Армяне едут в Корею за высокими технологиями
Несмотря на то, что дипломатические отношения между Республикой Армения и Южной Кореей были установлены в конце февраля 1992 года, тем не менее особой активностью они не отличались. Даже официальные визиты носили периодический характер, да и то на уровне вице-лиц. Возможно, сказывались относительная закрытость страны, отдаленность почти в 10 тысяч километров и отсутствие армянской диаспоры в ее классическом восприятии.
Как гласит местная статистика, число членов армянской общины составляет примерно 65 человек, из которых 20 – потомки смешанных браков, а около 45 проживают в Корее по трудовым договорам в статусе временного резидента. В основном это молодые люди, которые покинули Армению в поисках работы за границей в сфере высоких технологий. Многие из них пополнили штат компании «Самсунг», где заняты разработкой современных компонентов для бытовой электроники, медицинской техники, телекоммуникационного оборудования. Кстати, многие из них продолжают обучение в корейских вузах, в частности в сеульском университете Sejong University (Седжон), где совершенствуют свое профессиональное мастерство на факультетах «кибербезопасность», «информатика и проектирование», «искусственный интеллект», «креативное программное обеспечение». По мнению тамошней администрации, исполнительные и дисциплинированные армяне пользуются уважением в большом коллективе. Подобное трудолюбие и профессионализм не только проецируются на нацию в целом, но и дают повод бизнесменам задуматься об открытии своих представительств в горнорудной промышленности и наукоемких секторах экономики Армении.
Кстати, как рассказывают наши специалисты, их корейские коллеги тоже большие трудоголики. Времени на отдых у них практически нет. Только усердный труд. Многие предпочитают отдыху сверхурочную работу с дополнительной оплатой. Можно встретить и тех, кто готов провести на рабочем месте всю ночь без сна ради того, чтобы вовремя завершить работу. У них нет понятия «отпуск», поскольку современные ритмы производства требуют большой самоотдачи, что в будущем обещает карьерный рост, преференции в зарплате и соответственно статус в обществе и социально-финансовое благополучие. Возможно, благодаря такой самоотверженности Южная Корея развивается не по годам, а по часам, давно превратившись в одну из самых высокотехнологичных и развитых стран мира. И это притом что ее история как независимой страны началась совсем недавно – в 1945 году.
На отдых у работающих корейцев отводится один-два дня, которые становятся своеобразными праздниками, когда можно позволить себе небольшие радости в кругу друзей и семьи. Совсем как в Армении. Обосновавшись в больших городах Сеуле и Сувоне, армянская молодежь после трудовой недели тоже не отказывает себе в отдыхе. Особенно популярны в корейской столице караоке-клубы, но, в отличие от общепринятых стандартов, большие залы тут тактично разделены на небольшие звукоизолированные комнаты, где без стеснения могут петь даже те, кому медведь на ухо наступил. Хотя, по словам менеджеров, это сделано из уважения ко всем клиентам, дабы не напрягать их слух неправильно взятой дилетантом от музыки нотой.
На бытовом уровне армян и корейцев объединяет общая любовь к кофе, причем в Корее даже есть песня, посвященная этому напитку. А еще здесь, как и в Армении, принято обращаться друг к другу «сестра» и «брат» без подтекста религиозного этикета. «Естественно, в новой стране всегда хочется познакомиться с ее достопримечательностями. Хотя в первое время было трудно адаптироваться в новый мир. Особенно сложно было с кухней, которая в Корее представлена в основном национальным меню. Но в этом плане порадовал новый закон, который запрещает теперь разводить собак для традиционной корейской кухни. Запрет поддержал президент Юн Сок Ель, тоже большой любитель животных. Приютивший шесть собак и восемь кошек, он неоднократно критиковал эту практику, – рассказывает трудовой мигрант из Еревана Саркис Мигранян. – Но не пищей единой жив человек. Республика Корея, объединив в себе древние национальные традиции и инновационные технологии, выглядит достаточно контрастно. Это не единственная точка соприкосновения интересов двух культур. Средоточие множества культурных, религиозных и природных достопримечательностей не оставит равнодушным даже искушенного туриста. Лично меня восхищают похожие на воздушные замки пагоды и шедевры буддийской архитектуры, некоторые из которых стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, легендарный танец «Кочари», который представил ансамбль армянских этнографических танцев «Карин», был включен в Список мирового нематериального культурного наследия на выездной сессии именно в Сеуле. В этом есть определенный знак. Невидимыми на первый взгляд штрихами рисуется большое полотно, где переплетаются нити истории и культуры разных народов».
О схожести Кореи и Армении не раз говорилось на разных уровнях. У обеих стран небольшие территории. У Армении и Кореи есть крупные диаспоры примерно с одинаковой численностью. Обе страны стали жертвой жестокого отношения со стороны больших держав: Армения – со стороны Турции, Корея – со стороны Японии. «Сверхдержавы и сегодня искажают историю. Япония до сих пор не признает тот факт, что во время войны японские солдаты подвергали корейских женщин сексуальному насилию. Турция также отрицает факт геноцида армян, когда было убито 1,5 млн армян. В День памяти жертв геноцида армян в парламенте Кореи проходят фотовыставки, посвященные этой печальной теме. Также была выпущена книга о геноциде армян на корейском языке, которая уже выдержала несколько изданий, – отмечает директор Корейского центра евразийских исследований Онг Ван Сук. – Когда-то у Армении и Кореи отняли территории, в результате чего родина для каждой из стран оказалась разделенной на две части. Южная Корея и Северная Корея находятся в конфликте, причем последняя периодически обстреливает южнокорейские границы. Если мы не будем защищать нашу страну, то война продвинется дальше. На границах Армении аналогичная ситуация. А карабахский вопрос по-прежнему остается кровоточащей раной».
Нестабильность ситуации и непредсказуемость действий Азербайджана привели к тому, что в прошлом году внешнеполитическое ведомство Южной Кореи приняло решение запретить своим гражданам выезжать в приграничные районы Армении и Азербайджана. Что касается закона о криминализации геноцида армян, то он пока не принят на государственном уровне. Однако посещающие Армению правительственные и общественные делегации Кореи считают своим долгом посетить мемориальный комплекс Цицернакаберд, чтобы отдать дань памяти жертвам резни 1915 года в Османской Турции.
Кстати, в течение этого года по взаимной договоренности между нашими странами планируется открыть посольство Южной Кореи в Ереване. Но пока официоз подписывает многообещающие, а по сути, ничего не значащие меморандумы, народная дипломатия налаживает двусторонние контакты на бытовом уровне. Общинники дружно поддерживают армянских спортсменов, которые приезжают в Корею на спортивные соревнования, отмечают корейские праздники. Жюри ереванского фестиваля «Золотой абрикос» включает в шорт-лист корейские фильмы. А налаженные связи с Сеульским институтом иностранных языков позволяют говорить о включении армянского языка в число 45 иностранных собратьев учебной программы этого вуза. К сожалению, в Корее пока нет армянской церкви или воскресных школ. Однако в сообществе разговаривают на литературном армянском языке – ведь молодая община пополняется за счет выходцев из современной Армении. Конечно, уже имеются смешанные браки, которые в самой общине составляют небольшой процент. Поговаривают, что свою роль сыграли брачные агентства, открытые в корейской и армянской столицах. По словам их организаторов, корейские мужчины не скрывают, что хотят видеть спутницей жизни армянку – красивую, умную и одновременно занятую сохранением домашнего очага. Что касается армянских специалистов, то они не планируют остаться в Корее, поскольку считают, что их дом в Армении. Набравшись опыта на ведущих промышленных предприятиях Кореи, собираются быть полезными на своей родине.
Оставьте свои комментарии