№ 9 (192) Май (16–31) 2012 года.

Армяне-католики Турции. Между Западом и Востоком

Просмотров: 6931

Не сегодняшний день нет достоверных данных о численности армян-католиков в мире. Однако известно, что они проживают во многих странах, в том числе в Армении, особенно на севере и северо-востоке страны.

Первые контакты армян с католическими миссионерами происходили именно в Западной Армении и Киликии (ныне восток и юго-запад Турции). Киликийские армянские цари охотно контактировали с западным миром, откуда и проникал католицизм. Боле того, у многих киликийских армянских царей жены и матери были католичками. Этот фактор играл определенную роль в восприятии католицизма среди некоторой части армянского населения Киликии.

Учитывая трудное положение армянского населения, в особенности в эпоху тюркских вторжений, западные миссионеры начали активно действовать по всей территории исторической Армении. Они, поощряя материально, обращали в католицизм сельское население, и, в частности, в тех регионах, где в результате опустошительных набегов тюркских племен условия жизни были невыносимыми. В эпицентре католических миссионеров оказались в первую очередь армяне Карина (ныне Эрзерум), Харберда, Мардина, Тигранакерта (Диарбекир), а также Битлиса, долины Муша и других регионов. Под влияние католических миссионеров попали также армяне Восточной Армении, в частности целые села в Нахиджеване и Ардвине, а также в городах Шуши и Шемахе.

Вплоть до начала прошлого столетия одним из самых католических районов считался Хоторджур, ныне северо-восток Турции. В ущелье Хоторджура имелись целые села армян-католиков. Они жили довольно изолированно и считались яростными католиками, точно так же как и армяне Ардвина.

Как замечает исследователь А. Чолакян, «принявшие иное вероисповедание армянские общины стремительно ощущали духовные, образовательные,  экономические и бытовые изменения:  у них появлялись образцовые гимназии, школы для совершеннолетних, красивые здания церковных школ, врачи и аптеки, возможности трудоустройства; в быту и отношениях возникали новые явления.

Традиционная же армянская община оставалась нищей,  безграмотной,  вызывающей насмешки, и в этой ситуации многие видели спасение именно в верообращении. Практически повсеместно обострялись отношения между новообращенными и теми,  кто остался верен ААЦ. Меньшинства оказывались под запретом, армянские имения разрушались или присваивались, даже кладбища становились яблоком раздора. Сменившие вероисповедание всегда чувствовали себя защищенными перед высшими инстанциями Османской империи,  а значит, и перед местными правителями и чиновниками.  

Помимо защиты,  предоставляемой иностранными миссионерами своей пастве, последняя пользовалась также защитой итальянских, английских, немецких, американских и французских консульств, которые делали то,  что велели им миссионеры.  В обмен на смену вероисповедания иностранные миссионеры защищали народ от зверств османских властей и даже своеволия армянских феодалов».

Примечательно, что, например, в Антиохии армянские католики и протестанты издевались над прихожанами ААЦ, обзывая их  «эрмани, кармэр имана» («армянин – красный платок»). Вышитый красный платок, которым покрывали голову, воспринимался как символ ретроградства. А в Ардвине среди армян-католиков считалось постыдным общаться с последователями Армянской Апостольской Церкви. Жители Ангоры – армяне-католики (ныне столицы Турции Анкары) отделяли себя от других армян, именуясь франгами. Этот термин впоследствии был распространен среди других армян-католиков и ныне используется в быту у армян-католиков Грузии и Армении.

В 1830 г. турецкий султан признал армян-католиков как отдельную «армянскую католическую нацию» (миллиет), разрешив им иметь духовного предводителя. До геноцида армян в Османской Турции проживало свыше 200.000 армян-католиков. Эти данные узнаем из засекреченного архива Ватикана. Основными регионами армян-католиков считались Зейтун, Мараш, Александрет, Харберд, Адана, Мерсин, Мардин, Тигранакерт, Карин, Муш, Тортум и Хоторджур, Сгерд и Ардвин. А также многочисленные общины в Стамбуле, Анкаре и Бурсе. Часть армян-католиков эмигрировала из Муша, Карина и Ардвина на юг Грузии и север Армении. После геноцида 1915-1921 гг. число армян-католиков в нынешней Турции не превышало 30.000. Все армяне-католики, проживающие в ущелье Хоторджура, были уничтожены. Хоторджур считался одним из самых развитых регионов. Уровень жизни в этой изолированной армянской католической общине был настолько высоким, что возбуждал недовольство среди соседних турок и лазов, которые во время геноцида армян убили хоторджурцев, разграбив их имущество. Были стерты с лица земли армянские католические села Ардвина. Тотальному истреблению подверглись все католики в городе Евдокия (ныне Токат). Из 400 католических армянских семей Мидьята после геноцида уцелели лишь 24. Такая же учесть постигла армян Мардина и Тигранакерта. Одним из первых турками был убит влиятельный лидер армянской духовной общины Мардина Игнатиус Малоян. Часть киликийских армян-католиков вместе с французами и немцами смогла выбраться из региона, оказавшись впоследствии на Западе. Другая часть переселилась в Сирию и Ливан, где уже существовали армянские католические общины.

Известно, что в середине 30-х годов оставшиеся армяне-католики Мардина и Мидьята вместе с местными ассирийскими католиками (халдеи) эмигрировали в Бельгию, Францию, США и Латинскую Америку.

Что касается общины армян-католиков Анкары, то она существует и ныне. Община в языковом плане отуречена. Сохраняя историческую память о своем армянском происхождении, армяне-католики Анкары в то же время ведут типично западный образ жизни. Имена у них западноевропейские: Альфонс, Мадлен, Элизабет, Жерар, Натали, а фамилии отуреченные: Дарчиоглу, Сапунджи, Якубоглу, Чимишкоглу и т.д. Они посещают католическую церковь в Анкаре, участвуют в латинских литургиях. Поддерживают связь с европейскими фондами и благотворительными организациями, не контактируя с представителями Армяно-Григорианской общины города. Число армян-католиков в Анкаре, по различным данным, составляет от 900 до 1500 человек. Отдельные семьи проживают в соседних с Анкарой маленьких городах.

Другой относительно большой общиной являются армяне-католики Стамбула. Они подчиняются армянскому католическому архиепископу Стамбула. В отличие от армян-католиков Анкары, община Стамбула довольно организованна. Последние имеют свои благотворительные учреждения, больницы, лицеи и гимназии. Действует 12 армянских католических церквей в знаменитых районах Стамбула: Бейоглу, Таксим, Кадикей, Ортакей, Каракей, Бююкада, Еникей и др.

В отличие от армянской католической общины Анкары, армяне-католики Стамбула поддерживают связь с остальными соотечественниками и играют весьма важную роль в общинной жизни. За последние годы власти Турции встречаются также с лидерами армян-католиков страны, отмечая особую роль этой религиозной группы армян.

Резиденция Патриарха армян-католиков из Турции с Киликии была перенесена в Ливан, где находится и поныне. Первым Патриархом армян-католиков был Абраам – Петрос Ардзивян (1737-1749), а ныне Патриархом является Нерсеc Петрос XIX Тармуни, его резиденция в Бейруте.

Что касается оставшихся армян-католиков Турции, то кроме Стамбула и Анкары имеются малочисленные семьи в Мерсине, Искендеруне, Диарбекире и Мардине, где имеются армяно-католические церкви.

В целом история распространения католицизма среди турецких армян не особо изучена и требует внимательного подхода, так как, несмотря на свою малочисленность, армяне-католики Турции играют значимую роль в жизни страны.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо за статью!
  2. Вот что означает один народ - одна церковь , вроде христиане , но - пропасть не понимания , помню ещё статью об армян принявших ислам ,по тем или иным причинам- велись дискуссии-остались ли они армянами или нет? и многое другое.Статья мне понравилась
  3. Да уж. Я думаю, что в независимости от религии бы должны быть сплоченными. Какая разница мы католики или протестанты, главное, чтобы не скрывали свою идентичность и гордились нашим армянским происхождением. А мусульмане-армяне - другой фактор. Но все же наши. За статью огромное спасибо! Исчерпала много интересного для себя!
  4. Госпожа Анаида вы совершенно правы - все они армяне, язык, национальное самосознание... Очень хорошая статья, спасибо парон Акопян. Но все же надо было указать, что многие из них становились католиками не по доброй воле. Например киликийские армяне. Их цари, (в частности Левон Рубенян в конце XI века) заключили союз с крестоносцами, лидер которых Фридрих Барбаросса погиб в Киликийских горах. Одним из условий было принятие армянами Киликии католицизма. В лице крестоносцев они получили мощного союзника против тюрков и уже надвигающихся монголов. В другом месте, в ходе трагичного восстания армян против османов в 1862 году в Зейтуне, им вызвалась помочь Франция в лице своего посла и местного священника-католика Хасуняна в обмен на переход в католицизм. Многие армяне здесь стали католиками, это в какой-то мере сохранило их, но увы, после от геноцида не спасло. Таких случаев было очень много. Но и известны случаи когда армяне наотрез отказывались от католицизма.
  5. Господин Уфаэци! Я тоже с вами согласна.Но думаю, что в одной статье вряд ли автор мог бы поместить столько информации. Армяне-католики- это ведь тема очень насыщенная, как и тема армян-мусульман. Я думаю что мы армяне сами растворяем свои ресурсы по миру, не признавая или не желая признать иноверующих армян своими...это обидно.
  6. Анаида это происходит от того, что ваши идеологи отдают их в жертвы ради мец Хаястан Так поступили они и с армянами Азербайджана. Они потеряли все, что накопили своими трудами всю жизнь во имя этой не состоявшейся идеи и сколько армянам придется страдать на будущем... Есть о чем подумать народу.
  7. Церковь Святого Либория (Краснодар) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%D1%E2%FF%F2%EE%E3%EE_%CB%E8%E1%EE%F0%E8%FF_%28%CA%F0%E0%F1%ED%EE%E4%E0%F0%29
  8. Соглашусь, что нам дороги ВСЕ армяне - григориане, католики, протестанты и даже мусульмане (их мало). Неприязнь к "иноверцам" разжигает, разумеется, заинтересованная сторона - официальная ААЦ. Это плохо.
  9. армяне-исповедующие тёмные деструктивные культы, вам тоже дороги?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты