№ 6 (189) Апрель (1–15) 2012 года.

Иран и Нахичеванская декларация: есть ли угроза для Армении?

Просмотров: 5825

Трехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Ирана, состоявшаяся 7 марта в Нахичевани, не получила широкого освещения в Армении. Какой-либо реакции на эту встречу со стороны официального Еревана не последовало, так же как, впрочем, и в армянских оппозиционных кругах. Комментарии в экспертном сообществе были немногочисленны и, мягко говоря, легковесны. Оценки армянских политологов сводились к тому, что данная встреча – «мыльный пузырь», ее решения направлены в адрес внешних игроков, прежде всего Запада, и каких-то реальных стратегических последствий не несут. Отмечалось, что, в крайнем случае, эти решения неблагоприятно повлияют на экономическое положение Армении, но это не будет иметь критического значения.

Таким образом, в Ереване либо не заметили, либо не захотели заметить принципиальные сдвиги, произошедшие в иранской позиции по вопросам, важным для Армении и Нагорного Карабаха. Возможно, с точки зрения правительства Армении такая реакция являлась оптимальной, поскольку нет никакого смысла акцентировать внимание на ухудшении внешнеполитических позиций собственной страны, особенно когда внешние оппоненты и так усердствуют на этом поприще. Но вот с точки зрения армянской общественности и экспертного сообщества было бы, наверное, неправильно уклоняться от обсуждения новых внешнеполитических проблем и связанных с ними угроз. Ведь научные и общественные дискуссии для того и нужны, чтобы просчитывать вероятные сценарии развития ситуации и предлагать варианты ответов на новые вызовы.

Между тем, на встрече в Нахичевани проявилась очень неблагоприятная для Армении тенденция. Начался отход Тегерана от проводившейся ранее много лет политики равноудаленности в отношении Армении и Азербайджана в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. В тексте Нахичеванской декларации, принятой на встрече, прямо говорилось: «Стороны отмечают важность скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов суверенитета, территориальной целостности государств и уважения к их признанным на международном уровне границам». А вот о праве наций на самоопределение, которое отстаивает армянская сторона, в тексте декларации не было ни слова.

Надо сказать, что иранский посол в Ереване Сейед Али Сагайан чувствовал себя несколько неловко, когда ему пришлось отвечать на вопрос корреспондента ИА Regnum о том, куда делась «сбалансированность» подхода Ирана к нагорно-карабахскому урегулированию и почему в тексте декларации отсутствует ссылка на право народов на самоопределение. Поэтому ответ посла прозвучал довольно расплывчато. Он намекнул на необходимость соблюдения субординации. Мол, документ был подписан министрами иностранных дел, и он не может это комментировать. Таким образом, Сагайан никак не опроверг того факта, что в нагорно-карабахском вопросе Тегеран поддержал позицию Баку. Затем, правда, посол подсластил пилюлю, отметив, что глава МИД Ирана Салехи на встрече в Нахичевани четко заявил, что конфликт должен быть решен исключительно мирным путем. «Этот подход мы считаем важнейшим моментом в нашей дипломатии, о чем неоднократно было сказано», – подчеркнул посол. Но такой подход вряд ли можно назвать сбалансированным, а тем более оценить его как благожелательный жест в сторону Еревана. В конце концов, за мирное решение конфликта выступает все международное сообщество, и Тегерану ничего не стоило повторить эту общепризнанную позицию.

В Нахичеванской декларации также содержался целый ряд положений об экономическом и гуманитарном сотрудничестве. В частности, предусматривается развитие «совместных проектов и планов сотрудничества», а также «связей в области экономики, энергетики, торговли, промышленности, транспорта, телекоммуникаций, связи, прессы, культуры, спорта и охраны окружающей среды». Особенно отмечалась возможность присоединения железной дороги Баку – Тбилиси – Карс к существующей железной дороге Нахичевань – Джульфа – Тебриз. Понятно, что развитие таких совместных проектов Ирана с Турцией и Азербайджаном не очень выгодно Армении. Во-первых, потому, что эти проекты будут осуществляться без участия Армении. Во-вторых, потому, что концентрация ресурсов на турецко-азербайджанском направлении не позволит Ирану выделить ресурсы на сотрудничество с Арменией, особенно если учесть, что Азербайджан сразу же начнет требовать от Ирана отказаться от проектов с Арменией, если он хочет сотрудничать с Азербайджаном. В итоге Армения может оказаться в еще большей экономической изоляции по сравнению с нынешним положением.

Более того, на совместной пресс-конференции по итогам завершившейся трехсторонней встречи глава МИД Ирана Салехи заявил, что «исторические связи между Азербайджаном, Турцией и Ираном незыблемы». «Мы – ветви одного дерева. Это не говорит о том, что между нами нет никаких незначительных проблем. Но мы постоянно проводим консультации, чтобы сблизить позиции», – подчеркнул он. Отвечая на вопрос о поддержке, которую Тегеран оказывает Армении, Салехи отметил: «Мы не должны во всем верить данным СМИ и не должны опираться на них. Между Ираном и Азербайджаном, между нашими президентами сложились дружеские и братские отношения. Можете быть уверены, что в будущем они станут еще лучше».

Чем же объяснить столь неожиданный поворот в позиции Тегерана, тем более если учесть, что он не совсем обоснован даже с точки зрения собственно иранских интересов? Ведь Иран традиционно находится в конкурентном состоянии с Турцией и Азербайджаном, и поддержка «тюркской оси» в Закавказье не должна была бы входить в число его приоритетов? К тому же в последнее время между Ираном и Азербайджаном произошло заметное охлаждение отношений. В Тегеране были крайне недовольны расширением военного сотрудничества Баку с США и НАТО. Но особенно раздражали иранцев закупки Азербайджаном оружия в Израиле. Только в течение февраля посол Азербайджана в Тегеране дважды вызывался в иранский МИД для объяснений по поводу сотрудничества своей страны с Израилем. В первый раз ему была вручена нота в связи с тем, что официальный Баку якобы оказал содействие «Моссаду» в ликвидации иранского физика-ядерщика Ахмади Рошана 11 января. Второй раз посол был вызван в МИД Ирана из-за сделки Азербайджана с израильской корпорацией «Аэроспэйс Индастриз» на поставку вооружений на сумму 1,6 млрд долларов. Тогда дипломатическое ведомство Ирана выразило озабоченность «усилением сионистского режима в сопредельных Ирану странах».

Но что поделаешь. Есть более важные интересы в области безопасности, которые, видимо, и продиктовали Тегерану необходимость нормализации отношений с Баку. Вероятно, власти Ирана по-настоящему почувствовали реальность угрозы военного нападения со стороны США. Поэтому у Ирана возникла острая необходимость обезопасить свой тыл с севера. То есть свести на нет или хотя бы минимизировать участие Азербайджана и Турции в американо-израильской операции против Ирана.

И, похоже, этой цели Ирану добиться удалось. В пункте 4 Нахичеванской декларации содержались вполне конкретные обязательства на этот счет. «Стороны выражают решимость в том, что ни при каких обстоятельствах не допустят использования своих территорий для какой-либо угрозы или деятельности, способных привести к вражде», – отмечалось в тексте документа. В обмен на это положение Тегерану пришлось пожертвовать своей принципиальной позицией по нагорно-карабахскому урегулированию и поддержать азербайджанскую линию в этом вопросе. И тут нет ничего удивительного. Своя рубашка ближе к телу.

Иран также смог затвердить в тексте декларации два других выгодных для себя положения. Одно из них касалось права Ирана на развитие мирной атомной энергетики. В частности, отмечалось, что стороны «в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия поддерживают право государств на получение атомной энергии в мирных целях без какой-либо дискриминации и неравенства». Здесь надо учитывать, что Азербайджан сейчас является непостоянным членом Совбеза ООН и как таковой будет принимать участие в голосовании по любой резолюции, затрагивающей ядерную программу Ирана. И то, как Азербайджан проголосует, тоже немалого стоит. Одно дело, если будет просто наложено вето Россией и Китаем, другое – если против западного текста выступят и некоторые непостоянные члены Совбеза.

Еще одно положение Нахичеванской декларации касалось создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Стороны поддержали соответствующие решения Конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия в 2010 году. А это уже был выпад против Израиля, не желающего присоединяться к ДНЯО.

Но и это еще не все. Сразу же после окончания встречи в Нахичевани состоялся визит в Иран министра обороны Азербайджана Сафара Абиева. Он прибыл в Тегеран 12 марта и провел переговоры со своим коллегой генерал-майором Ахмедом Вахиди, а также с президентом Ирана Махмудом Ахмединежадом. На встрече с Вахиди были проведены обсуждения по ирано-азербайджанским отношениям и общей ситуации в регионе. По итогам переговоров оба министра сделали заявления для прессы.

Сафар Абиев, в частности, сообщил, что отношения между Азербайджаном и Ираном в военной сфере расширяются. Он отметил, что две страны очень близки с религиозной, исторической и культурной точек зрения. При этом Абиев дал понять, что планы внешних сил, направленные на то, чтобы столкнуть Азербайджан и Иран, обречены на провал. В этой связи он особо подчеркнул, что Азербайджан не будет использовать оружие, закупленное у Израиля, против Ирана. Естественно, Абиев не удержался от того, чтобы лягнуть Армению, назвав ее главным источником конфликтов в регионе. «Надеемся, что иранское государство и народ еще яснее проявят свое отношение к этой несправедливости против Азербайджана со стороны Армении», – отметил он.

В свою очередь министр обороны Ирана Вахиди заявил, что между Ираном и Азербайджаном сохраняются нормальные отношения. А если возникают какие-то проблемы, то они решаются путем консультаций. В этой связи он коснулся темы закупок израильского оружия Азербайджаном, отметив, что это никакой связи с ирано-азербайджанскими отношениями не имеет. При этом Вахиди сообщил, что Иран и сам готов к оказанию всяческой помощи Азербайджану в военной сфере, а также к проведению совместных учений.

Затем состоялась встреча Абиева с президентом Ирана Ахмадинежадом. Последний в традиционной восточной манере всячески задабривал гостя. «Отношения между Исламской Республикой Иран и Азербайджаном всегда были близкими и братскими, и никаких проблем в двусторонних отношениях наших стран никогда не было», – отметил президент Ирана. Он также подчеркнул, что Иран всегда поддерживал независимость и территориальную целостность Азербайджана. В то же время Ахмадинежад привлек внимание собеседника к «проискам врагов», которые не хотят улучшения отношений Баку и Тегерана. Это создало между двумя странами «незначительные проблемы», которые, однако, могут быть решены. При этом иранский президент выразил уверенность в том, что никакой угрозы Ирану со стороны дружественного Азербайджана никогда не было и отношениям Тегеран – Баку ничего не навредит.

Абиев в целом согласился с такой оценкой, заметив, что «ни одна страна в мире не может нанести урон отношениям Ирана и Азербайджана». «Азербайджан никогда не позволит какой-либо стране воспользоваться своей наземной или воздушной территорией, чтобы нанести удар по Исламской Республике Иран, которая является нашей братской и дружественной страной», – подчеркнул он. Таким образом, министр обороны Азербайджана лично подтвердил президенту Ирана обязательство, зафиксированное в Нахичеванской декларации на уровне министров иностранных дел. Видимо, для Ахмадинежада было важно самому услышать это обещание от столь влиятельной фигуры, как Сафар Абиев.

Таким образом, переговоры в Тегеране закончились на мажорной ноте. Каждая из сторон получила от другой то, что хотела. Но вот только эта эйфория в двусторонних отношениях продолжалась очень недолго. Уже 14 марта в них произошел новый кризис. Министерство национальной безо-

пасности Азербайджана объявило о задержании очередной группы «иранских шпионов» общей численностью 22 человека. Они, якобы, готовили теракты против иностранцев и собирали сведения, которые могли бы повредить государственной безопасности Азербайджана. Куратором шпионской группы, якобы, выступала иранская организация «Сепах» – спецназ «Корпуса стражей исламской революции». Иранцы планировали теракты против израильской организации «Сохнут», компании «Бритиш Петролеум», американского ресторана быстрого питания и иностранных дипмиссий. С этой целью членам группы переправлялись оружие и спецсредства. У арестованных было изъято несколько автоматов и пистолетов, снайперская винтовка, гранатомет, патроны, гранаты, тротиловые шашки и детонаторы.

Как оценивать это событие? Означает ли оно, что переговоры в Тегеране закончились провалом? Именно так отреагировали на него некоторые израильские СМИ. Там появились публикации о том, что дело «иранских шпионов» явилось ясным сигналом Израилю и США о том, что Баку не намерен углублять отношения с Тегераном. Мол, высказывания Абиева о дружбе и сотрудничестве с Ираном – не более чем формальность, и нормализация ирано-азербайджанских отношений не состоится.

Действительно, столь непоследовательное поведение Азербайджана ставит вопрос о том, насколько действенны гарантии, полученные Тегераном от Анкары и Баку. Может, правы те эксперты, которые считают Нахичеванскую декларацию «мыльным пузырем»? Но все не так просто.

На самом деле у этой ситуации может быть два объяснения. Первое состоит в том, что в Баку нет единства по вопросу об отношениях с Ираном и, в более широком смысле, по внешнеполитической ориентации Азербайджана. То есть идет внутренняя борьба между условно прозападной группировкой и условно националистической, евразийской. Такое вполне возможно, так как в Азербайджане действительно существуют разные группы интересов. Часть крупного бизнеса и чиновничества ориентируются на западные нефтяные компании и на выстраивание военно-политических отношений с Израилем. Мелкий и средний бизнес больше заинтересован в региональном экономическом сотрудничестве, в том числе в экономических связях с Ираном и Россией. И если для прозападной группировки важно удовлетворять интересы своих партнеров в США, Евросоюзе и Израиле, то для националистической группировки более важно поддержание хороших отношений с Россией и Ираном. Сейчас, когда приближается момент выбора, эти группировки вступили в жесткий клинч. Как следствие, в ответ на шаги по сближению с Ираном прозападная группировка ответила делом «иранских шпионов». Если верно данное предположение, то это означает, что руководство Азербайджана еще не определилось, колеблется и пока не знает, чью сторону принять. Ну а коли так, то верх может взять любая сторона. И если победят сторонники сближения с Ираном, то это неминуемо отразится на внешнеполитических позициях Армении.

Но есть и другое объяснение, которое представляется более вероятным. Оно состоит в том, что президент Алиев ведет по-восточному хитрую игру и все его колебания во внешнеполитической сфере носят показной, искусственный характер. Здесь он вполне мог позаимствовать многовековой опыт турецкой дипломатии, умеющей вводить в заблуждение сразу нескольких контрагентов. В частности, турецкая дипломатия показала верх дипломатического артистизма в процессе мирного урегулирования после Первой мировой войны, а также в ходе Второй мировой войны. Тогда основным игрокам до последнего момента так и не удалось определить, где у турок игра, а где реальные намерения. Ну, а азербайджанцы – талантливые ученики своих старших братьев.

Вполне возможно, что сейчас Алиев ведет похожую игру на дезориентацию всех основных игроков, вовлеченных в дела региона. Основная цель – не раскрывать своих намерений, пока не выявится четкий расклад сил и не придет понимание того, какие коалиции будут наиболее выгодны Азербайджану. Ну, а в ходе этих дипломатических маневров Баку пытается попутно извлечь максимальные политические дивиденды от тех игроков, которые заинтересованы в расположении Азербайджана. И это ему, как мы видим на примере Ирана, вполне удается. Аналогичную тактику администрация Алиева применяет в отношении России, развернув жесткий торг вокруг Габалинской РЛС. Правда, в этом случае я далеко не уверен, что азербайджанской дипломатии будет сопутствовать такой же успех, как в случае с Ираном.

Но как бы там ни было, на данном этапе было бы преждевременно предвосхищать, куда выведет Азербайджан его дипломатическое маневрирование. И вовсе не факт, что взятые Баку обязательства в отношении Ирана окажутся пустым звуком. Напротив, может оказаться, что спектаклем является как раз дело «иранских шпионов». Примечательно, что они были арестованы в период с конца января по 20 февраля сего года. И что мешало объявить об этом уже тогда? Вполне возможно, что они вовсе не являются шпионами, а представляют собой обычных исламских активистов. Таких в Азербайджане арестовывают постоянно уже много лет подряд. Но тут подвернулся удобный момент, и их решили сделать шпионами. А иранцев заранее предупредили, что это – спектакль для Запада. Этим, возможно, и объясняется нулевая реакция Тегерана на данный «шпионский скандал».

Поэтому было бы ошибкой рассматривать нынешнее сближение Ирана с Турцией и Азербайджаном как чисто показное явление, а Нахичеванскую декларацию как виртуальный документ. На самом деле, эта декларация – часть большой дипломатической игры, за которой стоят реальные интересы подписавших ее сторон. Достаточно сказать, что декларация самим своим существованием вносит неопределенность в планы ведущих игроков в регионе, не позволяет им более или менее точно просчитать дальнейшее развитие событий. В то же время она усиливает переговорные позиции Ирана, Азербайджана и Турции в сравнении с другими участниками дипломатической игры. И Армения, не охваченная этой декларацией, явно проигрывает, не говоря уже о том, что некоторые положения этого документа противоречат армянским интересам. Поэтому игнорирование данной декларации армянской дипломатией – шаг, может быть, и правильный, но совершенно недостаточный. И официальному Еревану впору задуматься над тем, чем же ответить на новый вызов «тюркской оси». А варианты ответа у Армении, безусловно, есть, причем не обязательно симметричные.

Михаил Александров, политолог

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. рассказ автора читается с неослабным интересом. только люди с "дипломатическим мышлением" способны написать такое.
  2. Ай Михаил Александров, Азербайджаном руководит умный, профессиональный дипломаты, никак у армян который руководители слесарь, хромой охотники и бывший бородатый бандите. Азербайджан отлично знает, что эти руководители Армению сами доказали 1 марта 2008 год что, для их первым нужен добыт богатство, потом валится куда не будь подальше далеко от чужой земли. Это пака им удается и это выгодна Азербайджану с Турцию и Иран. Сейчас Азербайджан и Турция если закроет кислород армян с стороне из Ирана, тогда кроме этих слесарь, хромой охотники, и бывший бородатый бандитов в Армению никого не остановится, тогда их быстрей накажем, за простой армян, и за своим.
  3. ты рассуждаешь почти на уровне Тайлерана. Молодец!
  4. А они все такие умные :)) Чушки пошли в мировую политику, рассмешил меня этот Гамил! А какие у них дипломаты - это вообще песня! Со смеха лопнуть можно :)))
  5. Налицо явный успех азербайджанской/турецкой дипломатии.// Было бы странно, если бы при нынешнем крайне выгодном для него международном раскладе, Азербайджан еще и проигрывал бы. Впрочем, недавний визит Лаврова в Баку, похоже, несколько сбил пыл с горячих тюркских парней. Ведь может оказаться, что недавняя переброска российских войск в Дагестан поближе к азербайджанской границе вовсе не является учениями, а идет подготовка к чему-то более серьезному.
  6. Это называется игра в политику...показ мускулов. Существенное ничего не случиться.
  7. Существенное ничего не случиться// Ну, если Азербайджан будет себя правильно вести, то ничего не случится. В Баку, похоже, намек поняли и дали задний ход по Транскаспийскому газопроводу.
  8. Осуществление этого проекта зависит от настойчивости и желаний потребителей. Азербайджан не чувствует сложностей в импорте энергоносителей.
  9. Очень противоречивая статья. Если аресты шпионов, как утверждает автор, действительно игра Алиева( во что я не верю), то ему придется отвечать и перед Западом и перед Израилем которыe рассматривает Баку, в качестве своего основного союзника в регионе. Ведь добрая половина(если не больше) закуплeнного у евреев оружия, не может быть использовано в Арцахе как об этом, трубит пропаганда данной страны,а вот против Ирана, вполне возможно... Объяснить такое поведение азеров, исключительно восточным блефом, политической мудростью Ильхама и банальным пусканием пыли в глаза(в лицо Запада), не возможно в принципе! Такая политика обещания золотых гор всем региональным и глобальным игрокам в нашем регионе в долгосрочной перспективе, ничего хорошего азерам, не сулит!
  10. Осуществление этого проекта зависит от настойчивости и желаний потребителей.// Потребители не могут ничего сделать без опоры на прикаспийские государства. То есть без помощи Азербайджана никакой проект в принципе не возможен. до этого Азербайджан высказывался в поддержку этого газопровода, но после визита Лаврова взял свои слова назад.
  11. то ему придется отвечать и перед Западом и перед Израилем которыe рассматривает Баку, в качестве своего основного союзника в регионе.// Что занчит отвечать? Как на партсобрании?
  12. Не знаю про партсобрания, тебе виднее... А вот азерам, действительно придется несладко! Обещать и тем и другим ,а потом их кинуть Алиеву, не возможно по многим причинам в первую очередь, геополитическим и не в данный момент.И я не верю что Иран, пойдет на демонстративное ухудшение отношений с Арменией это было бы не логично с их стороны...
  13. В Баку, похоже, намек поняли и дали задний ход по Транскаспийскому газопроводу.)))))В замен Лавров чего-то обещал наверное, может и Карабах...
  14. Лавров чего-то обещал наверное, может и Карабах// Это вряд ли. Скорее обещал, что Алиева за яйца не повесят.
  15. И я не верю что Иран, пойдет на демонстративное ухудшение отношений с Арменией // Демонстративно не пойдет. Зачем ему еще и акцентировать такой поворот? А вот на практике позиция Ирана по Карабаху, если судить по статье, уже поменялась.
  16. Одной статьи мало для такого вывода... Не думаю что иранцы, будут поддерживать исключительно проазерскую позицию, это было бы просто глупо с их стороны.
  17. Нельзя верить муслимским странам даже Ирану
  18. В наше время, никому нельзя доверять...
  19. Вокруг Армении одни мусульманские страны. В будущем Армения может прекратить существование
  20. существующие ныне вокруг Армении мусульманские страны, в будущем могут прекратить своё существование.
  21. для разгрома ИРИ Западу достаточно трех-шести месяцев интенсивных воздушных налётов. но что Западу потом делать с этой "добычей"?
  22. для разгрома ИРИ Западу достаточно трех-шести месяцев интенсивных воздушных налётов.// Стивен, для разгрома Ирана не достаточно одной лишь воздушной операции. Об этом наглядно свидетельствует опыт Вьетнама, на который было сброшено больше бомб, чем на Третий рейх. Без наземной операции не обойтись. А вот ее то США и не потянут. Кстати, никто другой в ней участвовать не захочет, за исключением разве что Англии.
  23. ну раз так, тогда не будем громить ИРИ; пусть она сама себя грохнет.
  24. Армении угроза всегда есть. Армения находится вокруг мусульманских стран. Сейчас страны востока развиваются а запад наоборот гниет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты