№6 (374) июнь 2024 г.

Тбилисский «майдан»: Запад объявил Грузии гибридную войну на уничтожение

Просмотров: 3913

15 мая грузинский парламент 84 голосами против 30 принял в третьем, окончательном чтении резонансный законопроект «О прозрачности иностранного влияния», более известный как закон об иноагентах. Ранее документ, инициированный правящей партией «Грузинская мечта», был одобрен профильным комитетом парламента.

За основу документа, инициированного еще в прошлом году, был взят принятый еще в 1938 году американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), суть которого заключается в том, что организации, представляющие зарубежные интересы на территории страны, обязаны предоставить данные о себе и своем финансировании. Соответственно власти и граждане будут хотя бы отчасти осведомлены о деятельности иностранных компаний. Это особенно важно в преддверии намеченных в Грузии на октябрь парламентских выборов: действующие власти стремятся сделать поступающий в страну через «прокладки» западных неправительственных организаций (НПО) мутный денежный поток хотя бы чуточку более прозрачным.

Проходить регистрацию в специальном реестре Министерства юстиции Грузии, а также декларировать доходы будут обязаны НПО и СМИ, финансирование которых более чем на 20% питается из зарубежных источников (к слову, вовсе не обязательно западных – турецких, азербайджанских, иранских, китайских, российских, арабских, африканских и любых иных). По неполным данным, количество действующих иностранных НПО превышает 10 тысяч, а их деятельность охватывает практически все сферы общественной жизни. 8 апреля премьер-министр Ираклий Кобахидзе официально заявил о возможной причастности к экстремистской деятельности семи крупнейших неправительственных организаций Грузии, в составе которых и местное отделение нежелательной в России Transparency International. С 2012 года данные структуры потратили 85,4 млн лари, задекларировав при этом лишь 18% расходов. Симптоматично, что одновременно с Грузией закон о противостоянии иностранному влиянию обсуждается во Франции, о необходимости рестрикционных мер говорит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Уже действующий в ЕС «Пакет о защите демократии» включает «Директиву о прозрачности представительства интересов от имени третьих стран», в Великобритании – «Схема регистрации иностранного влияния», в Австралии – «Акт прозрачности схемы иностранного влияния», в Канаде – «Об усилении прозрачности иностранного влияния» и т.д., однако особых протестов со стороны поборников «демократии без берегов» на евроатлантический манер все это не вызывает.

Одно из отличий грузинского закона об иноагентах от американского аналога – более мягкое наказание за его нарушение. Известный грузинский исследователь Арчил Сихарулидзе отмечает все более зримую и повсеместно осознаваемую тенденцию: внешнее финансирование неправительственных организаций и молодежных проектов может угрожать безопасности государства. По его словам, Грузия, как малая страна, обязана подчиняться правилам игры, согласно которым она не может вводить нормы законодательства, способные наносить урон или как-то ущемлять интересы Запада, о чем рассказали сами представители «Грузинской мечты»: когда они попросили «стратегических партнеров» показать им, куда идут расходы на политические цели, последовал ответ: не вашего ума дело; то, что Запад делает в Грузии – благо для Грузии, которая должна довериться своим «благодетелям». Стоит ли говорить, что это полностью противоречит пресловутым демократическим принципам, согласно которым граждане имеют право знать, на что расходуются поступающие в страну денежные средства.

Таким образом, крики прозападной оппозиции, устраивающей в Тбилиси шумные протестные акции, о некоем «русском» законе, мягко говоря, лишены каких-либо оснований. Участники шумных демонстраций, сплошь и рядом переступающие грань массовых беспорядков, становятся все более агрессивными, вынуждая правоохранителей применять спецсредства и действовать соразмерно возникающим вызовам. Так, утром 13 мая заметно прибавившие в численности протестующие, среди которых замечено немало придерживающихся либеральных воззрений российских релокантов, окружили здание парламента на проспекте Руставели, для разблокирования которого понадобилось несколько сот спецназовцев.

По мере приближения к октябрьским парламентским выборам будут предприниматься все новые попытки сноса действующей грузинской власти по сценарию кровавого киевского Майдана 2014 года. Помимо последовательной линии властей, расколоть которые пока не удается, еще одной проблемой его зачинателей остается отсутствие харизматичного лидера: полубезумный и дискредитировавший себя Саакашвили явно не тянет, как и французская гражданка на посту номинального президента Саломе Зурабишвили, классический образчик пресловутого иноагента, обещающая заветировать неугодный закон. Не приходится сомневаться, что вето будет без особого труда преодолено. По словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, вызывающий ожесточенные споры закон одобряют больше 60% населения, а с необходимостью навести порядок с общественными организациями согласны все 80.

Не имея особых шансов в рамках легальной процедуры, радикалы объективно заинтересованы в повышении градуса противостояния. К примеру, бывший министр образования Ника Гварамия и его единомышленники отказывают гражданам, сомневающимся в «единственно верном» европейском пути, в политических правах, и возможно, не только в них. Согласно имеющейся информации, в том числе в открытых источниках, к протестам могут быть привлечены перебрасываемые из Донбасса боевики орудующего на Донбассе так называемого «Грузинского легиона». Создается впечатление, что «Единому национальному движению» бывшего президента Саакашвили и компании крайне необходима «сакральная» жертва», появление которой (а лучше – нескольких) будет способствовать дальнейшей радикализации.

Уверенности «свидетелям святого Запада» придает полная поддержка и одобрение любых их действий, будь они сколь угодно противоправными, со стороны Вашингтона и Брюсселя. Как отмечает политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев, «Евросоюз изначально строится на том, что в дела входящей в него страны можно и нужно вмешиваться извне. Даже Германия и Франция пожертвовали частью своего суверенитета, не говоря о других». Сплачивая ряды в логике военного времени, Брюссель отправил на поддержку грузинской оппозиции десантировавшихся в Тбилиси министров иностранных дел трех прибалтийских государств: «…то, что раньше вассалам могли простить, теперь не прощают. В такое время необходимо сплочение рядов – даже если речь идет о стране из зоны влияния, чье членство в ЕС совсем не гарантировано».

Министры иностранных дел двенадцати стран ЕС, включая Францию и Германию, призвали «защитить европейское будущее Грузии». Группа европарламентариев требует ввести санкции против всех причастных к подготовке и принятию документа, способного (во всяком случае, если верить главе запрещенного в России фонда USAID Саманте Пауэр) «задушить гражданское общество и независимые СМИ».

Как мы отмечали выше, обратившись к основным положениям закона, подобного рода утверждения – совершенно фантасмагоричны. Не меньший абсурд – обвинять «Грузинскую мечту» в некоем «антизападном» курсе, под которым понимается внешнеполитическая многовекторность. История Грузии последних нескольких десятилетий полна примеров последствий политической незрелости и радикализма, густо замешанного на романтических надеждах на «доброго западного дядю». Даже если не вспоминать мрачные 1990-е годы, «войну на проспекте Руставели», энергетический кризис и разруху, безумные авантюры «Мишико» привели в конечном итоге к «пятидневной войне» 2008 года с потерей Абхазии и Южной Осетии, признанных Российской Федерацией независимыми государствами. Наобещав тогдашнему тбилисскому режиму с три короба, в критический момент «благословенный Запад» так и не пришел на помощь, что стало для грузинского общества чем-то сродни холодному душу. Сохраняя приоритет «европейской» повестки, пришедшие к власти в 2012 году «мечтатели» стремятся к более сбалансированному курсу, развивая и альтернативные направления, укрепляя контакты с далеким Китаем, с государствами Центральной Азии, а также сохраняя, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, выгодные кавказской стране торгово-экономические связи с северным соседом.

По словам почетного председателя «Грузинской мечты», бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили, глобальная партия войны, имеющая решающее влияние на Евросоюз и НАТО, в 2008 году столкнула Грузию с Россией, а с 2022 года пытается втянуть Грузию в конфликт на Украине. По словам политика, находящегося под жесточайшим политическим, санкционным и информационным прессом, «почти вся иностранная помощь Грузии через неправительственные организации направлена на укрепление своей агентуры и попытки привести ее к власти. Соответственно финансовые средства не имеют ничего общего с помощью. Наоборот, направлены на лишение нас суверенитета».

Спорить с этим сложно. В Москве относятся к сложившейся в Грузии ситуации с пониманием. «Мы, с одной стороны, видим сильное желание руководства Грузии застраховать свою страну от явного вмешательства во внутренние дела, собственно, как это делает подавляющее большинство стран мира. Мы также слышим угрозу введения санкций против Грузии, если она примет тот или иной закон, но что это, как не вмешательство во внутренние дела Грузии?» – сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, подчеркнув, что Москва не собирается вмешиваться во внутренние дела Тбилиси.

В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова обращает внимание на кардинально отличающиеся подходы Запада к оценке протестов в Грузии и в соседней Армении, где сторонники движения «Тавуш во имя Родины», объединившиеся вокруг главы местной епархии Армянской Апостольской Церкви Баграта Галстаняна, выступают против пораженческого курса действующего правительства Никола Пашиняна. Беспрестанно нападая и запугивая власти Грузии за якобы грубую силу, применяемую правоохранителями по отношению к протестующим, в случае Армении хранится гробовое молчание: «Вот вам и двойные стандарты. Что касается многотысячных протестов в Армении, то Запад делает вид, что ничего не происходит, а если и комментирует, то с той позиции, что протесты в Ереване не отражают волю армянского народа и координируются извне».

Между тем, как бы ни намекали сторонники действующей армянской власти на мифический «русский след», в реальности дело обстоит ровно наоборот. Как отмечает в своем телеграм-канале политолог и востоковед Сергей Мелконян, «политические протесты в Грузии получают поддержку со стороны внешних сил (открытое заявление президента Европарламента в поддержку демонстрантов, заявления из Вашингтона и пр.)», в то время как «протесты в Армении не встречают какую-либо поддержку извне. Таким образом, внешних прямых интересантов в случае Армении нет». Внутри страны «протесты в Грузии имеют поддержку со стороны части политической системы, в частности, со стороны президента. Протестное движение в Армении не имеет какой-либо системной политической поддержки». Наконец, «грузинские протесты не встречают внешнего сопротивления (давление со стороны какой-либо страны). Армянские протесты сталкиваются с внешними угрозами, которые исходят из Азербайджана и Турции».

Укрепление политического суверенитета в Грузии может спровоцировать нежелательные брожения среди восточно- и южноевропейских «новобранцев» ЕС и НАТО, где также могут (о ужас!) задуматься о необходимости хотя бы частично контролировать внутреннюю политику, прочно оккупированную адептами агрессивного глобализма под истеричные вопли о мифических «агентах Кремля». В случае менее благоприятного исхода поднатасканную на улицах и площадях Тбилиси боевую силу с опытом массовых беспорядков можно будет оперативно перебросить в Белград, Вену или туда, где ее использование будет сочтено целесообразным. Как полагает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов, «оппозиция при всемерной поддержке Запада продолжит давить на правительство через улицу. Если «Грузинская мечта» проиграет, страну втянут в конфликт с Россией, чтобы помочь Украине. Но у партии власти сильные позиции, большая часть населения не хочет идти по украинскому пути».

Власти демонстрируют, что способны справиться с инициированными из-за границы беспорядками и сохранить стабильность. По словам эксперта Финансового университета при правительстве России Шоты Апхаидзе, закон об иноагентах так или иначе заработает в самое ближайшее время: «Может, на первых порах – неформально, но власти дали понять, что никому не позволят раскачивать ситуацию. Если Тбилиси проявит твердость в отстаивании национальных интересов, даже США будут бессильны».

Пока же ситуацию на грузинских улицах раскачивают именно по отработанным на киевском Майдане методичкам: и наступающее лето, и осень обещают быть жаркими. Усугубляя разломы в обществе, успех вероятного переворота навлечет на Грузию новые беды и несчастья – еще и потому, что неизбежно вовлечет ее в военные действия, ведущиеся коллективным Западом против России на территории бывшей Украинской ССР.

Андрей Арешев, Москва, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты