№ 7 (190) Апрель (16–30) 2012 года.

Николай Бордюжа: Армения – полноправный член ОДКБ со своими правами и обязанностями

Просмотров: 4272

В 2012 году исполняется 20 лет Договору о коллективной безопасности и 10 лет ОДКБ. Исторический выбор, сделанный Арменией и другими странами постсоветского пространства, выдержал испытание временем. За эти годы удалось сформировать эффективную структуру многостороннего сотрудничества в сфере безопасности и занять достойное место среди региональных международных организаций. Выстроена и успешно действует многофункциональная система комплексного обеспечения безопасности ОДКБ в своей зоне ответственности, нацеленная на противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.

По словам президента Республики Армения Сержа Саргсяна, «деятельность ОДКБ и активное вовлечение Армении по всем ее направлениям, безусловно, позитивно повлияли на боеспособность страны и способствовали поднятию уровня безопасности региона». Благодаря участию в ОДКБ и стратегическому партнерству с Россией Армения сумела довести уровень своей армии по технической оснащенности и комплектации современным вооружением до высших международных стандартов.

По линии ОДКБ Армянская армия имеет возможность участвовать в международных проектах и акциях, в российских военных учебных заведениях проходят подготовку военные специалисты по самому широкому профилю. И при всех преференциях и очевидных выгодах этого сотрудничества Армения остается в отношениях со странами СНГ и Россией равноправным партнером.

Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа рассказывает об Организации Договора о коллективной безопасности:

– ОДКБ сегодня – это серьезный коллективный силовой потенциал, это две крупные военные группировки – российско-белорусская и российско-армянская.

Это коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона, десять батальонов хорошо обученных, неплохо экипированных военнослужащих, которые могут участвовать в локализации региональных вооруженных конфликтов.

Это миротворческие силы. ОДКБ – это механизмы координации, активная работа по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, по обеспечению информационной безопасности государств-участников ОДКБ.

Наша организация имеет много инструментов, с помощью которых мы создаем систему коллективной безопасности.

– Какую оценку участия Армении в ОДКБ Вы бы дали?

– Я уже упоминал, что Армения является активным участником ОДКБ. Это касается, прежде всего, того факта, что армянская сторона не раз выступала с инициативами по совершенствованию системы и структуры ОДКБ.

КСОР – Коллективные силы оперативного реагирования, целесообразность которых признали все участники договора, – были созданы по представлению армянской стороны.

Сегодня армянская сторона выступает с конкретными предложениями по углублению военно-технического и экономического сотрудничества. И это не может не вызывать уважения.

– Будучи активным членом ОДКБ, Армения среди стран-участниц больше всего подвержена вовлечению в военный конфликт из-за неурегулированности карабахского конфликта. Угрозы возобновления военных действий постоянно звучат со стороны Азербайджана. Какова позиция ОДКБ в этом вопросе?

– В процесс урегулирования карабахского конфликта мы не вмешиваемся. Мы мониторим ситуацию, отслеживаем ее. Армения – наш союзник. И это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Но есть международные организации, в частности Минская группа ОБСЕ, очень активно работает российское руководство, которое недавно провело трехстороннюю встречу президентов, поэтому должны работать эти механизмы. Не надо создавать что-то новое или вмешиваться в урегулирование конфликта.

– Как будет действовать ОДКБ в случае кризисного развития карабахского конфликта и участия в нем Армении?

– Армения – полноправный член ОДКБ со своими правами и обязанностями. Она обязана предоставлять свои возможности в защите интересов другого участника договора, а также имеет право получать помощь от другого государства-участника ОДКБ и его союзников. Это первое. Второе – как? Все дело в развитии кризисной ситуации. Сегодня предусмотреть сценарий развития той или иной кризисной ситуации в государствах-членах ОДКБ невозможно. Есть варианты развития событий наподобие того, как это было в Киргизии, есть варианты развития событий, как это было в Белоруссии, Казахстане. Все зависит от конкретного формата действий, которые возникают в том или ином государстве. Исходя из оценки обстановки и будут приниматься решения о том, как действовать и какой использовать потенциал. То, что этот потенциал у ОДКБ есть, нет сомнения. Но он не только силовой. Как правило, в этом случае говорят о Коллективных силах оперативного реагирования. Но у нас есть и политический потенциал влияния на обстановку, у нас есть миротворческий потенциал, у нас есть потенциал по применению оперативных сил против терроризма и наркотрафика, по борьбе с незаконной миграцией. Но, повторяю, Армения как полноправный член ОДКБ в случае возникновения кризисной ситуации получит всю необходимую помощь и поддержку со стороны стран-участниц ОДКБ.

– Вы только что вернулись из Армении. Какие задачи военно-технического сотрудничества стоят перед сторонами?

– В начале марта состоялась рабочая поездка в Ереван представителей Объединенного штаба и Секретариата ОДКБ, которые занимались подготовкой проведения очередных учений КСОР «Взаимодействие-2012», которые пройдут в сентябре этого года на территории республики. В ходе своего визита я провел встречи с министром иностранных дел Армении Э. Налбандяном и секретарем Совета национальной безопасности Армении А. Багдасаряном. Мы обсуждали широкий круг вопросов деятельности организации и задачи на ближайший период. Проведено совещание с представителями силовых структур по обсуждению проектов концептуальных документов,

Мы создаем Концепцию развития ОДКБ, Стратегию системы коллективной безопасности, наконец, Систему стратегического планирования в ОДКБ. Это документы, которые нужно обсуждать и согласовывать. В Армении я встречался с экспертами и политологами, чтобы услышать их мнение и замечания по проектам документов. Что касается военно-технического сотрудничества, президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего визита в Ереван в 2010 г. подписал меморандум о совместной военно-экономической деятельности, создании совместных предприятий военно-промышленного комплекса.

В рамках этого меморандума мы сегодня работаем, это наш пилотный проект по созданию совместных предприятий по ряду направлений в военно-экономической сфере между Россией и Арменией. На сегодняшний день согласованы четыре проекта по созданию сервисных центров на территории Еревана. Это будут центры, обслуживающие военную технику Вооруженных сил Армении и стран-участниц ОДКБ.

– Cобытия в Киргизии подняли проблему участия ОДКБ в решении внутриполитических проблем стран-участниц ОДКБ. Не будет ли это решение восприниматься как попытка вмешательства во внутренние дела и подавление оппозиции при помощи Коллективных сил?

– После киргизских событий на неформальном саммите президентов в Астане в августе прошлого года обсуждался вопрос о создании механизма кризисного реагирования в ОДКБ, который мог бы повлиять на обстановку в случае, если национальные органы правопорядка, власти не справляются с ситуацией, когда в стране возникает хаос, бесчинства, массовые беспорядки, мародерство, а на национальном уровне с этой проблемой справиться нет возможности. По решению Совета коллективной безопасности, принимаемому консенсусом, возможно, будет использовать потенциал ОДКБ. Я подчеркиваю: не применять войска, а использовать потенциал организации, прежде всего политический, для разрешения кризисной ситуации. Такая договоренность есть, и в этом направлении мы работаем.

Когда вносились изменения в нормативные документы, такую возможность в сферу деятельности ОДКБ государства заложили. Но применять потенциал не в борьбе с оппозицией, а по восстановлению правопорядка и защиты граждан. И принимать такие решения будут президенты государств-членов ОДКБ путем консенсуса. Это не наделение ОДКБ жандармскими функциями, как это часто преподносят, не участие ОДКБ в политических играх на национальном уровне, а защита интересов граждан и правопорядка стран, входящих в ОДКБ.

– Обстановка вокруг Ирана продолжает накаляться. Между тем Иран имеет общую границу с Арменией, являющейся участником ОДКБ и стратегическим партнером России. Какую позицию займет ОДКБ в случае начала военных действий против Ирана?

– Позиция одна – чтобы этого конфликта не было. По этому поводу страны – участницы ОДКБ уже приняли совместное заявление, в котором предлагают решение спорных вопросов сугубо мирными методами. Нанесение ударов по Ирану потрясет огромный регион. Причем потрясет серьезно. И с точки зрения военной, и с точки зрения политической, миграционной, экологической. Если все-таки по Ирану будут нанесены удары и начнется война, она будет иметь колоссальные последствия. Армения совместно с Ираном реализует ряд крупных инвестиционных программ в сфере энергетики, сравнительно недавно задействован газопровод, намечено строительство нефтепровода. Обсуждается строительство железной дороги. Все эти жизненно важные для Армении проекты, скорее всего, будут свернуты или законсервированы на неопределенное время. А это будет серьезным ударом по экономике Армении и, как следствие, по благосостоянию населения Армении. А поскольку военный конфликт в Иране означает эскалацию напряженности в непосредственной близости от внешних границ СНГ и зоны ответственности ОДКБ, то он будет являться угрозой безопасности и для стран Содружества. Поэтому мы являемся принципиальными противниками военного решения иранской проблемы.

Эдуард Сахинов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Какой Борд.жа, какой ОДКБ! В случаем войны с азиками ни один казах, таджик, узбек или белорус не станет на нашу сторону. Фикция, а не организация!
  2. Глупости.Пусть таджики и казахи не пойдут защищать Армению,но Россия остается нашим главным другом.А кто еще?Европейцы?
  3. ОДКБ и другие подобные организации нужны прежде всего таким, как этот джентльмен по фамилии Бордюжа, членам семей российского генералитета и дипломатического корпуса, чтобы пристроить своих чад. ОДКБ - мыльный пузырь! Армения должна надеется только на свои силы, а не на разных нищих таджиков и киргизов. А hеалисту и антиподу нигИлистов посоветовал бы почитать, как Батька Лука и Кремль активно вооружают азиков. Союзнички :))) На их языке это звучит так: ничего личного - бизнес...
  4. У вас особый дар - брать интервью для НК у высокопоставленных чиновников, которые никому даром не нужны. Тяга к возвышенному? :)) Бедняга...
  5. Не делайте глупых заявлений от имени всех читателей.Интервью в "НК" с высокопоставленными чиновниками интересны в том ,что они выражают свою позицию к Армении,армянам,диаспоре,Карабаху и т.д.
  6. ОДКБ - фуфло! Удивительно, что Паргев, пожив в Европе, так сохранил в себе неиссякаемый "советизм". Очень удивительно. И все вам нравится, как нашим кондовым и недалеким ура-патриотам, которые дальше Егварда никуда не выезжали.
  7. Какие мы цивилизованные. Европа по вам плачет. А вот Армения нет. и слава богу!
  8. Это европа твоя фуфло. Чего ты ей тут козыряешь? Боишся, что пособие перестанут платить?
  9. Ну все, советский колхоз налетел на Евросоюз! С этим агрессивным сельпо лучше не связываться... Собирайте, товарищи, облигации этого своего ОДКБ :)) Боже, сколько еще идиотов среди армян!
  10. модер ты как и некоторые хаи с этого форума не отличаетесь своими манерами от подлого шакала!Трус несчастный!Вы заслуживаете жить ползя как черви навозные...
  11. Да, без улыбки такие интервью читать нельзя. :))
  12. Вобще-то без горечи нельзя читать форумчан, особенно наглых хамов, которые не отличаются хорошими манерами.
  13. В Армении продолжается избирательная кампания в преддверии выборов нового состава парламента. Со всеми, скажем так, "прелестями" - вплоть до черного пиара, жертвой которого считают партию "Наследие". Ереванская "Лрагир" на этом фоне выдвигает небезынтересную версию. "Сейчас против "Наследия" и "Свободных демократов" начался настоящий черный пиар. Сначала их обвинили в сделке с Сержем Саргсяном, потом, через российские СМИ - в тайных переговорах с Турцией и пр. Это не возымело существенного воздействия, потому что было шито белыми нитками. Но дело даже не в этом, а в том, почему "Наследие" и "Свободных демократов" так преследуют и власти, и оппозиция. Видимо, эти партии являются единственным потенциальным источником поствыборных протестов, и всем выгодно нейтрализовать их уже сейчас. Это совпадает и с интересами российских спецслужб, которым не хотелось бы видеть в парламенте Армении партии, заявляющие о пересмотре отношений с Россией", - указывает газета. Это совпадает и с интересами российских спецслужб, которым не хотелось бы видеть в парламенте Армении партии, заявляющие о пересмотре отношений с Россией Полыхнул громкий скандал вокруг Гагика Царукяна, "водочного олигарха", главы партии "Процветающая Армения" и по совместительству руководителя НОК Армении. Царукян, по отзывам очевидцев, на одну из встреч с избирателями явился с оружием. А потом "успокоил" аудиторию: пистолет, дескать, не против людей, а "против воров и гиен". Но в центре внимания ереванской аудитории, судя по всему, продолжают оставаться принявшие астрономический масштаб предвыборные взятки. Впрочем, обвинение против все того же Гагика Царукяна, что его партия "в обмен" на результаты голосования раздавала в селах мини-тракторы, не подтвердилось: как пояснил Царукян, никто никому на безвозмездной основе технику не дарил. Но другие партии, от правящей "Республиканской" до "Оринац Еркир", используют подкуп весьма бойко. В ход идут просроченное варенье и другие продукты питания, дешевые косынки, парфюмерия не самого высшего сорта... Избирательный подкуп достиг той черты, что на него были вынуждены отреагировать и власти. По сообщениям ряда СМИ, в том числе Armenia Today, президент Армении Серж Саргсян принял генерального прокурора Агвана Овсепяна и обсудил с ним все чаще звучащие в связи с избирательными процессами последних недель проявления озабоченности общественности подкупом избирателей и дал соответствующие поручения. "Несомненно, это негативное явление серьезно бросает тень на легитимность любых выборов, и важнейшая задача каждого демократического и правового государства состоит в том, чтобы нейтрализовать подобное нежелательное воздействие и обеспечить организацию и проведение свободных и справедливых выборов", - сказал Саргсян. Он подчеркнул, что хотя действующее законодательство и позволяет должным образом предотвращать или выявлять это преступление и наказать совершивших его лиц, однако, исходя из важности проблемы и с целью обеспечения максимально эффективного применения требований закона, необходимо в объективно сжатые сроки предпринять дополнительные меры, как того диктует ситуация. Впрочем, пойдет ли дело дальше слов, особенно с учетом того факта, что взятки активно раздает именно его партия - вопрос открытый. Между тем уже упоминавшаяся выше "Лрагир" отмечает: "Восточная привычка не ходить в гости с пустыми руками распространилась в Армении на все сферы жизни - от дипломатии до выборов. Пресса пишет, что посол Армении в Великобритании Карине Казинян встречалась с руководителем наблюдательной миссии ПАСЕ на парламентских выборах в Армении Эммой Николсон и по выходе из кабинета оставила бутылку коньяка в коробке. Николсон рассказала, что после ухода Казинян заметила коробку с коньяком, который отдала в благотворительную организацию, поскольку британские законы запрещают чиновникам получать подарки. Говорят, в 2008 году международные наблюдатели покидали Армению с дорогими подарками. "Это очень серьезная проблема, но на дворе 2012-й, а не 2008 год", - сказала Николсон", - отмечает газета. Не упоминая, естественно, о том, сколько бутылок коньяка в свое время было оставлено в высоких кабинетах в той же Москве. Что и говорить, "Лрагир" изложила небезынтересную версию, почему иностранные наблюдатели пишут весьма благожелательные отчеты о выборах, а затем возмущенных фальсификациями граждан расстреливают на улицах. Хотя, возможно, дело не только и не столько в коньяке - взятку армянские политики уже давно дают голосами этнических армян на выборах, и такой "бакшиш" щепетильные европейцы точно не отвергнут. А "Лрагир" между тем продолжает: "Армянские партии тоже не идут к избирателям с пустыми руками. Несут кто на что горазд. Гагик Царукян дарит трактора, потом клянется, что до 2013 года не отберет их обратно. Артур Багдасарян дарит варенье с заводов своих сторонников. Правящая партия ходит по домам и записывает, кому что нужно. Взятку армянские политики уже давно дают голосами этнических армян на выборах, и такой "бакшиш" щепетильные европейцы точно не отвергнут И результаты такой вот любви к "бакшишу" не замедлили себя ждать. В Армении опубликованы очередные данные Государственного комитета госдоходов при правительстве Армении. Согласно им, в первом квартале 2012 г. в Армению было импортировано 6858 автомобилей. Об этом сказано в публикации По сравнению с первым кварталом 2011 г. количество ввезенных автомобилей сократилось на 846 единиц. Таможенная стоимость 55% импортированных машин не превышает 5000 долл., стоимость 23% находится в промежутке 5-10 тыс. Что касается машин, таможенная стоимость которых превышает 30 тыс. долл., то таких было импортировано 567 штук (%7,3). Отметим, что в последнее время в импорте машин растет доля дешевых автомобилей стоимостью 5-10 тыс. долл.. Например, в 2008 г. их было около 25%, в 2009 г. - 33%, в 2010 г. - 45%. Общая таможенная стоимость импортированных в первом квартале 2012 г. в Армению автомобилей составляет 43.3 млн. долл., то есть в среднем 6,3 тыс. на машину. Для сравнения, в 2011 г. этот показатель составлял 7,3 тыс. долл. При этом, как подчеркивают специалисты, автомобильный рынок - это весьма надежный индикатор общего состояния дел в экономике. И если идет вниз и количество ввозимых автомобилей, и средняя их цена, это значит, что, какую бы красивую отчетность ни изображали в Ереване, в реальности "Мадагаскар" в армянской экономике продолжается. А вместе с ним продолжается и бегство из страны и людей, и капитала. Как утверждает в этой связи ереванская "Еркир", "брат лидера партии "Оринац Еркир" Артура Багдасаряна Армен Багдасарян, кто является собственником ряда крупных предприятий, намерен продать имущество и уехать из страны. Наши источники утверждают, что секретарь Совета безопасности Артур Багдасарян никоим образом не пытается убедить брата остаться в стране". В Совете безопасности Армении, похоже, располагают более правдивой информацией, чем "слегка причесанная" официальная отчетность.
  14. Все эти ОДКБ и прочие "рога и копыта" в рамках т.н. СНГ существуют для таких, как Бордюжа и прочие высокопоставленные чиновники, которые получают заоблачные зарплаты. Толку от этих организаций, как и от самого СНГ, никакой. Все они создаются, чтобы трудоустроить детишек высокопоставленных чиновников. И баста! Мы должны надеяться только на свои силы, а не на эти левые структуры. Это пусть Роберт сопли вытирает и умиляется Бордюжами, любитель и почитатель Кремля.
  15. Айка моя, без подмогу Кремля сейчас в мире никто не упомянул бы об Армении и армянах...Эти термины стали бы достояниями исторического прошлого, Так,что айка, вам надобно крепко держаться за орган генофонда северного медведя и ласкать его тонко и нежно дабы не возбуждать в нем зверья.
  16. Чушки апшеронские стали остряками:))) А этот ОДКБ - всего лишь непутевая дубинка в руках Кремля.
  17. А вы какими тупыми были, теми и остались. Карабахские иашки остроумнее чем хаястанские хозы.Они не успокоятся пока хайбостан не превратят в пустынь.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты