Петр Мультатули: Братья армяне! Россия настоящий друг и союзник на все времена, не поддавайтесь на провокации!
Интервью с известным российским историком, членом российского Императорского палестинского православного общества, кандидатом исторических наук
– Петр Валентинович, Вы известный российский историк, помимо своей преподавательской деятельности, Вы известны своими познаниями и пропагандой эпохи российской империи. Это очень интересная тема, и я хотел бы задать Вам в связи с ней следующий вопрос: в своих работах Вы утверждали, что к концу 1916 года Первая мировая война превратилась в войну всех против России. Хотя некоторые Ваши коллеги утверждают, что Ваши заявления не имеют под собой доказательств. Насколько можно сравнить ситуацию 1916 года и нынешнюю, когда против России практически воюет 51 страна Запада на Украине?
– Смотрите, почему я говорю, что к 1916 году развернулась война всех против России. Формально к 1916 году мы были в союзе с другими державами – с Англией, Францией, к тому моменту на нашей стороне была Румыния. У нас был внешний враг – Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Но к началу 17-го года в Англии фактически происходит тихий государственный переворот, когда к власти приходят люди, которые в первую очередь ставят целью не победу Англии в Первой мировой войне, а перестройку мира после Первой мировой войны. И вот в этой перестройке мира российская православная империя, которая стояла у порога победы, была им не нужна. Поэтому де-факто правительство Ллойда Джорджа, которое участвовало в поддержке февральского переворота, выступало, естественно, против России. Потому что Россия без монархии была обречена на поражение. Поэтому в этом смысле я говорю о том, что была война всех против России. Конечно, официально мы были союзниками с Англией и с Францией. Но для правящих кругов, особенно Англии, к тому времени фактически главным было сокрушение монархии. Недаром после того, как произошел февральский переворот, Ллойд Джордж воскликнул: «Одна из целей Англии в этой войне достигнута!».
Что касается сегодняшнего положения, то оно уже с самого начала выразилось как конфронтация нашей страны и всего Запада. Я бы сравнил эту войну с наполеоновским нашествием или с германским, нацистским нашествием. И то во время Великой Отечественной войны у нас потом появляются союзники – Англия и США! А здесь у нас союзники оказались совсем с другой стороны планеты.
– Восток и Юг.
– Да, именно Восток и Юг. Которые в общем-то впервые сплотились с нами против этого Запада. Причем Запада какого? Запада как антисистемы, Запада как несущего такой сатанинский передел мира. Он в общем-то нес это и при Гитлере, и при Наполеоне, но просто это камуфлировалось под французские интересы, под германские интересы. А здесь впервые Запад выступает как открытая антисистема.
– Получается, так можно сравнить эти два периода? Первую мировую и сегодняшние события?
– В противостоянии с Россией, конечно, можно. Но сейчас это еще более обостренно, потому что в Первую мировую войну, я говорю, Англия и Франция, или Бельгия – они были официально союзными. А сегодня у нас нет на Западе союзников вообще никаких. Ну, кроме людей, понимающих, куда это все идет, и отдельных политиков.
– Есть еще Сербия, частично Венгрия...
– Я бы сказал так: это страны, которые понимают, что в случае нашего поражения их ждет такая же антисистема, как та, что уже погубила Францию, добивает Германию, Англию и все остальные европейские страны. Они понимают, что эта антисистема – она ведь не только нам угрожает. Она угрожает и европейским странам, и там она уже достигла очень больших «успехов». То есть они уже загубили Францию, они свернули шею германской экономике, они и Англию уже давно превратили непонятно во что. Начиная с XVIII века в каждом начале столетия Запад организует поход против России. Это был Карл XII в XVIII веке, это великая победа Петра Великого при Лесной и Полтаве и на Гангуте – ведь там не просто шведов остановили, мы остановили западное нашествие. Потом в XIX веке это наполеоновская Европа. В XX веке это два нашествия – германское в 14-м и германское в 41-м. А сейчас очередной век пришел – и очередное нашествие Запада, который стремится нас уничтожить.
– Петр Валентинович, Вы – сторонник империи, имперского государства. Насколько сегодня, в современном мире, возможно существование настоящей империи, классической, в Вашем понимании? В частности, возможно ли, чтобы Россия когда-либо стала империей?
– Понимаете, Григорий Юрьевич, я как раз сторонник Российской империи, потому что XX век, начало XX века – это набор квазиимперий. Вершиной которого стала квазиимперия в лице США. Империя в моем понимании, вообще в классическом понимании, – это такая цивилизация, сакральная цивилизация, во главе которой стоит государь, который является носителем этой сакральной идеи, доказательством присутствия Бога, и все подданные которого при этом равны. Притом что есть государствообразующий народ, но все подданные равны. Несмотря на то, что есть вера большинства народа, все веры в принципе равны, веры абсолютно терпимы. Такой была Российская империя. У нас никогда не было колоний. Мы никогда не уничтожали, не принижали другие народы. Это было еще при Александре Невском, когда облагали данью финские какие-нибудь народы, но никогда их не уничтожали – ни их капища, ни их образ жизни, и так было всегда – до самого 1917 года. И в этих условиях Российская империя, на мой взгляд, возрожденная, конечно, в новом абсолютно виде, обновленная – это единственный наш путь. Потому что на самом деле в другом конгломерате, в другой форме мы просто не можем существовать. Потому что у нас столько народов, что всегда будут проявления национализма, сепаратизма, попыток превосходства какого-то одного народа над другим. И только Российская империя могла удерживать вот это все. Вы вот только посмотрите: идея белого царя. Православная идея, но она воспринималась и среди мусульманских народов (шах, падишах), она воспринималась у буддистов (воплощение белой Тары) – эти понятия, основные, сакральные, православные, они перенимались большинством народов Российской империи. И поэтому Российская империя жила. Но для того, чтобы она снова возродилась, я имею в виду как конституционная монархия, для этого должен измениться народ. Народ должен обрести Христа, он должен полностью – каждый человек – воцерковиться. И тогда изменится сознание человека, он поймет, для чего ему монархия.
– Вы как историк наверняка следите за тем, что сейчас происходит в Закавказье, на Южном Кавказе. 19 сентября в результате военной агрессии Азербайджана население Нагорного Карабаха (который, кстати, был еще в составе Российской империи, а после развала империи, после Октябрьской революции он вошел уже в состав Азербайджана – почему-то), и население 19–20 сентября, после кровавых событий этих 2 дней, было вынуждено полностью покинуть свои исторические земли, те земли, на которых армянский народ проживал веками. Вы как историк как это воспринимаете? Не чувствуете ли Вы, что часть Российской империи потеряна?
– Она потеряна уже очень давно, к сожалению. В каком плане? Я вообще уверен, что корни этой проблемы лежат в преступлении большевиков. На самом деле вопрос с Карабахом – не единственный, который они создали. Вопрос с Арцахом, с Карабахом – это одна из таких наиболее кровоточащих ран. Безусловно, начнем с начала: почему-то было создано государство на территории бывшей Российской империи, которое почему-то назвали Азербайджаном. Ну никогда на территории Российской империи не было такой провинции, такого ханства, которое бы называлось Азербайджаном. Азербайджан – это персидская провинция, всем известная, и, собственно, азербайджанцы живут в Персии.
– Да, на севере.
– На севере Персии живут азербайджанцы. И почему нужно было Шамахан, Ширван, Бакинскую – в то время это были губернии – называть Азербайджаном, да еще присоединять к этому Азербайджану территорию, которая, было сразу ясно, вызовет конфликт. В Российской империи все было спокойно, а большевики сознательно заложили эту бомбу замедленного действия. И пока все держалось на силе Советского Союза, эти процессы шли исподволь, а потом они взорвались в 1988–1991 годах, а потом в страшном 1992-м, и так далее. И сейчас фактически идет захват территорий, установление контроля над этими территориями все той же Османской империей. Пусть она сегодня и называется Турция, но мы отлично понимаем, что сам по себе Азербайджан не может и не будет главным контролирующим звеном. За ним придет Турция. И поэтому это продвижение Турции на север.
– Турция никогда не была на территории Закавказья. Но сейчас она фактически там находится, причем почти легально.
– Для русских Карабах тоже имеет очень большую духовную ценность – вспомним Русско-персидскую войну 1826 года, когда состоялась героическая оборона крепости Шуши! Ведь там мы отражали нападение персидской армии вместе с армянскими добровольцами. И мы выстояли против многотысячной персидской армии, мы отстояли крепость, там пролита русская и армянская кровь. Для нас это тоже святыня, просто мы все это забыли. Мы этого не помним. Но это не только дело армянского народ, это дело и русского народа.
Но произошло то, что произошло… Здесь нужно исходить из того, что Россия с того момента, как ее политика стала вменяемой – то есть с момента появления Владимира Владимировича Путина, – делала все, чтобы как-то этот вопрос урегулировать. Но понимаете, последний руководитель Армении – Пашинян – он сам фактически сдал все, что только можно сдать. Сам, своими руками! Например, не признавая Арцах как независимое государство. Ну как можно бороться за него по большому счету, если вы его не признаете? Он одновременно не признает Арцах как независимое государство и не соглашается ни на что! А потом он просто его взял и отдал. То есть даже при желании – хотя сейчас у нас очень сложное время, как Вы сами сказали, у нас война на Западе – на каком юридическом основании мы вступимся за Армению, если Армения, собственно, сама отказывается от Карабаха? Как и сказал президент Путин. И здесь я заметил и был этим очень огорчен – уже года два я вижу, что в Армении появилась и активно действует группировка людей, которая настраивает армянский народ против России.
– Эта группировка появилась не 2 года назад, в течение 20 лет их выращивали. Выращивали в так называемых «грибниках Сороса». Я имею в виду не только конкретно Сороса, а вообще все эти фонды, которые спонсируются Западом. Те, кого называют «соросята». Там очень много НПО, которые работали, растили и вырастили какую-то группу людей. На самом деле их не так и много.
– Конечно, нет. Но они очень шумные!
– Да, они активные, они шумные и сегодня получают приказы или ценные указания и от посольства США в Армении, и от других западных центров, и просто выполняют то, что им говорят. Но народ сегодня просто устал от этого положения, в котором Армения находится уже 30 лет. Им не хватает даже сил выразить свое негодование, выразить свое отношение к нынешней власти в Армении.
– Я абсолютно с Вами согласен.
– Скажите как историк, в чем Вы видите выход их того тяжелого положения, в котором оказались не только армяне Карабаха, но и сама Армения?
– Думаю, что, пока в Армении будет этот режим, я абсолютно уверен, ничего хорошего Армению не ждет. Более того, безусловно, Турция и ее фактический союзник во многом Азербайджан, они видят слабость, эту готовность сдавать позиции и будут только усиливать натиск. Турция – это сильная страна с очень большой историей. Историей кровавой, страшной – но историей. У нее есть опыт. Опыт наступления, опыт распространения, опыт экспансии. И поэтому не стоит думать, что они удовлетворятся только Карабахом. Это наивность. На мой взгляд, натиск будет продолжаться. А значит, мы можем только думать, что будет дальше с Арменией, которая находится сейчас в непонятно каких отношениях с Россией, с Арменией, которую обязательно предаст Запад – потому что Запад предает всех и вся всегда, так же, как предает любого своего сателлита. Если она не сменит режим и снова не войдет в нормальные отношения с Россией. Только с Россией – потому что именно Россия стала в свое время таким восстановителем армянской государственности. Что уж говорить, армянская государственность была утрачена в результате различных нашествий, и именно Россия при Екатерине II, при Александре I и особенно при Николае I и потом при Николае II наращивала территории. И в 1916 году освободили всю Западную Армению фактически. И в планах государя императора Николая Александровича (я это сам читал) было установление Армянского царства. Под скипетром русского царя или в качестве автономии – но с широкими правами. Эти документы хорошо известны.
– Кстати, об этом периоде – кому, как не Вам, известны герои-армяне в Первой мировой войне. Есть целая плеяда героев, которые получили орден Святого Георгия – крест, другие высокие награды Российской империи. Вы ведь изучали эту часть истории?
– Ну конечно. Мы даже читали курс Леонида Петровича Решетникова, когда еще работали в Российском институте стратегических исследований и ездили в Армению. У нас была конференция в Гюмри, как раз посвященная столетию Первой мировой войны и геноцида (это был 2014–2015 гг.), и посвященная участию армянских дружин во главе с генералом Андраником на Кавказском фронте Российской империи, где они героически воевали. Были доклады… Кстати, во время геноцида большую роль сыграл император Николай II, когда он спас армянское население, разрешив ему массово переезжать в Россию – 300 тысяч армян были спасены тогда от османско-курдского геноцида. Поэтому в тот период было очень много связей и много героев-армян, воевавших в Первую мировую войну, потом воевали уже и в Великую Отечественную. Если мы начнем перечислять, то армяне, хоть и были небольшим народом, дали очень много Героев Советского Союза, да и просто само участие их в этой страшной войне… Конечно, они готовились и надеялись, что потом Советский Союз раздавит и Турцию. Но вот не случилось. Потому что Турция поняла, что в тот момент лучше не вступать в войну на стороне гитлеровской Германии, и она, в отличие от Первой мировой войны, отделалась легким испугом, став надолго американской провинцией. Поэтому это очень важная страница в русско-армянских отношениях, и их нужно обязательно развивать. В нашем сообществе очень мало правильной пропаганды. Понимаете, это наша проблема – мы и про участие армян в Великой Отечественной войне не говорим, про Первую мировую войну вообще молчу, мало кто этого касается. Но зато мы говорим сейчас о людях, которые в общем-то украли победу не только у Российской империи, но и у Армении тоже.
– К сожалению, сегодня в России в средствах массовой информации, на центральных каналах телевидения идет антиармянская, можно сказать, пропаганда. Якобы армяне настроены против России. На самом деле, насколько мне известно, такого нет и армяне в своем большинстве были всегда пророссийски настроены, вернее, проармянски, а это в свою очередь и означает – быть вместе с Россией. Потому что основная часть населения понимает значение России для армян и Армении. Но эти вот пропагандистские передачи, высказывания некоторых горе-политиков, которые непонятно кто, по какой-то причине все время хотят приравнять руководителя Армении и армянский народ. Я хочу сказать, что это совершенно разные вещи – народ Армении и ее нынешнее руководство.
– Безусловно, есть две стороны у одной медали, мы с Вами отлично понимаем, и Вы, я уверен, со мной согласитесь. Есть режим, который установился в Армении. Безусловно, он антироссийский. Но он же и антиармянский. Опять-таки Западу удалось (хороший вопрос: почему ему все время все удается?) протащить очередной антироссийский режим в нашей братской Армении. Большие вопросы есть и к нашей дипломатии – почему они раньше не заметили, когда появился Саакашвили? Почему проморгали? А я скажу, почему! Потому что история наша стоит на заднем дворе. Более того, если бы мы рассказывали о том, как это все было, не давали бы возможности тем же грузинским пропагандистам говорить чепуху про Георгиевский трактат, который нарушила грузинская сторона, а не русская, если бы не давали сейчас Пашиняну говорить, что Российская империя всегда угнетала Армению, то, естественно, мы были бы более сильными и армяне были бы более сильными, потому что мы знали бы общую историю. А так на сегодняшний день существует вот этот антироссийский и антирусский режим в Ереване, и существует армянский народ. Естественно, как с любым народом, который попадает в такой кризис, сильные проявляют свои стороны, слабые проявляют свои стороны. Сильные продолжают быть с Россией. Потому что Армения не сможет быть без России, ее просто уничтожат. И это реальный факт. И каждый армянский патриот должен быть патриотом России. Каждый русский патриот должен быть на стороне Армении. Мы – христиане, у нас взгляды на главные ценности общие. Мы очень долго жили и живем вместе. И будущее наше – вместе. Иначе не будет никакого будущего.
– Да, конечно. И последний вопрос: почему у Вас так много оппонентов? Кстати, после Вашего сегодняшнего выступления количество оппонентов, как и количество сторонников, точно возрастет.
– Вы знаете, Григорий Юрьевич, есть оппоненты, которых можно так называть. Когда я говорю об императоре Николае II, о том историческом периоде, которым я занимаюсь, с историками, которые работали в архивах с теми же самыми документами, что и я, и которые говорят: «Знаете, Петр Валентинович, мы с вами не согласны вот здесь, по вот этим и этим вопросам» – это оппоненты. Таких очень мало. Но к ним я отношусь с большим уважением, потому что каждый человек имеет право на свое мнение, а тем более мнение как ученого. Но большинство – это никакие не оппоненты. Это лающие, тявкающие сторонники или большевизма, или либерализма, которые нигде не работали, ни с какими источниками не знакомились, которые внутри очень часто русофобы – потому что их отношение к Николаю II, как правило, лакмусовая бумажка сегодня. Что мы воспринимаем как высшую ценность? Смирение, веру во Христа и спасение России во Христе?
– А мне кажется, главные оппоненты не те люди, которые проповедуют большевизм, а те, которые проповедуют либерализм.
– Да это одно и то же. Абсолютно. Это все детишки одной и той же системы – западной. Откуда у нас большевизм? Кто нам принес большевизм? Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Откуда они? С Запада.
– Ну Вы уже ушли глубоко к историческим корням.
– А как же без этого! Оно же никуда не девается. Сегодня большевизм, смотрите – они требуют заменить бюст Дениса Давыдова бюстом Феликса Дзержинского. Или они всегда против восстановления исторических названий наших улиц. А если брать все, что они творили в 30-х годах? Памятник Петру Ивановичу Багратиону взорвали вместе с его могилой! Кости его потом собирали…
– Это, конечно, совершенно неприемлемо – взрывать исторические памятники. Я против такого. Потому что любой памятник – это наша история. Это история Российской империи, это история Советского Союза, это история современной России. История для меня неприкасаема.
Теперь снова возвращаясь в Армению. Что бы Вы сказали и пожелали армянскому народу? Конечно, не только тем, кто проживает в Армении, но и тем, кто проживает в России, потому что сегодня в России проживает более 2,5 миллионов армян.
– Я бы сказал: «Братья армяне, будьте стойки в вере, помните, что на земле существует Россия – она одна такая, так же, как и Армения – одна такая. Россия – настоящий друг, союзник на все времена. Она была, есть и будет. Не поддавайтесь искушению и провокациям со стороны всяких временщиков, которые завтра уйдут и их не будут помнить. А помните, что Господь наш Иисус Христос является знаменем как для нас, так и для вас. Поэтому в эти тяжелые минуты обращайте свои взоры к нему и на
Россию».
– Спасибо, Петр Валентинович, за интересную беседу.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии