Артем Чернаморян: Армяне в Израиле не пострадали
Интервью с главным редактором газеты «Армяне Израиля», руководителем общественной организации «Наири» города Петах-Тиква
– Артем, все обеспокоены событиями, которые начались 7 октября в Израиле. Погибло много людей, мирных жителей. Скажите, пожалуйста, какова сейчас обстановка и, если возможно, более подробно расскажите о том, что сейчас происходит. Насколько армянское население участвовало или пострадало от всех этих событий?
– 7 октября около 6:30 – 6:40 центр Израиля начали массивно обстреливать ракетами со стороны Палестины. До сих пор эти обстрелы продолжаются. Хотя могу сказать, что сегодня мы нормально спали. Я очень боюсь сглазить. Потому что много раз так происходило во время моих интервью – я просто собирал детей и убегал в бомбоубежище. То есть сейчас боюсь сказать, что у нас все спокойно. Но две ночи дети спали. Это я про центр страны – центральные большие города под ракетными обстрелами ХАМАС. А на юге – там ситуация очень тяжелая. Общественная организация «Наири» создала штаб во время войны: к сожалению, у нас очень богатый опыт – я лично 20 лет живу в Израиле, и мы видели войны, видели очень много военных операций. У нас есть друзья, знакомые, родственники во всех этих городах, если кому-то чем-то надо помочь, мы обращаемся к нашим друзьям, и они на месте могут людям помочь, чем могут. Мы как бы среднее звено между общиной и государством, мы работаем с нашим посольством Израиля в Армении, держим связь с комиссаром по диаспоре господином Заре Синаняном.
– Заре Синанян или Армения чем могут быть полезны или чем могут помочь в данной ситуации?
– Во-первых, мы сейчас составляем списки – и посольство тоже, – чтобы знать, сколько людей хотят самолетом вывезти своих детей в Армению. Это очень важно. И кроме того, посольство занимается документами, всем, что можно сделать, помогают. В южных городах – Ашдод, Ашкелон и Беэр-Шева – там обстановка намного хуже, чем у нас в центре.
Юг, в районе до 40 километров от сектора Газа, под полным обстрелом, иногда бывает по 10 тревожных сигналов в день, люди даже не успевают выходить из этих бомбоубежищ или закрытых комнат. Население в постоянном страхе, страхе смерти, ты не знаешь, куда ракета может попасть, они просто обстреливают мирные города. А «железный купол» лишь вычисляет траекторию падения ракеты. Но ни у одной страны нет такой возможности – полностью закрыть воздух. Но Израиль, слава Богу, как минимум на 90% закрывает свой воздух.
– Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас сведения о пострадавших или погибших армянах?
– Среди армян нет раненых, нет погибших. 500 человек у нас живут на юге, в этих городах, 3000 человек живут примерно в центре страны. В целом в Израиле проживают где-то 10.000 армян. Вместе с Иерусалимом, с Хайфой…
– В основном где они проживают? На севере?
– На севере где-то 3000, половина в Хайфе, и разбросаны армяне по всему северу, по этим маленьким городкам, кибуцам, маленьким населенным пунктам, и на юге.
– Вы сказали, что есть связь с посольством и с Арменией с целью помочь выехать. А выехало какое-то количество?
– Нет, пока еще составляются списки. Я не знаю, что дальше будет с нами, как мы тут. Посмотрим, как все будет дальше. Последние два дня здесь, в центре, стало потише, но это не значит, что, когда начнется военная операция – прямо заход в Газу, – на нас не полетят ракеты «Хезболлы», на нас не полетят опять ракеты с другой стороны, с западного берега. То есть обстановка очень напряженная. У меня такое ощущение, что это день затишья перед большой бурей.
– Есть такой страх у Вас?
– Я – единственный журналист из Армении, который 20 лет живет в Израиле, и 20 лет я отсюда посылаю репортажи и пишу про армянскую общину, рассказываю про нашу жизнь всему армянскому миру, если кому-то это интересно и кому-то это надо.
– Будем надеяться, что это противостояние, эта война закончится. Но меня интересует Ваше мнение: какова причина обострения этой ситуации и есть ли способ выхода из этого?
– Знаете, в чем проблема? Сектор Газа – это просто террористы. Вчера у этих людей, которых уничтожили израильтяне, нашли флаги ИГИЛа, запрещенной в России организации.
– Многие эксперты останавливаются на мысли, что, если бы было создано государство Палестина, подобной агрессии не было бы. Как Вы думаете?
– Я думаю, что это неправда. Я думаю, что есть способ борьбы за независимость. Есть разные способы борьбы за свою независимость. Убивая младенцев, людей – таким способом победить Израиль и создать государство невозможно. В данный момент говорят, что 1350 человек погибли и сотни людей они просто увели в рабство. То есть ХАМАС говорит, что у них больше ста человек в заложниках.
– Такое, конечно, неприемлемо.
– Это просто варварство. Этим способом получить независимость невозможно. Вы просто не представляете, они ведь живьем сожгли ребенка, который держал в руках мишку!
– Западные журналисты рассказали об этом, но потом эти же журналисты заявили, что они этого не видели, что передавали это уже по слухам.
– Нет-нет, это неправда. Вы знаете, во время войны всегда очень много фейков.
– У Вас очень интересная фамилия – Чернаморян. Практически русский корень, я такой фамилии не слышал.
– Да, у нас очень редкая фамилия. Один из моих прадедов служил в Черноморском флоте в период 1853–1856 гг. в Крыму, сражался на русском корабле и после вернулся в Александрополь (ныне Гюмри). Видимо, у него была какая-то обычная армянская фамилия, а после 1856 года он поменял фамилию на Чернаморян. Наш род героический, я могу им гордиться. Во-первых, у меня есть прадеды, которые воевали в Первую мировую войну, из Гюмри (из Александрополя), у меня в роду 13 человек, которые сражались во время Второй мировой войны (и 90% из них не вернулись, пали смертью храбрых). Есть и участники первой Карабахской войны, которые, к сожалению, погибли, и были участники 44-дневной войны – то есть все Чернаморяны сражались.
– Получается, что все, кто носит фамилию Чернаморян – Ваши родственники?
– Да, это все мои родственники.
– Артем, а как Вы оказались в Израиле?
– У меня очень интересная история, еще со времен Второй мировой войны. Мой дедушка, Петрос Чернаморян, во время Второй мировой сражался на Украине до того, как их войска перебросили в Чехию, в Прагу. И он там спас мою бабушку – Файн Софью Яковлевну. И когда спас ее, он спросил по-армянски: «Ты армянка?» Когда она ответила, что не понимает, на каком языке он разговаривает, он заявил: «Мне неважно, пойдем со мной». Она очень была похожа на армянку – но оказалось еврейкой.
– То есть Ваша бабушка была еврейкой?
– Да, и в 1946 году он женился на ней, привез в Армению, в Ленинакан, и вот создали они такую интересную армяно-еврейскую семью. Но и в Армении, и в Израиле я считаюсь армянином, потому что у меня мама – армянка. Я тут сам крестился в церкви Святого Якова, и все мои дети здесь крещены. Для нас, для всей нашей семьи христианство – очень важно.
– Что послужило причиной Вашего отъезда?
– Моя бабушка уже давно жила в Израиле, и вдруг как-то раз позвонили мне и сказали: «Вы написали нам письмо, все нормально, Вы можете приехать в Израиль». И мы решили переехать в Израиль.
– Вы главный редактор газеты. Она в каком виде выходит и с какой периодичностью?
– У нас онлайн-режим сейчас. Сначала мы 4 года выходили ежемесячно. У меня есть очень хороший друг, который мне всячески помогал, он просто просит, чтобы я его не называл. Он из Москвы, армянин, и вот именно он мне помогал с созданием этой газеты. И мы 4 года ее печатали и бесплатно раздавали от Беэр-Шевы и до Хайфы и Крайота. Я горжусь тем, что мы изменили историю армянской общины Израиля, в первый раз в истории армянской общины Израиля мы напечатали на восточноармянском языке первую газету. Это очень важно, потому что тут есть газета «Сион», которая выходит только раз в два года, и там все на западноармянском и только на духовные темы, никакой информации про жизнь общины нет.
Я могу сказать, что практически каждые 2–3 дня на сайт газеты я добавляю новую информацию про нашу общину, особенно сейчас мы много чего делаем: пишем про наш штаб, про то, что мы делаем. К сожалению, нам очень тяжело, потому что община очень маленькая – тяжело собираться, и нужных специалистов очень и очень мало, чтобы такие интересные проекты продвигать.
– А Вы не думали на русском языке тоже что-то сделать? Я думаю, что среди армян, и не только армян, очень много русскоязычных в Израиле, это было бы полезно.
– На это ресурсов у нас, к сожалению, нет. Вся газета держится на мне. Я сам, после того как мы перестали эту газету издавать, перешел в интернет и теперь все расходы на издание я лично из своего кармана оплачиваю. Вы сами журналист, Вы понимаете, как тяжело для журналиста жить в диаспоре.
– Все средства массовой информации, особенно те, которые находятся за пределами Армении, да и в самой Армении тоже, – они находятся всегда в не очень хорошем материальном положении, так что это общая проблема. Скажите, пожалуйста, Вы часто бываете в Армении, сотрудничаете ли Вы с какими-то организациями?
– Я с 2018 года не был в Армении. После «бархатной революции» один раз я туда поехал, была какая-то встреча, я сейчас не помню. И когда я езжу в Армению, у меня получается не отпуск, а скорее встречи с общественными деятелями, с руководителями партий, встречи в МИДе.
Мы сотрудничаем со всеми, насколько это в наших силах. В этом году мы, к сожалению, всего 3 спортсменов привезли во время Панармянских игр, которые состоялись в Гюмри в августе. Я делаю все возможное, чтобы армяне Израиля участвовали в подобных проектах.
– Артем, спасибо большое. Желаю, чтобы у вас война быстро закончилась и люди вновь жили в мире и согласии. Удачи Вам и всего самого доброго.
– Спасибо.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии