№11 (367) ноябрь 2023 г.

Насколько велика угроза журналистам в Армении?

Просмотров: 2000

13 октября, в преддверии Дня города, на внеочередном заседании Совета старейшин Еревана состоялось торжественное приведение к присяге столичного градоначальника и соратника армянского премьера по партии «Гражданский договор» Тиграна Авиняна. На памяти ереванцев впервые инаугурация мэра прошла не по строгим канонам установленного регламента, а в формате театрализованного представления с элементами косплея, то есть переодевания, например охраны в воинов древнего Урарту. Именно они первыми встретили у двери мэрии, согласно иерархии того времени, царя, знать и полноправных граждан: премьер-министра РА Никола Пашиняна, президента РА Ваагна Хачатуряна, вице-премьера Мгера Григоряна, секретаря Совбеза Армена Григоряна, а также министров, депутатов от правящей партии «ГД», представителей международных организаций и аккредитованных в Армении послов.

А аккредитованные журналисты в этом году не попали ни в одну социальную группу, в том числе полноправных горожан, и потому не были допущены на церемонию, что также было впервые на памяти журналистской братии. К слову сказать, в былые времена четвертая власть всегда присутствовала на подобных мероприятиях, даже у президента, являющегося первым лицом государства. Чуть позже новообращенный мэр направил поздравление по случаю 2805-летия армянской столицы, где отметил, что будет верно служить Еревану. «Потому что для меня Ереван – это в первую очередь люди», – говорится в опубликованном в социальных сетях праздничном адресе мэра, из чего логично вытекает вывод, что представители прессы не являются людьми. Во всяком случае, достойными его внимания. Правда, в какой-то момент городской голова сделал неловкую попытку оправдаться перед акулами пера, заявив: «Извините, но мэрия – не место для журналистов и должностных лиц. Вы могли посмотреть в трансляции. Тем более церемония присяги мэра Еревана состоялась в несколько ином формате и была немного более плотной и загруженной».

Муниципальное мероприятие действительно было не только загружено, но и перегружено театрализованными действами, совершенно не уместными в данной ситуации. Сюда даже умудрились завезти уникальный камень с клинописью, рассказывающей об основании царем Урарту Аргишти I крепости Эребуни в 782 году до н.э. Возложив руку на древний артефакт, нынешний преемник царя Аргишти Тигран Авинян торжественно заверил по тексту присяги, что принимает «бывшие и настоящие трудности и вызовы Еревана, осознавая их не как бремя, а как мандат чести и ответственности, работы и миссии». Но именно этот момент привлек внимание журналистов и общественности, поскольку предыдущие градоначальники присягали городу на принятом Национальным Собранием в 2009 году документе под названием «Закон о Ереване», где четко прописаны сценарии подобных церемоний и строгости делового этикета. О древнем камне, а тем более о его привозе в мэрию и смете затрат на это там ничего не говорится.

«Возможно, у этих людей в детстве накопились недовольство и какие-то обиды, которые во взрослой жизни трансформировались в комплексы. Когда в креслах власти появляются представители ранее угнетенных классов, то, помимо упомянутого, значительную роль играет и тот фактор, что эти люди в жизни мало чего видели. Их кредо теперь: «Вот, я пришел, почитайте меня, как царя Аргишти, посадите меня на позолоченные стулья, покормите меня с серебряных ложек». Опыт якобинцев, большевиков и остальных показывает, что одержимость чувствовать себя царем или правителем проявляется не сразу. Сначала они «выходят из народа», являются скромными путешественниками с рюкзаками, ходят на работу пешком, ездят на работу на велосипеде и в метро, свободно и непринужденно общаются с журналистами. Но в итоге дело доходит до того, что именно журналистов не пускают на инаугурацию, как это произошло вчера. Понятно, что в церемонии участвовал премьер-министр, а желающих угодничать и лебезить хоть отбавляй. Присутствие придворных, наверное, важнее присутствия журналистов», – написала по следам инцидента газета «Аравот».

Не осталось в стороне и сетевое сообщество, тоже саркастично припомнив поездки на работу на велосипеде, который очень скоро заменили бронированные автомобили со снайперами. Вспомнили о первых пресс-конференциях «бархатной» власти на площади Республики, переросшие через короткое время в агрессию по отношению к журналистам. Напомнили и о железных воротах Национального Собрания, которые года два назад намертво заварили и обнесли колючей проволокой, чтобы задекларированная в 2018 году демократия случайно не проникла в стены законодательного органа. Хотя на заре «бархатной революции» Пашинян заявил, что ворота армянского парламента должны быть открыты всегда для гордых и любимых граждан. Кстати, именно в парламенте впервые начались гонения на неугодных властям журналистов: в нарушение закона о массовой информации им отказывали в аккредитации, а для оппозиционно настроенных нерезидентов Армении оформление документов в МИДе затягивается до тех пор, пока не заканчиваются сроки аккредитации в других госструктурах. «Как же сегодня надо всего бояться, чтобы «демократично» не пустить прессу в зал, а половину сотрудников мэрии отправить в отгул. Но зато в Страсбурге в зал заседаний Европарламента, где выступают намного более важные в международном плане тети и дяди, Пашинян привел трех своих дочерей. А ведь при «бывших» народ не только не видел, но даже не подозревал, что у них есть дети», – написали блогеры по поводу прошедшей инаугурации мэра, напомнив при этом, что премьер страны Пашинян сам когда-то был представителем четвертой власти. Случись такое в бытность его журналистом, то факт воспрепятствования профессиональной деятельности коллег по перу он моментально раздул бы до скандала в своей оппозиционной на тот момент газете «Айкакан жаманак».

Между тем, по последним данным организации «Репортеры без границ» (запрещенной в РФ), был опубликован традиционный доклад «Индекс свободы прессы – 2023 в 180 странах мира», где Армения по сравнению с прошлым годом улучшила свои позиции на три пункта и заняла 49-ю строчку. При этом она второй год подряд считается лидером по уровню свободы слова на Южном Кавказе, поскольку в данном рейтинге Грузия занимает 77-е место, Азербайджан – 151-е, Турция – 165-е, а Иран – 177-е. Вместе с тем в докладе отмечается, что поляризация СМИ отражает поляризацию политического поля Армении, а псевдоновостная риторика политических элит создает атмосферу нетерпимости, которая препятствует работе журналистов. Также отмечается, что представители прессы подвергаются давлению, а насилие в их отношении остается в Армении безнаказанным. Кстати, прошедшая в конце июля пресс-конференция Никола Пашиняна подтвердила правдивость этих выводов. После того как несколько избранных и вроде бы благонадежных журналистов вдруг стали задавать там свои, а не отцензурированные заранее вопросы, то буквально через день почувствовали на себе всю мощь «бархатной демократии». Со стороны проправительственной прессы, провластной ГНКО фабрики фейков, лжепользователей и таких же лжесетевых ресурсов на них обрушилась лавина угроз, в том числе физической расправы. Союз журналистов Армении осудил и решительно призвал прекратить кампанию разнузданных нападок с угрозами жизни и деятельности представителей прессы: «Ответственность за все это лежит исключительно на власти, в частности – лично на Николе Пашиняне. Прекратите целенаправленное преследование журналистов и СМИ, контролируйте свои инстинкты, страхи, прекратите групповые нападки на журналистов! Ни одному правительству не удавалось и никогда не удастся заглушить свободу слова». К заявлению тогда присоединились Европейская и Международная федерации журналистов, но даже при таком резонансе воз, как говорится, и ныне там.

Впрочем, народный премьер так не считает, заявляя в своих моноинтервью на тему медиа буквально следующее: «Я, как никто, знаю, с какими вызовами и трудностями могут столкнуться представители СМИ в своей работе. Признавая важность свободы слова и самовыражения, наше правительство предоставляет все механизмы для развития свободы прессы как неотъемлемой части подлинной демократии». Чистое зазеркалье, где речь идет даже не о двойных стандартах, а о придуманных картинках из мифологии. По словам главы Союза журналистов Армении Сатик Сейранян, все, что представляет Пашинян, рассчитано на определенную категорию, а именно на его адептов. В действительности же таких посягательств в отношении СМИ и отдельных журналистов, как сегодня, никогда не было, что могут подтвердить редакторы многих изданий. Кстати, не только из местных ресурсов. На постреволюционной памяти примером может служить недавний запрет на въезд известным медиаперсонам из России, которых «бархатное» правительство включило в черный список persona non grata. Хотя в наших реалиях удивляться особенно не приходится. Недавняя ратификация Римского статута теперь уже будет касаться не только представителей прессы…

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты