась плодотворность встреч как в образовательном плане, так и в ознакомительных поездках. Не забыли отметить и теплоту семейного очага армянских семей, где россияне жили на протяжении почти десяти дней. Сожалели лишь о том, что время пролетело очень быстро, а так хотелось бы посмотреть побольше. Как подчеркнула директор приволжской школы №134 Анастасия Погосян, в Армении она не впервые. «Я в третий раз посещаю вашу страну и с каждым разом убеждаюсь все больше и больше, что здесь живут замечательные и душевные люди.

А в этот приезд столь разносторонняя программа стала возможна благодаря большому энтузиазму и творческому подходу моей армянской коллеги Марианны Павловны и ее замечательному коллективу, – говорит она. – Это была очень интересная поездка с общими интересами, духовными ценностями, историческими параллелями. Благодаря нашему проекту российские и армянские школьники, за которыми будущее, нашли новых друзей, новые интересы. Уверена, что сотрудничество продлится еще не один год, причем не только в статусе перекрестных визитов, но и на уровне личных контактов, потому что мы действительно породнились за этот год. Теперь ждем наших армянских друзей у себя в Нижнем Новгороде».

Наталья Оганова, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека