Будут ли налоги в Армении подобны налогам в сказке Джанни Родари?
Новый год в Армении начался с существенного повышения цен на ряд социальных и коммунальных услуг, оплата которых в жизни рядовых граждан ощутимо ложится на их семейный бюджет. Причем настолько ощутимо, что уже вызвало откровенное недовольство и митинги столичных жителей. Более 76 тысяч человек миллионного города за несколько дней уже поставили свои подписи под петициями протеста, организованного местными активистами. Но для нынешних властей они вряд ли будут иметь значение, хотя днями ранее 50 тысяч подписей, собранных евроориентированными партейками по всей трехмиллионной Армении, стали зеркальным основанием для властей начать процедуру по смене политического вектора на Европу. Поистине, настоящее Зазеркалье.
Такого мощного рэкета со стороны государства старожилы не могут припомнить даже во времена «бывших», которые, по версии «бархата», настолько унизили собственный народ, что те, решив стать «гордыми и любимыми гражданами», устроили народную революцию по методичкам условного Запада. Правда, сегодня адепты Никола Пашиняна уже не кричат: «Дайте ему поработать, и вы увидите результаты». Результаты, как говорится, налицо, поскольку обещания, сделанные «бродячими рюкзаками» семь лет назад, уж слишком разнятся с сегодняшними реалиями.
Итак, основательное реформирование транспортной системы, по словам мэра Еревана Тиграна Авиняна, будет завершено в течение 2025 года в новой логике, в том числе с учетом удобства пассажиров. На самом деле «удобство» обернулось финансовой катастрофой для семейного бюджета среднестатистической семьи. Трехкратное повышение тарифов за проезд в общественном транспорте, по представленным мэрией бумагам, в реальности обернулось шестикратным, что одинаково больно стукнуло по карману и многодетные семьи, и одиноких пенсионеров.
В месячном разрезе поездка на работу два раза в день одного человека в автобусе, метро или троллейбусе теперь составит около 13,5 тысячи условных единиц местной валюты против прежних 4,5 тысячи. Одновременно поднялась цена на «мусор», которая раньше в месяц составляла 200 драмов на человека в квартире любого метража, а теперь за каждый квадратный метр будет взиматься 13 драмов. В итоге однокомнатная квартира, например, в 40 кв. м обойдется более чем в 500 драмов. И наконец, самый большой налог на недвижимость вырастет за одну комнату с 10 до 40 тысяч драмов в спальных районах столицы, а в центре и в новостройках – до 400 тысяч драмов в год. Причем расчеты почему-то делались на основе стоимости местного рынка жилья.
Социальные сети, как всегда, заполнились сарказмом. Одни предлагали по примеру премьера пересесть на велосипеды: «Ударим по транспортной системе велосипедами!», другие пророчили замусоренность на каждом квадратном метре, чтобы было не так обидно за новые платежи. В народе стали откровенно поговаривать о распиле очередных денежных средств, а эксперты предрекли провал транспортной и прочих реформ, отмечая при этом, что социальное недовольство может стать триггером для политических протестов. Тем более, по разным опросам, рейтинг премьера и его команды еще в прошлом году составил от 8 до 12 процентов. Кроме того, председатель и основатель НПО «Информированный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян видит коррупционные риски в предоставлении права на оказание услуг по транспорту только одной компании Telcell, находящейся в непосредственной коммуникации с депутатом-олигархом Хачатуром Сукиасяном.
«Когда-то политический деятель Никол Пашинян сказал: «Коррупция – это не зверь с ужасной мордой, рогами и хвостом. Иногда у нее довольно приятная, привлекательная и даже соблазнительная внешность». Почему я вспомнил эту фразу? Потому что мэрия Еревана предоставила полномочия по обслуживанию безналичной оплаты за проезд только одной компании», – заявил Пипоян, вновь подчеркнув вероятность коррупции. Речь о терминалах компании Telcell, которой предоставлены права на выдачу проездных талонов и валидаторы в автобусах, прозванные в народе аллигаторами не только за созвучие, но и постоянные непослушание и сбои в работе.
Однако столичный градоначальник продолжает настаивать на реформировании транспортной системы в новой логике с учетом удобства для пассажиров. «Моей пенсии в 40 тысяч драмов мне не хватает на лекарства и еду, не говоря уже о ежемесячной оплате коммунальных услуг. А тут еще эта напасть свалилась. Я не против платить за мусор, недвижимость, транспорт, но надо же и разумную меру знать. Европейские стандарты были бы хороши, если бы наши доходы тоже соответствовали международному уровню. В случае, если ничего не изменится, с 1 февраля мы все выходим на большой митинг по призыву наших активистов!» – говорит одна из митингующих женщин. «Пусть Авинян с командой поездит в общественном транспорте, да еще на наши доходы. Хотя власти теперь все больше на дорогих иномарках разъезжают. Мэр совсем забыл свой предвыборный слоган «Скажите – сделаем!» Или совсем нас за людей не считает?» – откликнулась другая.
Вопрос о людях и нелюдях зашел не случайно. В конце декабря отец Тиграна Авиняна, развалившись в салоне своей иномарки, презрительно заметил журналисту Oragir.news, что не согласен с маленьким тарифом в 160 тысяч драмов за «красные линии». «Нужно установить 500 тысяч, чтобы каждый амбал из села не останавливался здесь со своим «Опелем», – заявил он. Ролик тут же завирусился в сети, а водители «Опелей» на вопрос о машине гордо отвечают: «Я из деревенских амбалов». В тот же вечер после шумихи в соцсетях и СМИ Тигран Авинян принес извинения за отца, но осадок остался. Мэр не только забыл о своем лозунге, но и стало понятно его отношение к своему «любимому» электорату. Отец, уверовавший в «синдром вахтера», выдал презрительную идеологию «бархатных» властителей к «любимому народу».
Пока трудно понять, чем вызвана столь мощная атака «бархатной» власти на население Еревана, часть которого находится на грани бедности или крайней бедности. Видимо, бездумная трата финансовых средств на так и не завершенную посадку неприжившихся сакур, на несостоявшиеся концерты чернокожих рэперов, на новогодние торжества с купеческим размахом, на премии сотрудникам госаппарата, на поездки вип-классом за рубеж и на многое другое опустошает государственную казну настолько, что на латание дыр государственного бюджета уже не хватает никаких внешних кредитов.
Не случайно в армянском сегменте соцсетей в последнее время очень популярен минутный ролик из мультфильма-сказки «Чиполлино», где принц Лимон противным, но очень знакомым голосом визжит: «За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать! Это возмутительно! Кроме того, теперь вводится новый налог на осадки: на обыкновенный дождь – 100 лир, на проливной дождь – 200 лир, с громом и молнией – 300 лир». По мнению пользователей сети, сказка актуальна и сегодня, хотя была написана итальянским писателем Джанни Родари в далеком 1953 году.
Между тем к концу года государственный долг Армении достиг более чем 12,613 млрд долларов против неполных 6 млрд почти семь лет назад. И в ближайшие месяцы, по прогнозам экспертов, может вновь вырасти на 2–3 млрд конвертируемой валюты. При этом крупнейшими внешними кредиторами правительства Армении являются Всемирный банк, Азиатский банк развития, Евразийский банк развития, Международный валютный фонд, Европейский инвестиционный банк и т.д. А это значит, что долг платежом красен, но ляжет он уже на плечи будущих поколений. Кстати, министр финансов Ваге Ованнисян на очередном заседании кабмина признал, что за годы правления партии «Гражданский договор» в стране продолжает процветать такое позорное явление, как «работающие бедняки», получающие 75–100 тысяч драмов в месяц. Однако в связи со скудностью бюджета уже известно, что повышения зарплат и пенсий в 2025 году не ожидается…
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии